< Предыдущая | Следующая > |
---|
В среду 12 июня США объявили о новом пакете санкций, центральным элементом которого стали санкции против Московской биржи. Теперь биржевых торгов долларом и евро больше не будет. Разбираемся, насколько это значимо для рядовых граждан.
Новость про санкции против Мосбиржи спровоцировала настоящую панику среди населения. Во всех СМИ целые сутки об этом только и говорили, кто-то бросился скупать валюту, а банки раздвинули спреды между курсами покупки и продажи наличных долларов и евро до совершенно неприличных уровней (один банк продавал доллар по 200 рублей, а покупал по 50).
Однако уже на следующий день стало понятно, что никаких катастрофических последствий не произошло. Торги долларом и евро на Мосбирже отменены, но остался внебиржевой рынок, на котором теперь и будет проводиться торговля. По итогам торгового дня 13 июня стало ясно, что всё работает как надо: все те, кому надо было совершить сделки с долларами и евро, смогли это сделать, а курсы доллара и евро к рублю остались более-менее стабильными. К концу дня ЦБ объявил официальный курс «на завтра», рассчитанный по новой процедуре (на основе банковских отчетов о заключенных сделках), и оказалось, что рубль даже немного укрепился.
Все произошло столь гладко потому, что санкции против Мосбиржи были вполне ожидаемы, поэтому ЦБ заранее подготовил инфраструктуру торгов и курсообразования, а также детально проработал порядок перехода.
Ровно так же предусмотрительный хозяин загородного дома при отключении сетевого электричества (что за городом, к сожалению, бывает нередко) просто включает генератор, который у него заготовлен заранее, и члены его семьи могут вообще ничего не заметить. Однако электричество от генератора выходит заметно дороже, чем сетевое, да и хлопот с ним больше, поэтому если переход на свою генерацию произойдет навсегда, то семья через какое-то время почувствует эффект на своем бюджете.
Также и с торгами валютой: внебиржевой рынок вполне удовлетворительно выполняет функцию курсообразования и перераспределения валюты от тех, у кого ее избыток (экспортеры), к тем, кому она нужна (импортеры), но выходит это дороже.
Во-первых, на внебиржевом рынке комиссия торговой системы обычно выше, чем на биржевых торгах. А во-вторых, теперь клиенты не могут купить и продать валюту сами, они вынуждены обращаться к помощи посредников – крупных банков, поскольку к внебиржевым торгам допускают только уполномоченных операторов. А значит, банки могут значительно раздвинуть спреды между курсами покупки и продажи валюты, ведь у клиентов теперь нет более дешевой альтернативы.
Таким образом, банки смогут нарастить свои прибыли за счет экспортеров и, особенно, импортеров, ведь импортеры – это зачастую сравнительно мелкие компании, у них в отношениях с банками слабая переговорная позиция. Есть, конечно, всевозможные альтернативные способы расчетов (через дружественные валюты, через крипту, через бартер), но это тоже гораздо сложнее и дороже, чем расчеты в долларах и евро, купленных на бирже. Так что импортеры свои увеличившиеся издержки попытаются заложить в цены. Вот вам дополнительный проинфляционный фактор!
Далее возможны два крайних сценария. Если наблюдаемый в последние несколько месяцев потребительский ажиотаж сохранится, то увеличение издержек на импорт можно будет заложить в цены полностью; тогда инфляция вырастет довольно заметно, и ЦБ придется еще больше поднимать ставку. Если же потребители не готовы будут покупать импортные товары по более высоким ценам, то объемы импорта сократятся, рубль укрепится, и ЦБ даже сможет раньше перейти к смягчению денежно-кредитной политики, чтобы не допустить переукрепления рубля, как это было в 2022 году.
Кстати, после объявления санкций рубль начал устойчиво укрепляться как к доллару и евро, так и к юаню, курс которого по-прежнему определяется на биржевых торгах. Это происходит именно потому, что участники рынка ожидают сокращения импорта и, соответственно, делают ставку на укрепление рубля.
Мы описали два крайних сценария; фактическая ситуация будет где-то посередине. Но в любом случае для отечественных товаропроизводителей конкуренция со стороны импорта несколько уменьшится, во всяком случае конкуренция со стороны импорта, за который расчеты идут в долларах или евро (такой импорт будет либо дороже, либо дефицитнее, либо и то и другое вместе). А значит, есть призрачная надежда, что хоть на этот раз бизнес наконец попытается развивать собственное производство, а не искать все новых и новых путей для импорта.
Ведь когда-то же должна нам надоесть эта непрекращающаяся игра в кошки-мышки с западными партнерами: они накладывают все новые санкции, а мы ищем пути их обхода, и так по кругу. Может, уже пора заняться собственным производством?
____________________________
Статья опубликована в газете «Правда», №62, 18.06.2024, https://gazeta-pravda.ru/issue/62-31555-1819-iyunya-2024-goda/igra-v-koshki-myshki/