Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Юбилей комбайностроительного гиганта
Среда, 18 Сен 2024
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Юбилей комбайностроительного гиганта

Печать

На Дону отмечают годовщину предприятия, ставшего символом могущества советского строя и превосходства социалистической системы хозяйствования


  21 июля исполняется 95 лет «Ростсельмашу» — одному из крупнейших предприятий сельхозмашиностроения в СССР и в мире, знаменитому заводу-гиганту, с которым в советское время была связана судьба каждого десятого жителя Ростова-на-Дону. Своим рождением РСМ обязан был сталинской индустриализации, призванной превратить аграрную, разорённую Гражданской войной и интервенцией страну в великую промышленную державу.
 


Предначертано Дзержинским
 


В 1925 году Высший совет народного хозяйства СССР под руководством Феликса Дзержинского принял решение о возведении на юго-востоке страны, богатом углём, металлом, лесом и чернозёмами, завода по производству сельскохозяйственного инвентаря. По рекомендации секретаря Юго-Восточного бюро ЦК Российской коммунистической партии большевиков Анастаса Микояна, работавшего тогда в донской столице, сооружение масштабного производства первой пятилетки было запланировано именно в Ростове-на-Дону.

Незамедлительно был запущен процесс проектирования, начался поиск подходящего места для стройки века. Уже год спустя на окраине города, в районе станции «Нахичевань — Донская», практически в голой степи началось возведение будущего флагмана отечественного машиностроения. Прокладывались железные и мостовые дороги, подъездные пути, осветительная, силовая, электрическая и телефонные сети, строились мастерские, склады, железобетонные резервуары, закладывались фундаменты будущих цехов и жилых районов. Создавалась социальная инфраструктура, были основаны школа, детсад, ясли, столовая, магазин, Дворец культуры, росли дома для тружеников Сталинского посёлка. На грандиозной сельмашевской стройплощадке творили историю тысячи рабочих, сотни инженеров и техников, съехавшихся на Тихий Дон со всей страны.


Гран-при в Париже


Несмотря на то что возведение комбайностроительного объединения было рассчитано на 5 лет, уже в 1929 году заработали первые пять из восемнадцати запланированных к сдаче цехов. 21 июля с конвейера Ростовского завода имени Сталина «Ростсельмаш» сошла первая партия крестьянских ходов, был запущен выпуск поперечных граблей, тракторных плугов и сеялок. Начался отсчёт славной истории будущего флагмана отечественного машиностроения, созданного в СССР в годы первой пятилетки.

В июне 1930 года ростсельмашевцы завершили строительство предприятия, выпустили первый комбайн «Колхоз». «Сегодня «Сельмашстрой» рапортует рабочему классу и всему Советскому Союзу о своих победах. Закончено строительство завода. Последние отстроенные цехи сбросили с себя путы лесов...» — писала в те дни о трудовых подвигах ростовчан газета «Правда». Спустя год, летом 1931-го, завершилась сборка двух зерноуборочных комбайнов «Сталинец». Машины пропускали через молотилку 2,5 кг зерновых в секунду и убирали также подсолнечник, кукурузу, просо и другие культуры. В 1937 году на крупнейшей промышленной парижской выставке комбайну «Сталинец-1» присуждается высшая награда — Гран-при, он завоёвывает славу самой высокопроизводительной машины в мире. Сталинский завод начинает обеспечивать собственной сельхозтехникой весь Советский Союз, уже к 1940 году выпускает 50-тысячный комбайн.

Не сбавляет темпов РСМ и с началом Великой Отечественной войны, перестраивается на выпуск военной продукции. Перед гитлеровской оккупацией Ростова в 1941 году производство титаническими усилиями, тысячами вагонов эвакуируется в Ташкент и соседний с ним Чирчик, где уже на 33-й день после перевозки оборудования, практически с колёс начинает выпускать миномёты, мины, фугасные авиабомбы. После Победы разрушенные до основания немецкими бомбёжками корпуса предприятия в южной столице были рекордными темпами восстановлены. «Ростсельмаш» продолжил свой легендарный трудовой путь.


Непобитый рекорд


В 1950-х годах «Ростсельмаш» превратился в СССР в основного производителя советской аграрной техники. Началась эра самоходных комбайнов, в 1969 году на-гора был выдан миллионный степной корабль донских машиностроителей. В 1970-х годах ростовские учёные и инженеры создали «Ниву», ставшую визитной карточкой завода и самой массовой сельхозмашиной в Советском Союзе. В 1980-е приступили к разработке и внедрению в производство высокоэффективных зерноуборочных комбайнов семейства «Дон», для создания которых требовалось почти полторы тысячи наименований комплектующих, было задействовано 33 из 53 существующих в стране министерств.

Легендарный завод, награждённый орденами Ленина и Октябрьской революции, произвёл в советское время более 2,5 миллиона комбайнов, выпуская на поля страны ежегодно свыше 80 тысяч машин. В рекордный 1985 год с конвейера «Ростсельмаша», на котором трудились 150 тысяч человек, сошло 85 тысяч единиц техники. Этот показатель до сих пор не смогла перекрыть ни одна компания в мире.


Шабаш капитализма


После развала Советского Союза, разрыва экономических связей уникальное производственное объединение сельхозмашиностроения едва не постигла печальная участь сотен других промышленных предприятий Дона, стёртых либеральной властью с лица земли. «Демократы», дорвавшиеся к власти, затапливали шахты, разваливали крупные коллективные хозяйства на селе, приватизировали, банкротили высокотехнологичные, градообразующие производства, уничтожали заводы оборонного комплекса, чьи дорогостоящие станки резали на металлолом, а прославленные цеха превращали в торговые базы и склады, сдавали на откуп продавцам ширпотреба. В СМИ велась оголтелая пропаганда по охаиванию отечественной промышленности, приспешники Запада торопились лишить нашу страну высокотехнологических отраслей, лоббировали продвижение иностранных компаний на российский рынок, вытеснение отечественной продукции.

Ростсельмашевцы с болью наблюдали, как угасала мощь их родного предприятия. Дело в том, что для многих поколений ростовчан «Ростсельмаш» не просто место работы. Завод был в полной мере градообразующим предприятием. Целые районы, посёлки Ростова застроены сельмашевскими домами для тружеников завода-гиганта. Без преувеличения можно сказать, что для многих ростовчан «Ростсельмаш» был той малой родиной, любовь к которой навсегда остаётся в сердце. И в это сердце нацелили удар «капитализаторы».

Завод приватизировали, растащили на акции, не раз выставляли на торги, пилили по кускам «тяжёлое наследие советского режима». Сменяющие друг друга владельцы комбайнового объединения нагревали руки на распродаже производственных площадей, корпусов и целых заводов, демонтаже уникального оборудования, пускали с молотка ведомственные детсады, базы отдыха, пионерские лагеря. На РСМ расплодились жуликоватые кооперативные конторы, расхищавшие заводское добро. Из-за рубежа на Дон хлынула заморская техника, превращавшая могучий сталинский «Ростсельмаш» в рядовое сборочное производство. В трагическом для страны 1991 году с конвейера всемирно известного флагмана сельхозмашиностроения сошло менее тысячи комбайнов.


Коммунисты отстояли «Ростсельмаш»


Всё это тяжёлое время за спасение завода сражались донские коммунисты, которые выводили на улицы Ростова-на-Дону тысячи рабочих, протестовавших против гибели родного предприятия, уничтожения социальных гарантий и ухудшения условий труда. В 1990-е славный коллектив ростовских комбайностроителей был фактически уничтожен, заменён на наёмную рабочую силу, в том числе из республик Средней Азии. Поэтому на многолюдных митингах его участники выступали против массовых увольнений квалифицированных рабочих, невыплаты заработной платы, игнорирования охраны и условий труда, отсутствия вентиляции, рабочих суббот, экономии на спецодежде, средствах защиты и, как следствие, повального травматизма. В семь раз по сравнению с восьмидесятыми снизилось число слесарей, токарей и сварщиков в отделе механики, в шесть — рабочих в отделе энергетики. Дошло до того, что на два цеха приходился один ремонтник, в то время как в советские годы их в одном только цехе трудилось до 60 человек.

Профсоюзный комитет «Ростсельмаша», одним из членов которого был нынешний первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме Николай Коломейцев, призывал рабочих встать на защиту родного предприятия, не терпеть покорно унижения перед страхом безденежья и безработицы. Неугодных профсоюзных лидеров, боровшихся с бесправием и несправедливостью, власти вышвыривали на улицу. Например, выдавили с завода высококлассного специалиста, слесаря-ремонтника с сорокалетним стажем, награждённого правительственной наградой — медалью «За трудовую доблесть», коммуниста Вячеслава Антохина. Он получил от чиновников «чёрную метку» на увольнение за то, что вместе с товарищами предавал огласке тяжелейшую ситуацию на производстве, устраивал протестные акции против неконтролируемого ввоза иностранной уборочной техники, заморских «Клаасов», «Кейсов», «Джон-Диров», производители которых получали в России дополнительные заказы и новые рабочие места. Подпись профсоюзного вожака стояла первой и под обращением рабочих к президенту страны о необходимости чёткой государственной политики по поддержке отечественных машиностроителей.

Ростовским коммунистам, отраслевому профсоюзу, мужественному коллективу сельмашевцев удалось тогда отстоять свой завод. Хотя производство комбайнов и уменьшилось во много раз, были закрыты смежные предприятия, советский флагман не сдался, удержался на краю экономической пропасти.

В 2000-х на «Ростсельмаш» пришёл новый стратегический инвестор, промышленный союз «Новое содружество», который взял курс на сохранение комбайнового производства, отказался от его перепрофилирования, распродажи его площадей и корпусов, внедрил передовые технологии, обновил модельный ряд. Мировые финансовые кризисы, тяжелейшая социально-экономическая ситуация в стране, кабальные банковские условия для селян и производителей отечественных комбайнов, увы, тормозили развитие «Ростсельмаша». Он пережил новую волну массовых сокращений и остановку сборочного конвейера, но всё же ему удалось не попасть в гибельный список загубленных донских заводов и фабрик.

 

Камни на пути развития


Одной из причин неспособности «вздохнуть полной грудью», нарастить производство так необходимой донскому селу техники на заводе видят в членстве России во Всемирной торговой организации. Ярым противником вступления страны в ВТО был президент холдинга «Новое содружество», председатель Совета директоров «Ростсельмаша» Константин Бабкин. В те дни селяне замерли в ожидании недорогой иностранной техники, которая должна была хлынуть на российский рынок в случае присоединения к торговой организации. На заводе в отсутствие покупателей скопились тысячи нереализованных машин, около 40 процентов его годового объёма производства.

Бабкин тогда обратился с открытым письмом к депутатам Госдумы от «Единой России» и призвал их не голосовать за «вредный» для страны закон, который сведёт на нет усилия сельхозпроизводителей, сделает бессмысленными инвестиции в российское производство сельхозмашин. «Создавали страну, развивали сельскохозяйственное производство и строили промышленность многие поколения наших с вами предков. Сегодня тысячи предприятий сокращают инвестиционные программы, проводят увольнения, останавливают производство... Не забывайте о том, что ответственность перед народом и историей будет лежать на вас», — заявил совладелец «Ростсельмаша» в обращении к «единороссам».

Он и сегодня последовательный сторонник выхода нашей страны из кабального торгового соглашения. Открыто говорит о необходимости государственной весомой поддержки отечественного АПК, его субсидировании, регулировании тарифов сырьевых и естественных монополий, введении жёсткого протекционизма, прекращении стимулирования параллельного импорта, об уменьшении налогов, изменении кредитно-денежной и внешнеторговой экономической политики нашей страны.

На сегодняшний день «Ростсельмаш» — это десятки предприятий, продуктовая линейка которых включает в себя более 150 моделей и модификаций 24 типов машин и агрегатов, в том числе зерно- и кормоуборочных комбайнов, тракторов, опрыскивателей, кормозаготовительного и зерноперерабатывающего оборудования, техники для почвообработки и ухода за урожаем. В этом году, несмотря на непростую политическую ситуацию и санкции, юбиляр запустил три новых предприятия: тракторный завод, рассчитанный на 5000 машин в год, завод трансмиссий, завод прицепной и навесной техники. В планах начать выпускать дорожно-строительную технику для жилищно-коммунального хозяйства. «Ростсельмаш» — это и система подготовки инженерно-технических специалистов, множество учебных классов в российских вузах, созданных за счёт компании.

РСМ готов конкурировать с лучшими европейскими фирмами — производителями сельхозтехники при условии поддержки со стороны государства.


Программа роста


Коммунисты, во многом благодаря которым завод сохранился в трудные времена, продолжают оказывать всемерную поддержку ростовским комбайностроителям, содействуют развитию и росту предприятия. За последние годы «Ростсельмаш» посетили лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов и заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин. Они призывают власти стимулировать талантливых инженеров и конструкторов Дона, которые создают так необходимую стране технику, и вкладывать деньги в программы поддержки её потребителей.

Компартия разработала программу, в которой предусматривается бюджетное финансирование реального сектора экономики на уровне не менее 10% ВВП, восстановление предприятий для замещения импортной продукции отечественной и возрождение в полном объёме сельхозмашиностроения. Прекращение роста цен на ГСМ и энергоресурсы, отмена уплаты земельного налога с кадастровой стоимости, упразднение спекулятивно-посреднических звеньев между производителями и сбытовыми организациями, установление моратория на банкротство сельскохозяйственных предприятий, возвращение амортизационных отчислений на сельскохозяйственную технику — таковы требования коммунистов. Эти рецепты оздоровления российского машиностроения способны вывести его на путь широкого развития, остановить превращение России в сырьевую колонию.

Ростсельмашевцы верят, что гордость Ростова-на-Дону — «Ростсельмаш» будет крепнуть и делать всё больше первоклассных комбайнов для селян. Что будут на заводе, как и прежде, рождаться трудовые династии и ещё не одно поколение свяжет с ним свою судьбу.



Rambler's Top100