Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Беспамятство. Как Украина отвергала память о Ленине и что из этого вышло
Суббота, 21 Дек 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Беспамятство. Как Украина отвергала память о Ленине и что из этого вышло

Печать

Пятого декабря 1946 года, к десятилетию Советской Конституции, в Киеве был открыт главный в городе памятник В.И. Ленину. Это место на Бессарабской площади в конце Крещатика оставалось единственным, не разрушенным во время Великой Отечественной войны. Ещё в 1938 году для павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке была изготовлена скульптура Ленина из карельского мрамора. Из такого же материала был построен Мавзолей в Москве. Памятник высотой три метра сорок пять сантиметров установили в Киеве на круглом постаменте из чёрного лабрадорита. Работа выдающегося скульптора Меркурова представляла огромную художественную ценность. Это был один из первых трёх памятников Ленину в СССР.


В декабре 2013 года радикалы «евромайдана» в бессильной злобе разрушили этот памятник. С настоящим бандеровским остервенением тогда, в 2013 году, киевляне столкнулись впервые. Когда националисты кувалдами разбивали его на части, невероятная жестокость подчёркивала зверские гримасы на их лицах. Затем полетели дымовые шашки и с победным кличем дикарей погромщики стали выбегать на проезжую часть Крещатика.

Это был результат двух киевских «майданов». В этом же месте многие десятилетия проходили автобусные туристические маршруты. Мне, киевскому экскурсоводу, приходилось не раз наблюдать за поведением людей, которые оскорбляли и пытались развенчать советское прошлое. После уже подзабытого «оранжевого майдана» 2004 года никто не скрывал, что Украину и её столицу готовят к борьбе с Россией.

 

 

Иностранцы и Ленин в советском Киеве


Открыто выражать ненависть ко всему ленинскому наследию и к России на Украине начали давно. Пусть читатели не удивляются, но впервые так открыто это проявилось вовсе не в конце 1980-х, а в 1982 году, чему я была свидетелем. Тогда решением ЮНЕСКО ярко и широко отметили 1500-летие Киева. Столица Советской Украины привлекала в тот год много туристов, и занимала их не только древняя история. Огромный интерес вызывали  современные достижения одного из трёх крупнейших городов СССР. Те, кто потом организовывал здесь «майданы» и кровавые обстрелы, тогда только вынашивали планы разрушения страны. Они, иногда умело, иногда нет, скрывали свою зависть и злость к успешному советскому Киеву.

Главная площадь страны в то время носила имя Октябрьской революции и выглядела иначе. Ещё в 1977 году её украсила многофигурная композиция-монумент в честь Октябрьской революции. Известные украинские скульпторы Бородай и Зноба воплотили образы участников революции в бронзовых скульптурах рабочего, солдата и матроса. А над ними на фоне развёрнутого знамени высотой 18 метров возвышалась фигура Ленина, выполненная из красного гранита. Пирамидальная композиция монумента была окружена газонами, цветниками и каскадами фонтанов. Киевляне и туристы любили здесь встречаться, отдыхать и фотографироваться. Ступенчатая композиция создавала впечатление большого пространства.

Этот памятник Ленину и тем, кто вместе с ним отстоял право людей на труд и на отдых, в 1982 году находился в полной гармонии с мироощущением людей на этой площади. Людям здесь было комфортно. За памятником находилась гостиница «Москва». Позже она была переименована в «Украину». В 2014 году из её окон стреляли в активистов, пытавшихся пробиться в правительственный квартал. Деревья со следами от пуль затем поспешно спилили. Видимо, новая власть, затеявшая громкое, но пустое расследование тех событий, боялась выйти сама на себя.

Во время вышеупомянутого празднования юбилея Киева в 1982 году эта гостиница была отдана иностранным туристам. Красочные праздничные мероприятия были особенно привлекательны для приехавших из городов — побратимов Киева. Улицы столицы УССР были названы именами Кракова и Братиславы, Тампере и Киото, Флоренции и Тулузы. Тургруппы из этих городов тогда с удовольствием фотографировались на фоне монумента Октябрьской революции с Лениным в его центре, общались с киевлянами и другими туристами на русском или английском языках и не скрывали дружелюбия. Но некоторые туристы из ФРГ и Канады демонстративно отходили в сторону и что-то недовольно бормотали.

Почти все иностранцы затем посещали здания филармонии и Октябрьского дворца, которые обрамляли площадь с двух сторон. По вечерам их фасады подсвечивались разными цветами. В юбилейный 1982 год были развешаны плакаты «Быть Киеву образцовым». Эта инициатива охватила тогда весь транспорт и медицину, экологию и торговлю.

По словам гидов «Интуриста», эти призывы особенно раздражали некоторых иностранцев. И чаще всего проявлялось это здесь, у монумента Октябрьской революции. Предвидя скептические и насмешливые реплики, экскурсоводы заранее приводили красноречивые цифры, которые больше всего интересовали туристов из капстран. Большое недоверие у них вызывало то, что жильё в нашей стране не коммерческая, а социальная услуга. Когда они слышали, что более 50 лет у нас не повышалась квартплата, то даже подходили к группам советских туристов и уточняли, сколько они платили за квартиры. Им трудно было поверить, что эти расходы составляли три процента от бюджета семьи.

На медали «В память 1500-летия Киева» был изображён этот памятник, что оказалось неожиданным для тех, кто категорически не принимал изображение Ленина. И уже в 1982—1983 годах на автобусных экскурсиях, при виде этих медалей у ветеранов труда, раздавались отдельные, тогда ещё несмелые реплики: «Ленин в Киеве и на Украине никогда не был, не нужны тут памятники ему и медали, слишком его везде много!» Обычно авторов этих реплик снисходительно и культурно затыкали.

 

Первый «майдан» в УССР


Сразу после провозглашения независимости в 1991 году монумент на площади Октябрьской революции был демонтирован. Вместе с ним пропали и конституционные гарантии, которые в исчезнувшей стране связывали с именем Ленина. А Украину стали перестраивать на анти-Россию и готовить первый «майдан».

Ещё в начале 1990-х годов первый президент Украины Кравчук открыл настежь двери для диаспор, в основном из США, Канады и ФРГ. Наше экскурсионное бюро ежедневно сталкивалось со скандалами в группах туристов. Обычно они были связаны с употреблением русского языка, посещением украинских церквей и монастырей канонического Московского патриархата, оценкой исторических событий.

Для большинства наших сограждан это стало открытием, так как они не были подготовлены к такой агрессии. Хотя многие жители страны были в курсе, что диаспоры в западных странах — это в основе своей потомки вояк Украинской повстанческой армии (УПА). Но всё равно на экскурсиях туристы с Украины и из стран бывшего СССР поражались их агрессивности и нетерпимости к другим мнениям. Со временем многие стали к этому привыкать.

В 1990 году главную площадь Киева демонстративно и нагло заняли активисты из западных регионов. Двести организованных студентов из Львова и Ивано-Франковска прибыли в Киев и объявили голодовку, обвязав головы белыми лентами. Они протестовали против подписания УССР нового союзного договора и категорично требовали отставки председателя кабмина Виталия Масола. Через несколько дней к ним присоединилась малочисленная группа студентов Киевского университета.

Всё это проходило на площади Октябрьской революции у подножия монумента со скульптурой Ленина во главе и являлось первым признаком будущего разрушения страны. Показательная акция известна как «революция на граните».

Первые дни их никто не принимал всерьёз. Но когда студенты начали ставить палатки и вбивать металлические колья, разрушавшие дорогое гранитное покрытие, власть наконец зашевелилась. Тем более что на площади неожиданно появились и стали митинговать ещё одни претенденты на политическое лидерство на «новой Украине». Это были представители «Народного руха», националистической партии, не желавшие отдавать пальму первенства молодым.

Студенты устраивали целые спектакли. Они ходили по площади с закованными в цепи руками, а на груди у них висели плакаты с призывами вырваться из кремлёвского гнёта. Не только киевляне, но и туристы из разных городов Украины и СССР возмущались бездействием власти. Многие люди уже предчувствовали беду и часто просили остановить автобус прямо на экскурсии, чтобы выйти из него и переубедить молодёжь.

Но среди туристов уже появились реалисты, которые говорили: «При чём тут убеждения? Не будьте наивными, посмотрите на их требования!» Требования заключались в отставке кабмина, что привело бы к разрыву связей с СССР. Люди тогда иронизировали: «Кто инициатор? Студенты из Львова, великие экономисты?»

В тургруппах обращали внимание на новенькие блестящие раскладушки, непонятно откуда взявшиеся у бедных студентов. Всё окончательно прояснилось, когда осмелевшие от безнаказанности участники протеста попытались ворваться в здание Верховного Совета УССР. Они хотели вынудить депутатов принять их требования.

В 1990 году Верховный Совет возглавлял Леонид Кравчук. Он только разводил руками и трусливо заверял, что никакого разгона демонстрантов не будет. Именно тогда впервые прозвучало выражение, повторившееся в 2013 году на «евромайдане»: «Они же дети!» А председателя Совета министров Масола вынудили уйти в отставку в угоду протестующим.

Открытое несогласие с требованиями студентов тогда выражали с помощью разрешённого марша по Крещатику. Останавливаться у палаток не разрешали, позволяли только проходить мимо них. Причём «революцию на граните» охраняли кордоны милиции. Среди возмущённых участников марша были ветераны Великой Отечественной войны. Многие из них сразу заговорили, что это не протест студентов, а воскрешение бандеровщины. Они оставляли позади бардак и смрад и возлагали цветы к монументу в честь Октябрьской революции.

В телевизионных новостях ежедневно показывали студентов и брали у них интервью. А те не просто открыто высмеивали ветеранов, но и обвиняли в отсталости всё советское поколение украинцев. Ленин был назван «идолом, которого скоро здесь не будет». Очень быстро стало ясно, что «революция на граните» была прологом, первой серьёзной репетицией грядущих «майданов». Также она была стартовой площадкой для многих украинских политиков, которые уж 34 года под крылом разных партий и СМИ учат украинцев жить. Это было первое публичное выступление беспринципных и продажных бездельников, которые позже создадут и окажутся внутри армии грантоедов.

 

Боролись с памятниками и лишились страны


В 1994 году эстафета беспрекословного признания лидерства политических взглядов Западной Украины перешла от Кравчука к следующему президенту Кучме. Он открыто переселил в Киев представителей Западной Украины, тех, кто, по его мнению, мог повлиять в западных регионах на президентские выборы 1999 года. Кучма готовился ко второму президентскому сроку.

Переехавшие в Киев люди не были выдающимися учёными, преподавателями, врачами или успешной творческой интеллигенцией. Националистам из Галиции доверили не только формирование новой национальной идеи, но и принуждение несогласных к отрицанию советских достижений. А символом советской эпохи был Ленин.

В 2003 году я проводила экскурсию со студентами старших курсов Киевского педагогического университета. Их было человек 20 плюс двое сопровождающих преподавателей. Остальная часть группы из 23 человек была сборной и разношёрстной. Это были туристы из других городов, не знакомые между собой.

В Киеве есть улица Владимирская, названная в честь князя Владимира Святославовича. Она расположена параллельно Крещатику, главной магистрали украинской столицы. В центре улицы Владимирской находится академический квартал.

Наш автобус остановился у здания бывшего педагогического музея, построенного в 1911 году архитектором Алёшиным. Вся группа с интересом стала рассматривать одно из красивейших зданий Киева. Когда я обратила внимание на то, что этот проект считается одним из лучших в городе и построен в стиле неоклассицизма, меня резко оборвали. Один из преподавателей, сопровождавших студентов, очень громко произнёс: «Нас архитектура не интересует, здесь будущие учителя! Расскажите лучше, что здесь находилось раньше!» Его одёрнула туристка из общей группы: «Слышали? Будущих учителей не интересует архитектура!»

Чтобы все успокоились, я сообщила, что мы здесь специально остановились и рассмотрим всё, что связано с этим зданием и его историей. В начале ХХ века в залах музея для развития педагогической науки были выставлены учебники, картины и наглядные пособия. Я тут же обратила внимание на полукруглый ризалит по главному фасаду. Его украшает фриз на тему «Шествие человечества к науке».

«Хватит древней истории, расскажите лучше о памятнике Грушевскому, который мы сейчас видим!» — с нескрываемой издёвкой потребовал студент из группы. И повернувшись лицом ко всем остальным туристам, видимо, решив их просветить, торжественно объявил, что студенты считают Михаила Грушевского первым президентом Украины. Туристы только заулыбались и отмахнулись от него руками.

Я спокойно продолжала рассказ о том, что после Февральской революции и провозглашения Украинской народной республики (УНР) в этом здании заседала Центральная Рада. Поэтому в 1998 году тут и был открыт памятник Грушевскому, идеологу украинского национализма, который возглавлял Центральную Раду и был одним из подписантов в 1918 году сепаратного мира с Австро-Венгрией и Германией. Это позволило немецким войскам оккупировать Украину, а сам Грушевский утверждал, что «разгромить большевиков могут только немецкие штыки».

«Но в этом здании был музей Ленина и первый памятник ему тут одобрили! Памятники везде наставили ему, а не нашему Грушевскому!» — выкрикнула женщина, ещё один руководитель студентов. У меня сложилось впечатление, что преподаватели, как на институтских семинарах, демонстрировали им приёмы воздействия на оппонентов и вообще на любую аудиторию. А меня выбрали удобной мишенью. Придраться к ним в таких случаях трудно, на экскурсиях в музеях и на выставках принято задавать вопросы.

Но к провокациям и каверзам мы, экскурсоводы, привыкли с конца 1980-х годов. Я объяснила, что в этом здании с 1924 года находился Музей Революции. Было решено открыть в Киеве памятник Ленину. В 1925 году в залах музея была показана выставка макетов. Но ни один из них не был принят. Тогда киевские железнодорожники собрали средства и открыли 1 Мая 1925 года свой памятник у здания железнодорожного вокзала. Вот он тогда и стал первым памятником Ленину в городе. В 1934 году столица УССР переместилась из Харькова в Киев, и в 1937 году это здание педагогического музея было передано филиалу Центрального музея Ленина.

Преподаватель снова обратился к своим студентам: «Ребята! Вспоминайте, это самый страшный год репрессий! А они тут московские филиалы открывали!» Один солидного вида турист из общей группы вежливо призвал не мешать экскурсоводу работать. И добавил, что репрессии этого периода не имеют отношения к Ленину, а Грушевский в начале 1920-х годов вернулся в СССР и занимался научной деятельностью.

Я продолжила рассказ о том, что новый монумент со скульптурой Ленина высотой 40 метров планировали возвести на Михайловской площади. Но приближалась Великая Отечественная война, планы были отложены. После освобождения Киева, с 1943 по 1982 год, музей вновь размещался в этом здании. В нём была отремонтирована библиотека, читались лекции, проводились концерты.

Одна девушка из студенческой группы вдруг вспомнила, что её родителей здесь принимали в пионеры. Я завершила свой рассказ тем, что сейчас в этом здании располагается Дом учителя. Тут проходили постоянные выставки и конкурсы рисунков, вышивок и поделок киевских школьников.

После экскурсии мы как раз проезжали у корпусов Педагогического университета, и группа студентов вышла из автобуса. Некоторые из них за спинами преподавателей подмигивали мне и показывали большой палец вверх. Остальные туристы это видели и расхвалили их за смелость. Пока ещё в наших экскурсиях рассказ о Ленине и о Гражданской войне на Украине не вызывал массового неприятия.

Через год всё резко изменилось. Во время первого «оранжевого майдана» в 2004 году Киев был полностью захвачен сторонниками кандидата в президенты Ющенко. Этому способствовали не только местные власти, но и президент Кучма. Штаб Ющенко разместился в Украинском доме, на бывшей площади Ленинского комсомола, переименованной в Европейскую площадь. Это здание было построено в 1982 году для Музея Ленина.

В юбилейный год 1500-летия Киева в это просторное здание переехал филиал Центрального музея Ленина. В одном из залов была открыта экспозиция-копия кабинета Ленина в Кремле. Появились и новые экспонаты, фотографии и документы. Архитектор Гопкало смог вписать это здание в основание Владимирской горки. Это самый известный парк Киева над Днепром. А торжественный белый фасад здания архитектор украсил рельефными драпированными складками. Они были стилизованы под украинские рушники, которые народ в праздники вывешивал для украшения и сохранения традиций. Музей закрыли в 1993 году.

Захваченное прозападными сторонниками Ющенко здание было серьёзно повреждено внутри и снаружи. Его капитальный ремонт длился очень долго. Экскурсионные автобусы часто останавливались около этого здания из-за транспортных заторов. И тогда сторонники Ющенко хвастались перед остальными туристами, так как очень гордились тем, что в этом здании был их штаб. Иногда они даже требовали, чтобы я рассказала, что здесь, на площади, происходило раньше. Тогда я сообщала туристам о том, что уже в 1922 году было решено установить здесь памятник Ленину. Эта площадь тогда носила имя III Интернационала. А проект памятника обсуждали в Харькове, бывшей столице УССР.

От идеи установки памятника отказались, так как его хотели водрузить на сохранившийся постамент памятника Александру I. Но в конце концов решили выбрать новое место и собственный постамент. На седьмой день после смерти Ленина, в 1924 году, появился в Киеве Ленинский район. А Южно-русский машиностроительный завод стал «Ленинской кузницей». Тут же многие люди вспомнили, как присвоил себе этот завод Пётр Порошенко, сторонник Ющенко. Больше вопросов не было.

Уже в 2009 году, предчувствуя своё поражение на выборах, радикалы осквернили главный памятник Ленину на Бессарабской площади. И хотя разрушенный фрагмент был восстановлен, правительство Юлии Тимошенко срочно исключило памятник из реестра объектов культуры национального значения. Тимошенко и её соратники из партии «Батькивщина» своими действиями и высказываниями открыли дорогу новым вандалам.

На наших экскурсиях люди были обеспокоены разрушающей страну вседозволенностью. Когда в декабре 2013 года новый «майдан» полностью расправился с памятником Ленину, появились объявления о распродаже его уникальных фрагментов из карельского мрамора. Многие на Украине говорили, что с этого момента началась распродажа всей страны. Но на «евромайдане» уничтожению памятника радовались и скакали от упоения. Радость, как оказалось, была очень недолгой.

Западная пропаганда очень старательно навязывала украинцам комплекс жертвы. Одна из её целей — сделать их неспособными к благодарности ни к одному предшествующему поколению. Поэтому и снесли постамент памятника со словами Ленина, оказавшимися пророческими: «При едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна. Без такого единства о ней не может быть и речи».


Ирина АРЕФЬЕВА, почётный работник туризма Украины



Rambler's Top100