< Предыдущая | Следующая > |
---|
Государство этим летом совершает реформаторский набег не только на науку, но и на культуру. Перед нами череда отставок и назначений в знаковых учреждениях — театрах, музеях, институтах.
Директор Большого театра Анатолий Иксанов отправлен в отставку вчера. Накануне был уволен директор Политехнического музея Борис Салтыков. Самой громкой в ряду отставок последних дней стал, безусловно, уход со своего поста Ирины Антоновой, возглавлявшей Пушкинский музей 52 года. За год с небольшим в должности министра культуры Владимир Мединский сменил руководство целого ряда крупных музеев и институтов — среди них музей-заповедник «Кижи», Литературный музей, Институт искусствознания, Институт культурологии, Институт истории искусств в Петербурге.
Если пытаться подобрать общее определение этих решений — разных по сути, но невероятно сходных по стилю, — то трудно не вспомнить о важном для власти слове «эффективность». Темой «эффективности» пронизана и реформа Российской академии наук. Экстренность, с которой был предложен и доведен до третьего чтения в Госдуме проект реформы РАН, по всеобщему мнению, объясняется желанием избежать шумного сопротивления академической среды. Безусловно, эффективные решения распространяются в первую очередь на учреждения, владеющие большим количеством недвижимости и контролирующие большие финансовые потоки. Но дело, возможно, не только в этом. В ситуации, когда власть и общество на глазах теряют надежду найти общий язык, важно защитить потенциально резонансные, а тем самым взрывоопасные участки. Нельзя исключать и вполне рациональных намерений — попытки, сохраняя наследие, модернизировать важнейшие учреждения культуры.
Моду на энергичные перестановки в сфере культуры завел реформатор московской культурной сцены Сергей Капков. Его назначения не всегда принимались обществом, но часто выглядели оправданными и объяснимыми. К тому же многие из кадровых перестановок в Москве проходили прозрачно и на конкурсной основе. История со скандальным смещением директора Музея Маяковского Светланы Стрижневой стоит тут скорее особняком. Минкульт перенял капковскую стремительность, но добавил федеральной закрытости и беспощадности.