< Предыдущая | Следующая > |
---|
Был, да сплыл - именно так еще вчера можно было описать ситуацию со знаменитым некогда конезаводом «Зимовниковский». Известный на всю Россию селекционный центр, хранивший племенное ядро донской верховой породы, в прошлом году отметил свое семидесятилетие. Только вот к юбилею он подходил с весьма неутешительными итогами: с многомиллионными убытками и полным отсутствием активов.
Битва за урожай
В самый разгар уборочной с востока области с попутным жарким суховеем донеслись тревожные вести: на полях Зимовниковского конезавода остановлена уборка зерновых. В такое-то время, когда каждый день год кормит! За 18 дней простоя сгорели под палящими лучами солнца кормовые культуры - чуть ли не годовой запас хозяйства. На место ЧП выехал замминистра сельского хозяйства Ростовской области Геннадий Урбан.
- Если урожай не соберем, не будет ничего! Люди останутся без хлеба! - горячо убеждал он участников схватки за тридцать тысяч гектаров донской пашни и пастбищ. - Судебные приставы дадут разрешение, и надо будет закончить уборку!
Судебные приставы дали разрешение, уборочная на землях Зимовниковского конезавода близится к завершению. Сейчас хлеб убирают сторонние организации - урожай был арестован еще на корню - и отвозят в зернохранилища, где он тоже будет под арестом до завершения судебных тяжб. Вы спросите, а при чем тут судебные приставы? А при том, что вот уже почти год они пусть и не главные, но весьма важные действующие лица этой деревенской драмы. Помните культовый фильм наших бабушек «Свадьба в Малиновке?» Так вот, в Камышеве, как в той Малиновке, с прошлой осени бои местного значения не прекращаются ни на минуту.
Генеральное сражение развернулось осенью 2011 года, когда по распоряжению Территориального управления Росимущества по Ростовской области были прекращены полномочия генерального директора ОАО «ПКЗ «Зимовниковский»» Василия Бурки, а новым генеральным директором был назначен Берч Карданов. Василий Бурка, руководивший хозяйством около тридцати лет, тут же начал оспаривать это решение в суде.
Хороший, говорят, был руководитель, из тех, кого в прежние времена называли крепкими хозяйственниками. Что же случилось с таким известным и авторитетным человеком, когда наступили новые времена?
Ни коня, ни воза
Еще пять лет назад Зимовниковский конезавод считался не только центром селекционной работы, но и вполне успешным предприятием. Его доход за 2007 год составил около 100 миллионов рублей при общей рентабельности хозяйства почти в 40 процентов. Основные деньги хозяйству приносило растениеводство - урожаи на плодородных донских землях получались знатные. А такой земли в распоряжении предприятия было 31 тысяча гектаров.
Было, да сплыло...
- Вы можете прочитать наш официальный документ «Информация о состоянии дел в ОАО «ПКЗ «Зимовниковский»», размещенный на сайте Территориального управления Росимущества, там все подробно изложено, - так ответила на просьбу прокомментировать нынешнюю ситуацию в прославленном хозяйстве заведующая отделом приватизации Теруправления Елена Алексеева.
В этом документе, действительно, подробно изложена новейшая история конезавода, принадлежавшего до самого последнего времени государству. Государство же в лице Росимущества на первом этапе приватизации и создало ОАО «ПКЗ «Зимовниковский»», оставив себе все 100% акций. Впоследствии предполагалось продать эти акции на аукционе в частные руки. Теруправление в декабре 2006 года назначило генеральным директором общества прежнего руководителя Василия Бурку. А кого же еще было назначать, если не заслуженного опытного директора? Но...
Василий Бурка тут же «стал активно готовиться к следующему этапу приватизации хозяйства». Землю конезавода - свыше 31 тысячи гектаров (и пахотную, и 19 земельных участков, на которых расположены животноводческие точки), а также 200 единиц сельхозтехники директор Бурка без согласования с учредителем (Росимущество) сдал в аренду предприятию, принадлежавшему его супруге. Причем по символической цене -1 316 964 рубля в год за всю землю и по 500 рублей за одну единицу техники. Получается, что он, как говорится, средь бела дня и при всем честном народе «увел» хозяйство - досрочно его, по меткому народному выражению, «прихватизировал»?
Ну и пошло-поехало: зерновые культуры и корма производились за счет конезавода, а потом «по сходной цене» доставались арендатору. Техника, принадлежащая конезаводу, арендовалась ЗАО «Агроплемхоз» на срок посева и уборки урожая, а все остальное время находилась в хозяйстве, которое ее ремонтировало и обслуживало. При этом конезавод платил ЗАО «Агроплемхоз» за выпас своего скота на своих же пастбищах и покупал у ЗАО корма, выращенные на своих же полях. Два предприятия существовали в точном соответствии с законом о сообщающихся сосудах. Чем увереннее чувствовало себя новое хозяйство, тем хуже шли дела у конезавода.
Плюс ко всему, конезавод ежегодно получает субсидии из федерального бюджета на поддержку племенного животноводства и возмещение части затрат на содержание КРС мясного направления. Когда после появления ЗАО «Агроплемхоз» конезавод стал нести значительные убытки, их удавалось покрыть только за счет субсидирования из федерального бюджета. И вот итог всех стараний бывшего директора, а теперь новоявленного капиталиста: семейное предприятие супругов Бурка «Агроплемхоз» заработало за три года более 96 миллионов рублей.
«Прихватизаторам» не повезло
К сожалению, подобные истории не редкость: мало разве хозяйств «положили в карман» их бывшие председатели и директора... Почему же в этот раз не получилось? Неужели беспределу на селе, махинациям с землей приходит конец? После всего, что случилось, по инициативе Росимущества состоялось собрание акционеров, которое приняло решение о прекращении полномочий генерального директора Бурки В. С. и о назначении на эту должность Карданова Б. М.
Вот тут-то и началась настоящая война: «Агроплемхоз» прекратил поставки кормовых и разорвал все договорные отношения с конезаводом. Теперь коровки не могут выйти на пастбища и доедают прошлогодний силос, что не может не сказываться на надоях и привесах. Новый руководитель конезавода подал в суд иск с требованием вернуть землю и объекты недвижимого имущества. С таким же требованием в суд обратилось и Территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в Ростовской области. После череды судов эти требования в июне 2012 года были наконец-то удовлетворены.
За четыре года субаренды 31 тысячи гектаров «Агроплемхоз», согласно данным независимой оценки, должен был бы выплатить конезаводу более 158 миллионов рублей, а не «милостиво уплаченные» 5,5 миллиона. Та же ситуация обнаружилась и при проверке стоимости переданных помещений, незавершенного производства зерновых и так далее. В ответ на законные требования ПКЗ «Зимовниковский» вернуть все, что должен «арендатор», «Агроплемхоз» грозил подать встречный иск, в котором поставленные им корма оценивались в сумму 265 миллионов рублей. Но в итоге пришлось снизить требования в 132 раза - до 1,983 млн рублей.
Сейчас суды рассматривают иски о стоимости урожая 2012 года, посаженного «Агроплемхозом» на возвращенных конезаводу землях. Цифры при этом тоже гуляют на порядок. Недавно выяснилось, что по договору займа ЗАО «Агроплемхоз» обязано выплатить 12 миллионов рублей с набежавшими процентами некоему ООО «Эрлих», директором которого по совместительству является адвокат семейной пары Олег Макаров. А чуть ранее 50 миллионов рублей было отправлено на строительство несуществующих зернохранилищ некой самарской фирме, название, адрес и ИНН которой принадлежат разным лицам. За всем этим, очевидно, скрывается банальный вывод денег, которые могут быть взысканы с «Агроплемхоза» по суду. После того как договоры, заключенные Василием Буркой с законной супругой Галиной Буркой, были признаны судом незаконными, в зимовниковские степи и отправились судебные приставы - останавливать уборку урожая «Агроплемхозом». Следственное управление СК РФ по Ростовской области возбудило уголовное дело в отношении Василия Бурки по ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями». Расследуется оно уже семь месяцев, но пока, как пояснил корреспонденту «Мк на Дону» начальник управления Юрий Попов, назначенные следователями финансовые экспертизы все еще не закончены.
Не закончен вокруг конезавода и публичный скандал, в ход идут вымышленные и откровенно лживые факты, а также провокации, призванные взбудоражить общественность. В адрес поставленных государством новых управленцев предприятия звучат обвинения в рейдерском захвате конезавода с участием кровожадных кавказских ОПГ, едва ли не поголовном забое скота и иных злодеяниях. Между тем в окружении Карданова корреспонденту «МК на Дону» сообщили о намерении привлечь газеты, распространяющие подобную информацию, к ответственности за клевету.
И все же история эта, похоже, близится к завершению. Росимущество провело аукцион, в котором участвовало значительное число покупателей, в результате при начальной цене пакета акций в 167 млн руб. они были проданы за 254 миллиона рублей. Купила конезавод московская фирма - ЗАО «Победа».