< Предыдущая | Следующая > |
---|
Счетная палата (СП) и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) поставили под сомнение эффективность бюджетных расходов на детей в России. Формально по социальным статьям бюджета проходят немалые деньги. Но в стране растет детская заболеваемость, обостряется проблема сиротства, доля детей среди живущих за чертой бедности увеличивается. Да и сами бюджетные расходы по многим «детским» статьям сокращаются.
Такие выводы содержатся в докладе ЮНИСЕФ, который был опубликован в четверг. Объективные оценки эффективности госрасходов в стране фактически отсутствуют, отмечают эксперты ООН и СП, тогда как население оценивает заботу государства о детях на два с плюсом.
Детский фонд ООН и Счетная палата РФ опубликовали вчера совместный доклад «Анализ эффективности бюджетных расходов на детей». По оценкам авторов исследования, дети остаются одной из наиболее уязвимых социальных групп населения в России. Дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, те, кто находится в социально опасном положении, подвержены серьезному риску оказаться в социальной изоляции и стать «социально исключенными». Несмотря на положительную динамику некоторых социальных показателей, характеризующих здоровье и развитие детей, остается много нерешенных проблем, которые не позволяют обеспечить полную реализацию и развитие потенциала каждого ребенка.
Весьма высок не только общий уровень заболеваемости детей и подростков, но и риск социально значимых болезней, в первую очередь туберкулеза. В 2007–2009 годах за счет дополнительного финансирования противотуберкулезных мероприятий этот показатель, значительно выросший в 1990-е годы, начал снижаться. Тем не менее уровень заболеваемости туберкулезом с диагнозом, установленным впервые в жизни, в возрастной группе до 17 лет составил в 2009 году 18,8 случая на 100 тыс. детей (в 2007 и 2008 годах – 19,2 случая). Не менее тревожным симптомом остается рост заболеваемости детей, вызванной врожденными аномалиями, деформациями и хромосомными нарушениями. За период 2001–2009 годов этот показатель увеличился в 1,8 раза.
Около 20% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в интернатных учреждениях, а не в семьях. Многие из перечисленных проблем являются следствием низкой материальной обеспеченности ряда категорий семей с детьми.
Согласно данным Росстата, на 1 января 2010 года в России проживали 26 млн. детей. Но, несмотря на устойчивую положительную динамику рождаемости, ее уровень остается сравнительно невысоким – ни общий, ни суммарный коэффициенты рождаемости до сих пор не достигли значений 1990 года. В результате доля населения в возрасте до 18 лет в общей численности россиян за 2005–2009 годы уменьшилась с 20,3 до 18,3%. Такая тенденция сопровождается структурными изменениями детского населения: удельный вес дошкольников постепенно увеличивается, тогда как доля детей школьного возраста продолжает падать.
Интегральная оценка эффективности существующих мер социальной поддержки семей, имеющих детей, судя по результатам опросов населения, находится в диапазоне негативных оценок. Число оценивающих эффективность этих мер в целом со знаком минус заметно превышает число тех, кто склонен в той или иной мере оценивать их позитивно (62% и 26% соответственно). При этом главным критерием такой оценки является низкий уровень денежных выплат, предоставляемых социальных пособий и льгот. Осуществляемые государством меры по социальной поддержке семей с детьми в большинстве случаев не являются такой прибавкой к семейному бюджету, которая позволила бы приблизиться к уровню жизни семьи до рождения ребенка. Оценки гражданами эффективности госрасходов в интересах детей по пятибалльной шкале редко достигает тройки и в среднем ближе к двойке с плюсом (см. график).
По мнению экспертов, удивляться негативному отношению граждан к усилиям государства не приходится.
«Вместе с лозунгами об ориентации на социальное государство в некоторых отраслях ситуация так и не улучшается, – говорит аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов. – В первую очередь государство должно заботиться о повышении рождаемости. И хотя материнский капитал существует, этого недостаточно, необходимо повышать пособия на ребенка. Сделать это можно, введя зависимость от изменения минимального прожиточного минимума, например, или минимального размера оплаты труда (МРОТ), то есть, например, ввести для детских выплат коэффициент 0,3 от минимального прожиточного минимума».