< Предыдущая | Следующая > |
---|
В день рождения писателя мы, конечно же, вспоминаем его книги. «Тимур и его команда», «Школа», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Бумбараш» и другие произведения Аркадия Гайдара знакомы поколениям читателей нашей страны, у каждого наверняка есть с детства любимая книга этого писателя, 120 лет со дня рождения которого мы отмечаем.
У меня это — «Судьба барабанщика». Захватывающая история поединка школьника-пионера с коварными врагами, прячущими своё истинное лицо под маской честных советских людей. Повесть написана ясным и сочным языком, с прекрасными диалогами, глубоким проникновением в детскую психологию. Поэтому дорогу к сердцу читателя книга находит легко, от неё не оторвёшься, пока не перевернёшь последнюю страницу. В драматическом повествовании много юмора, крутых сюжетных поворотов. Важнейшее достоинство повести — яркие, неожиданные персонажи. Чего стоит только западный шпион, выдающий себя за дядю главного героя! Обаятельный говорун, демагог, жестокий и льстивый циник, смесь лисицы с тигром, он хитро манипулирует мальчиком, ловко играя на его страхах и неопытности. Отлично выписанный образ «дяди» роднит его с персонажем другого выдающегося произведения мировой литературы для юношества — Сильвером из стивенсоновского «Острова сокровищ».
В постсоветское время я встречал разные критические трактовки «Судьбы барабанщика», событий, изложенных в повести, мотивов поступков её маленького героя. Они нередко вольно или невольно снижали идеологическое, а значит, и патриотическое звучание произведения. Вот, например, взгляд на «Судьбу барабанщика» критика и писателя Павла Басинского («Родина», 26 октября 2011 г.): «Да разве это вещь о «шпионах» и «бандитах», обманувших советского подростка, в конце концов оказавшегося всё-таки бдительным и взявшегося за пистолет? Нет, конечно! Это повесть о мальчике, который мечтал стать мичманом и уплыть далеко-далеко, в неизвестные дали, подальше от всех этих «шпионов» и «бандитов», а заодно — этого бдительного государства. Это великий подростковый «роман-путешествие», такой же, как «Гекльберри Финн» Марка Твена. Там тоже, если помните, мальчик остался без родителей и куда-то всё время плывёт (…) и его тоже окружают взрослые мошенники, Король и Герцог, а другие взрослые идиоты стреляют друг в друга, одержимые своей «американской мечтой». Но обмануть детскую душу невозможно, как невозможно провести Бога. И правы остаются всё-таки мальчики с детской мудростью, а не взрослые со взрослыми глупостями. Вот о чём эта повесть».
С чем нельзя не согласиться, так это с оценкой: «великий роман». Да, Гайдар стоит в славном ряду Марка Твена, Стивенсона и других классиков мировой литературы. Кстати, у «Судьбы барабанщика» в этом году тоже юбилей — 85 лет первого книжного издания. А вот с «характеристикой» «барабанщика» Сергея Щербачова как эдакого Питера Пэна — мальчика, не желающего взрослеть, или подростка, погружённого в свой гаджет, отрешённого от сложных вопросов оружающей действительности — «взрослых глупостей», сторонящегося «бдительного» государства, можно поспорить. Думаю, сам Сергей обиделся бы на такую характеристику.
Нет, и в повести это чётко прослеживается, не лелеет он мечту «уплыть» от «государства», подросток не возлагает ответственность за страну только на взрослые плечи. За это государство воевал против белых его отец, для которого «нет ничего святей знамён Красной Армии», с ним Сергей мысленно сверяет свои поступки. Сергею близки великие вехи и символы Советской страны, дорога пионерия: «возвращался я из школы очень весёлый, потому что наконец-то поставили меня старшим барабанщиком нашего четвёртого отряда». Шпионы и бандиты, с которыми свела его недобрая судьба, в понимании Сергея — зло не только для него, а и для любимой страны, и для его оступившегося отца, которому он хранит верность, и для друга Славки. «Так вот и такие бывают шпионы, добрые! (…) А праздник — весёлое Первое мая? А гром и грохот Красной Армии?.. Не для вас же, чтобы вы сдохли, плакал я, когда видел в кино, как гибнет в волнах Чапаев!..» Да, «Судьба барабанщика» — это книга о верности: себе, отцу, стране, дружбе. В решительный момент Сергей не бережёт себя, не прячется от врагов, не бежит, хотя может это сделать, а сознательно преграждает им путь, встаёт под их пули: «Пусть уйдут эти страшные люди. Мне их не надо (…) Как уйдут? — строго спросил меня кто-то изнутри. — А разве можно, чтобы бандиты и шпионы на твоих глазах уходили, куда им угодно? (…) Выпрямляйся, барабанщик!..»
А вот как Сергей представляет будущее, оно для него неотделимо от советских идеалов борьбы за освобождение человечества: «Пройдут годы. Не будет у нас уже ни рабочих, ни крестьян. Все и во всём будут равны. Но Красная Армия останется ещё надолго. И только когда сметут волны революции все границы, а вместе с ними погибнет последний провокатор, последний шпион и враг счастливого народа, тогда и все песни будут ничьи, а просто и звонко — человеческие».
Такие мальчики, как Сергей, воспитанные в СССР в духе патриотизма, самоотверженности и любви к Родине, спустя несколько лет встанут на пути фашистской агрессии, одолеют смертельного врага в Великой Отечественной войне. Так что бой, который дал Сергей шпиону-«дяде» и бандиту старику Якову, был своеобразной литературной предтечей схватки двух миров. Сегодня, когда Запад снова пробует нашу страну на прочность, особенно ценны в подрастающем поколении чувство патриотизма, стремление разделить со взрослыми ответственность за страну, а если потребуется, защитить её. Именно эти качества высоко ставит в маленьких героях своих книг Гайдар.
Связано у меня с именем Аркадия Гайдара и воспоминание об отдыхе во Всесоюзном пионерском лагере Артек в июньскую смену 1975 года. Жарким летним днём наш восьмой отряд дружины «Озерной» совершил традиционное для всех артековцев восхождение на Медведь-гору — Аю-Даг, у подножия которой расположен Артек. Бытует даже поговорка: «Кто на Аю-Даге не бывал, тот артековцем не стал».
На вершине горы лежит камень, который называют «горячим» в память о знаменитой сказке-притче Гайдара. Здесь артековцы загадывают заветные желания. Якобы именно этот волшебный камень описал Гайдар. Ведь он неоднократно бывал в Артеке; в этой «пионерской республике» происходит действие его повести «Военная тайна».
Как вы помните, в сказке говорится, что тот, кто разобьёт горячий камень на горе, тот вернёт свою молодость и начнёт жить сначала. Старик, герой сказки, отказался менять свою нелёгкую, полную борьбы и лишений жизнь на новую, потому что она «прошла трудно, но ясно и честно». Не нашлось и других охотников. Не находится до сих пор. Есть в сказке такие слова от лица автора: «Был на той горе и я однажды (…) А что, — думаю, — дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!» Однако постоял-постоял и вовремя одумался. «Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идёт молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».
Аркадий Гайдар прожил свою короткую жизнь ярко и наполненно, оборвалась она в бою. Он жил, как писал, и погиб, как писал; слова его не расходились с делом. Поэтому светлые, мужественные книги Гайдара так притягательны. Они пробуждают в детях и взрослых высокие чувства и стремления. Они помогают человеку прожить жизнь достойно, на благо людям и Родине, прожить «так, как надо».