Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Страж ворот, совершивший революцию
Суббота, 21 Дек 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Страж ворот, совершивший революцию

Печать

22 октября 1929 года — красный день календаря в истории отечественного и мирового спорта. Именно в этот день родился легендарный спортсмен, человек, оказавший существенное влияние на мировой футбол, а особенно на игру голкипера — самую ответственную позицию на поле. Первый и единственный в своём амплуа обладатель «Золотого мяча» — приза лучшего игрока Европы, чемпион Олимпийских игр и чемпион Европы в составе сборной СССР, многократный чемпион страны в составе московского «Динамо», лучший голкипер ХХ века, кумир миллионов болельщиков по всему миру (вне зависимости от национальности), имя которого стало нарицательным, как Шумахер в автогонках или Джордан в баскетболе, символ и гордость Страны Советов, гениальный футболист — Лев Иванович Яшин.


  Родился выдающийся вратарь мирового футбола в Москве. Папа — слесарь высшей категории, мама — мастер на заводе: обычная советская семья. С самого детства Лев проявлял огромный интерес к спорту, а особенно к футболу. Вместе с ребятами со двора они допоздна гоняли мяч перед домом, причём задатки, чтобы стать надёжным «стражем ворот», у него были видны ещё тогда: мальчик обладал прекрасной реакцией и замечательной скоростью. Кроме футбола, Лев увлекался хоккеем с мячом, в который дети играли зимой, сами заливая каток перед домом.

Но жизнь вносит свои коррективы. Началась самая ужасная трагедия в истории нашей страны — Великая Отечественная война. Вся семья Яшиных была эвакуирована в город Ульяновск вместе с заводом, на котором работал отец. Сам юный футболист постепенно обучался работе на станках и уже в 1943 году стал учеником слесаря. Наравне со взрослыми он трудился на протяжении всей войны, за что впоследствии получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Война закончилась, и Яшин возвращается в Москву, где в 18 лет уходит в армию. Служить предстояло недалеко от дома, в спортроте, так как ещё в довоенное время он был одним из лучших по сдаче норм ГТО. Именно в армии на Льва Яшина обратил внимание Аркадий Чернышёв, будущий великий хоккейный тренер, а тогда — тренер молодёжной команды московского «Динамо» по футболу (удивляться не приходится, много прекрасных советских спортсменов и тренеров совмещали два вида спорта: футбол и хоккей, причём показывая отличные результаты в каждом из них. Яркий пример — Всеволод Бобров. — М.Т.). И вот — 1949 год, дубль «Динамо», первые шаги к будущей мировой славе.

Двадцать два — ровно столько сезонов Лев Яшин отыграл за московское «Динамо», став символом клуба, его легендой, одним из двух, как сегодня говорят, спортсменов-брендов, которые олицетворяют столичный клуб на международной арене (второй уже скоро продолжит погоню за, казалось бы, «вечным» рекордом Уэйна Гретцки в другой части света и в другом виде спорта. — М.Т.). Редкий случай, когда действует формула «одни цвета, один клуб — раз и навсегда».

В современной спортивной индустрии вращается огромное количество денег, поэтому таких случаев в истории спорта — единицы, а сейчас их и вовсе почти нет. Спортсмены переходят из одной организации в другую за большими контрактами, за спортивными достижениями (амбиции), за хорошими условиями (материальными, жилищными, семейными). Их век короток, поэтому хочется «здесь и сейчас». Чувство «клубного патриотизма» забыто, и везде превалирует только выгода. Это данность современных капиталистических реалий, когда спорт стал крупным бизнесом.

Во времена, когда блистали Лев Яшин и другие великие советские спортсмены, всё было кардинально по-другому. Другая страна, другое общество — и люди были другие. Тогда выйти в футболке с клубной эмблемой на груди (ромбом, стрелкой, буквой «Д» или «Т») было верхом гордости и счастья. Спортсмены могли себе позволить не думать о деньгах, славе и материальных благах — они сражались за любимый клуб и за свою страну. Преданность, честность и патриотизм, как бы это пафосно ни звучало, были высшей ценностью и ставились во главу угла. Вот поэтому — и 22 сезона в одной клубной футболке. Вот поэтому — величина и глыба отечественного и мирового футбола.

Кстати, интересный факт. После победного для советской сборной Евро-1960 на банкете ко Льву Ивановичу подошёл не кто-нибудь, а легендарный президент мадридского «Реала» Сантьяго Бернабеу, именем которого сейчас назван стадион в столице Испании. Протянул Яшину конверт с чистым чеком и сказал: «Напишите любую сумму. Я подпишу». Наш голкипер ничего не надписал, а спокойно сказал: «Не принято у нас, чтобы покупали и продавали футболистов». Бернабеу не унимался: «Ты только представь, с кем будешь играть! Сантамария, Пушкаш, Ди Стефано. Вы в таком составе все трофеи будете выигрывать!» Лев Иванович подумал, а потом сказал: «Да, я бы с удовольствием с ними поиграл, но только когда они перейдут в моё родное «Динамо».

Ну а пока на дворе 1949 год, и молодой Яшин становится третьим вратарём основной команды. Здесь его учителями были мэтры вратарского цеха — Алексей Хомич и Вальтер Саная. Изнурительные тренировки, работа до седьмого пота, целеустремлённость, трудолюбие под руководством «дядек»-одноклубников плюс занятия акробатикой, штангой сделали Льва Ивановича голкипером высшего уровня, настоящей грозой форвардов соперника.

Хотя изначально всё было не очень гладко. Будущая легенда мирового футбола в дебютных играх, мягко говоря, был не на высоте: пропускал ненужные голы, расстраивался, злился, тренеры выводили его из состава, сам хотел уйти в хоккей (где у него, к слову сказать, неплохо получалось. — М.Т.). Но опять же вера в себя, целеустремлённость, фантастическое трудолюбие сделали своё дело: Яшин застолбил место в основном составе клуба и в сборной, заслужив своей игрой доверие партнёров и тренеров, и больше никому его не отдавал.

В составе родного клуба Яшин становился пятикратным чемпионом СССР, трёхкратным обладателем Кубка страны. В составе сборной выиграл Олимпиаду в Мельбурне 1956 года, чемпионат Европы 1960 года, стал обладателем серебряной награды чемпионата Европы 1964-го и бронзовой — чемпионата мира 1966-го. Обо всех этих исторических баталиях на стадионах в разных уголках планеты написано огромное количество статей и очерков, снята уйма репортажей и фильмов, выпущено много биографических книг. Мы всё это помним и гордимся этой частью выдающейся спортивной истории СССР. Но хотелось бы заострить внимание на одном моменте.

Почему советский голкипер настолько легендарен? Почему именно Лев Иванович — единственный вратарь, который за всё время существования игры под названием «футбол» получил «Золотой мяч»? Почему на ежегодном вручении приза «Лучшему голкиперу мира» статуэтку назвали в честь Яшина? Ответ и прост, и одновременно сложен: это его стиль игры. Именно советский страж ворот стал революционером-новатором во вратарской технике и в видении игры, намного опередившим своё время.

Голкиперы в начале карьеры Яшина являлись чем-то вроде «третьей штанги»: в их основные задачи входило весь матч отражать удары соперника, находясь в «рамке» ворот. Лев Иванович кардинально поменял эти принципы. Его отличительной манерой стали прекрасная игра на выходах и перехватах, подстраховка защитников, начало атаки, когда он точным пасом отрезал полкоманды соперника, запуская мяч в зону центрального нападающего. Яшин «читал» игру форвардов соперника: в какую зону пойдёт передача, в какой угол он будет бить, какая у него «рабочая нога» и так далее. Фактически динамовский вратарь действовал как полевой игрок, перемещаясь по всей своей штрафной и нередко выбегая из неё. Плюсом ко всему была блестящая игра на «ленточке»: фантастические спасения в самых сложных ситуациях. Всё это делало Льва Ивановича ужасом для соперников и поднимало боевой дух товарищей по команде, которые знали, что почти при любых проблемах Яшин выручит. Поначалу над его стилем игры даже смеялись, потом — очаровывались, позже — восхищались.

«Чёрный паук» — так его называли иностранные журналисты. Лев или Лёва — так его называли простые футбольные болельщики, с которыми он часто сталкивался на улицах советских городов, куда приезжала его команда. По своей природе он был очень скромным, спокойным, простым человеком, хотя на тот момент уже был мировой суперзвездой. Спустя десятилетия после того как советский голкипер завершил карьеру, во всех уважающих себя топ-клубах Европы главный критерий для выбора вратаря заключается в его умении играть ногами, на выходах, быстро, точно и вовремя начинать атаки команды, подстраховывать защитников, даже если нужно выбегать к середине поля. Основоположником этого вратарского искусства является наш Лев Иванович Яшин.

Эйсебио и Пеле, Маццола и Беккенбауэр — все они восторженно отзывались о Яшине, называя его своим другом. Легендарный «летучий голландец» Йохан Кройфф — отец-основатель «тотального футбола», незадолго до своей кончины включил Льва Ивановича в символическую сборную всех времён и народов. Но больше всего о величии советского голкипера, на наш взгляд, говорит один случай.

Приз «Золотой мяч» в 1963 году вручал Яшину главный редактор журнала «Франс футбол» Макс Юрбини. Прилетев в Москву, он сразу начал брать своеобразные интервью у окружающих. Девушку-гида он спросил: «Кем является для вас Лев Яшин?» И был поражён её ответом: «Шаляпин был артистом, певцом, и каждый раз, показывая гостям дом, в котором он родился, я испытываю глубокое волнение. Гагарин — это космос и открытие неведомого. Уланова — это танец, и я не перестаю ею восхищаться. Яшин — это футбол, который я не понимаю, но который увлекает и интересует миллионы советских людей. Шаляпин, Гагарин, Уланова, Яшин — все эти русские люди мирового значения».

С юбилеем, легенда!



Rambler's Top100