Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Смертельный диагноз от Правительства: кабинет министров обрёк Россию на сырьевое рабство и провалил модернизацию
Пятница, 04 Окт 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Смертельный диагноз от Правительства: кабинет министров обрёк Россию на сырьевое рабство и провалил модернизацию

Печать
Россия входит в эпоху кризисной турбулентности: Минэкономики радикально понизил прогнозы по росту ВВП на ближайшие 17 лет - ещё в апреле, утверждая прогноз до 2030 г. чиновники сделали ставку на инновационный сценарий - "золотую середину" между форсированным и консервативным.
 
 
Теперь же реалии жизни заставили Минэкономики сделать ставку в пользу самого худшего сценария - среднегодовые темпы роста понижены с 4,3% до 2,8%. При этом российская деиндустриализированная экономика будет расти заметно хуже, чем мировая экономика, и даже крупнейшие экономически развитые страны (США, ЕС, Великобритания, Япония, Южная Корея и т.д.). Неудивительно, что доля России в мировом ВВП не только не вырастет в ближайшие 17 лет, но даже сожмётся с 4до 3,4%. Это скрытое признание дефолта ресурсно-сырьевой модели "роста без развития" - политика бездумного проедания нефтедолларов, иностранных кредитов и займов, а также инфраструктурного и производственного потенциала Советской эпохи себя исчерпала.
 
Не станет лучше жить и рядовым россиянам - в МЭР радикально пересмотрели тарифную политику в пику указаниям президента прекратить ценовой диктат и произвол естественных монополий. Если раньше обещали повышать тарифы на электроэнергию и газ для населения темпами на 30% ниже, чем инфляция в отчётном периоде, то теперь ожидается, что с 2017 по 2030г. рост цен на газ ежегодно будет на 20% превышать инфляцию, а на электроэнергию - на 30%. Это компенсация монополистам за упущенные сверхприбыли - в 2014-2016гг. тарифы на газ и электроэнергию для населения хоть и не будут заморожены, однако вместо имевшего ранее роста на 10-13% будут повышаться на 70% от инфляции в отчётном периоде (т.е. вводится понижающий коэффициент в размере 0,7). Промышленникам повезло несколько больше - для них тарифы оказались заморожены в 2014г.
 
Под удар также попали несырьевые производства и обрабатывающая промышленность - для них запланировано ежегодное повышение оптовых цен на услуги естественных монополий на размер инфляции, что не скажется позитивно на уровне конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, усилит зависимость от импорта и обострит разрушение остатков индустриальной базы. Стоит напомнить, что за последние пять лет тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий выросли в среднем в 2,1 раза, на природный газ — в 2,6 раза, а на грузовые перевозки на 75%. В России цена на газ продолжает расти на 15-20%, а в США за последние пять лет она снизилась почти в три раза на фоне сланцевой революции и активной промышленной политики государства. В этой связи все рассуждения о заморозке тарифов для промышленников являются пустыми разговорами - всё равно, что мёртвому припарки.
 
Выбрав худший из трёх возможных вариантов социально-экономического развития, Правительство Медведева расписалось в своём непрофессионализме и неспособности обеспечить исполнение "майских" указов и предвыборных обещаний президента. Обещанные модернизация экономики, новая индустриализация, техническое перевооружегние производств, возрождение наукоёмкой промышленности, развитие научно-технического и производственного потенциала, внедрение трудо- и ресурсосберегающих технологий, вертикальная интеграция производительного капитала и собственности даже не значатся в повестке дня.
 
Минэкономики по сути дела ставит на них жирный крест - России обеспечено сохранение статуса сырьевой колонии экономически развитых стран, вечного кредитора, финансового резервуара, "отвёрточного производства" и рынка сбыта для продукции международных корпораций. Минэкономики открыто заявляет, что финансово-экономический блок Правительства не в силах провести неоиндустриальный манёвр и тем самым ставит подножку президенту, планируя закрепить за Россией статус периферии мирового капитализма.
 
Минэкономики предлагает смириться с деиндустриализированной и дезинтегрированной "экономикой трубы" - Минэкономики признаёт, что к 2030 г. Россия останется страной с доминирующим нефтегазовым сектором, плохими дорогами, низким уровнем развития здравоохранения и образования, высокими региональными различиями в уровне жизни населения и региональном продукте, оттоком капитала и профицитом бюджета. И по-прежнему будет отставать по качеству жизни как от развитых стран, и от средних для ОЭСР значений.
 
Отметим, что форсированный и инновационный сценарии предполагали технико-экономический прорыв по модели догоняющего развития с опережающим развитием инновационных производств современного и новейшего (шестого) технологических укладов. Принятый за основу консервативный сценарий исключает саму возможность преодоления пресловутого "сырьевого проклятия" и "слезания с сырьевой иглы" - это сценарий дальнейшей структурно-технологической деградации, примитивизации производства и архаизации промышленного капитала. В форсированном варианте за счет роста капитальных вложений государства и частного сектора в повышение капиталовооружённости, замещение трудоёмкого производства капиталоёмким, наращивание производительности труда на базе технотронных рабочих мест, обеспечение автоматизации и роботизации производства, развитие конкурентоспособности несырьевой промышленности, финансирование науки и технологий, развитие транспортной инфраструктуры Россия к 2030 г. по уровню и качеству жизни должна была встать в один ряд с крупнейшими экономиками мира.
 
В консервативном сценарии модернизация происходит в основном в нефтегазовом комплексе. Однако добывающая промышленность не сможет справиться с функцией локомотива роста и развития экономики, не станет основной движущей силой экономики, а внутренние российские барьеры и препоны в виде аварийного состояния инфраструктуры, критически высокого морального и физического износа основных фондов и оборудования, коррупции и административных барьеров, дорогих кредитов, обостряющегося дефицита  квалифицированной и подготовленной рабочей силы в рамках консервативного сценария преодолеть так и не получится.
 
 
Закат «экономики трубы»
 
 
Эпоха 2000-х, вошедшая в историю для узкой группы правящей бюрократии и компрадорско-олигархического сырьевого капитала как период «тучных нулевых», а для производительного капитала и социально-трудового большинства являющаяся «потерянным десятилетием» и «временем упущенных возможностей», закончилась.  В ближайшие годы такого «счастья» больше не предвидится – мало того, что закончился растущий цикл на сырьевых рынках и мировая экономика балансирует на грани рецессии, так ещё и в силу накопленных дисбалансов и перекосов российская экономика перестала реагировать на растущие цены на энергоносители. Для отечественной низкопередельной экономики недостаточно просто высоких или даже растущих цен на нефть и газ. Необходимо, чтобы они росли по экспоненте к рекордным отметкам.
 
Это вынуждены признать и чиновники в своём прогнозе: "В предстоящие 20 лет экономика не сможет вернуться на траекторию роста 2000-2008 годов, и даже сохранение более низких темпов роста будет требовать существенных реформ, способных создать благоприятную бизнес-среду для привлечения инвестиций, повысить роль инновационного развития, создать гибкие условия для роста инвестиций в человеческий капитал». Другими словами, Правительство не сможет обеспечить тот рост уровня благосостояния, который был в 2000-е годы, и даже не ставит перед собой такой цели. И это притом, что подавляющую часть россиян этот «рост благосостояния» успешно обошёл стороной – масштабы имущественной пропасти выросли, 60% населения России относится Институтом социологии РАН к бедным и полунищим слоям общества, а у 70% россиян трудовые доходы не дотягивают до среднего уровня по стране (29 тыс. рублей).
 
Окажутся провалены почти все указы и распоряжения президента. Масштабы имущественной пропасти и социальной дифференциация населения по доходам увеличатся, а не уменьшатся - пропасть между 70% россиян с доходами ниже среднего уровня и 5% самых состоятельных граждан вырастет на 20-30%. Доля среднего класса к 2030 г. составит не более 33% вместо обещанных 50%. Указ президента о повышении зарплат бюджетникам если и удастся, то с большим трудом и существенной затяжкой времени.  Срывы и провалы гарантированы по остальным предвыборным обещаниям: норма накопления основного капитала вырастет не с 22% до обещанных 28% ВВП, а лишь до 25%, чего категорически не хватает для финансирования модернизации инфраструктуры и подъёма несырьевой промышленности. Индекс производительности труда в самом лучшем случае вырастет не на 50%, а на 30%.
 
Ускоренный рост цен на товары и услуги первой необходимости вкупе с сползанием экономики в депрессивно-кризисное состояние будет вымывать деньги из карманов рядовых граждан. Минэкономики прогнозирует существенное снижение темпов роста  пенсии и доходов россиян - прирост доходов замедлится в 1,5 раза (с 4,4 до 3%). При этом в самой структуре доходов населения доля социальных трансфертов останется высокой — 18,7% к 2030 г. против 19,5% в 2012 г. Тогда как доля доходов от занятости сократится до 46,1 до 45,5%, что также не внушает оптимизма.
 
Заметно более низкие темпы роста доходов россиян (в 2,5-3 раза ниже, чем в период 2000-2010гг.) несколько снизят темпы розничного кредитования, что негативно скажется на потребительской активности домашних хозяйств и нанесёт удар по ключевому фактору, обеспечивавшему рост российской экономики в последние годы - потребительскому спросу.  При этом, в силу преобладания деградационно-упаднических тенденций в отечественной обрабатывающей промышленности и обострения конкуренции с продукцией иностранных производителей (в том числе в силу втягивания России в ВТО на кабальных условиях и в абсолютно неподготовленном виде), значительная часть бюджета домашних хозяйств будет уходить на приобретение импортных товаров и услуг. Несколько сдерживать рост импорта будет ослабление курса рубля — в реальном выражении к 2030 г. он будет на 7% ниже, чем в 2012 г. Т.е. в номинальном выражении нас ожидает девальвация рубля на 40-45%.
 
 
Деградация промышленного капитала и инвестиционный кризис
 
 
Правительственные чиновники предрекают дальнейшую деградацию отечественного производительного капитала и загнивание обрабатывающей промышленности. Так, наибольшая коррекция показателей прогноза зафиксирована в динамике инвестиционной активности. Причём спад капитальных вложений ожидается как со стороны частного сектора, так и государства, у которого до сих пор на счетах в Центральном  Банке и в коммерческих банках размещено свыше 7,1 трлн. рублей. Ожидается,что среднегодовой размер государственных инвестиций снизится с 3,5% ВВП сегодня до 2,2% ВВП к 2030г., тогда как в частном секторе этот показатель рискует обвалиться с 1,5% ВВП ежегодно сегодня до нуля. Неудивительно, что прогноз среднегодового темпа роста инвестиций в основной капитал снизился в 1,4 раза — с 5,9 до 4,3%. Для финансирования модернизации, технического перевооружения производств и структурно-целевого неоиндустриального манёвра требуются колоссальные ресурсы - даже не сотни миллиардов, а триллионы рублей ежегодно.
 
Без радикального наращивания нормы накопления капитала с сегодняшних 22-23% ВВП до уровня нормы сбережения капитала (33% ВВП) невозможно осуществить отраслевую диверсификацию промышленности и преодолеть пресловутое "сырьевое проклятие". Для этого требуется с одной стороны, перекрыть каналы законного и, прежде всего, незаконного вывоза капитала за рубеж (только официально 50 млрд. долл. ежегодно, а реально все 80-100 млрд. долл.) со стороны частного сектора, возродив разрушенный в первой половине 2000-х годов валютное регулирование и контроль. А во-вторых, требуется, чтобы само государство прекратило обескровливать и без того хронически недоинвестированную российскую экономику, изымая через бюджетный механизм и "бюджетное правило" якобы "лишние", "незаработанные" и "инфляционные" нефтегазовые доходы под надуманными псевдонаучными рассуждениями о необходимости "борьбы с инфляцией" и "накопления подушки безопасности". Если за период 2000-2012гг. чистый вывоз капитала со стороны компаний и банков составил порядка 285 млрд. долл., то государство в виде валютных резервов вывезло свыше 487 млрд. долл.
 
Тем не менее, Минэкономики даёт ясно понять, что Правительство продолжит реализовывать жёсткую фискальную политику в лучших традициях "кудриномики" - бюджетное правило не только не будет отменено, но будет исполняться в строгом соответствии с пролоббированным осенью 2012г. Минфином законом. В МЭР ожидают, что после 2018 г. федеральный бюджет за счёт перекладывания бремени социальных расходов на и без того хронически дефицитные региональные бюджета, урезания расходов на экономику, науку, образование, здравоохранение, ЖКХ, инфраструктуру и социальную сферу, а также сохранения курса на монетизацию льгот и приватизацию бюджетной сферы удастся сделать профицитным.
 
Напомним, что сценарии экономического прорыва и модернизации предполагали допущение более высокого — 1,5-2% ВВП — дефицита бюджета и пополнение резервного фонда до 5%, а не до 7% ВВП, чтобы затем направлять половину нефтегазовых доходов на инвестиции в экономику и инфраструктуру. Величины в 7% ВВП Резервный достигнет к 2025 г., а 5% ВВП — к 2018 г. Другими словами, вплоть до 2025г. общество и экономика могут забыть о государственных инвестициях в развитие страны - по указке МВФ и Всемирного Банка российский Минфин продолжит судорожно копить "подушку безопасности", которая постепенно превращается в "гробовую заначку".
 
Сегодня Минэкономики недвусмысленно предлагает отказаться от планов президента по модернизации экономики и неоиндустриализации в угоду глубоко порочным и ошибочным представлениям Минфина о "фискальном фетишизме", "макроэкономической стабильности" и "необходимости жить по средствам". Эта политика уже завела Россию в тупик и привела к тому, что экономика перестала расти, а реальный сектор впал в кризисное состояние даже при стабильно высоких ценах на энергоносители. Дальнейшее сохранение этого курса будет означать скатывание России до уровня "банановых республик" и стран третьего мира и в конечном итоге приведёт Россию сначала в валютно-финансовый и экономический кризис, а затем и системный кризис.
 
И, пожалуй, последнее – подобного рода долгосрочные прогнозы с горизонтом планирования 15-20 лет в исполнении российских чиновников ничего, кроме смеха сквозь слёзы и искреннего недоумения, не вызывают. Их ценность и репрезентативность близка к нулю – Правительство не может толком перейти на трёхлетний период бюджетного планирования, судорожно пересматривая прогнозы не только на предстоящие периоды, но и на текущий год. В принципе не понятно, о каком прогнозировании может идти речь, когда Правительство в 2013г. ожидало рост ВВП на 3,5-3,6%, а по факту получило менее 1,3%. А Центральный Банк России на протяжении всех последних 4 лет ежегодно обещает радикальное изменение ситуации с бегством капитала и чистый приток инвестиций, что не помешало компаниям и банкам обеспечить чистый вывоз капитала из страны в размере 400 млрд. долл. только за период 2008-2013г. Чиновники обещали в 2013г. рост инвестиций в основной капитал на 6-7%, а по факту мы имеем спад на 1,6%. Цены на нефть не были угаданы в Правительстве не разу – огрехи достигают 7-15 долл. в год. В Правительстве не могут толком сказать, что будет с пенсионными накоплениями граждан в следующем году и будут ли заморожены тарифы естественных монополий, а Минэкономики разродился прогнозом аж до 2030г. Это очередная «филькина грамота» - это результат не серьёзной научно-исследовательской и аналитической работы, а тыканье пальцем в небо и гадание на кофейной гуще.
 
Этот прогноз знаков и ценен только по одной причине – в нём Правительство публично ставит крест на «майских» указах президента и предрекает России 17-летие структурно-технологической деградации, деиндустриализации, люмпенизации и упадка. Кабинет министров не оставляет даже шансов на неоиндустриальный рывок и преодоление сырьевого проклятия  - за Россией фиксируется статус сырьевой колонии и финансового резервуара.
 
 
Избыточный оптимизм консервативного сценария
 
 
Мало того, что в Минэкономики признались в неспособности Правительства обеспечить новую модернизацию, так ещё и сам консервативный прогноз хоть и является худшим из трёх вариантов, на самом деле весьма оптимистичен. Чиновникам придётся очень сильно потрудиться, чтобы уложиться даже в эту "программу минимум", которая консервирует техническую отсталость России и деградацию отечественного производительного капитала. России предрекли 17 тощих лет, однако даже они не гарантированы России – по факту ситуация рискует оказаться гораздо хуже.
 
Во-первых, в Минэкономики обещают рост ВВП в среднем на 2,8%, причём торможение экономического роста произойдёт после 2020г., а до того момента российская экономика якобы будет расти ещё динамичней – на 3,1% в год. Однако это выглядит попыткой выдать желаемое за действительное – такими темпами отечественная деиндустриализированная экономика не растёт со второй половины 2012г. Напомним, что ранее в этом году МЭР уже дважды снижал прогноз по росту экономики в 2013г. - с 3,6% в начале года до 2,4% в середине лета, а затем и вовсе до 1,8%. По факту мы имеем 1,3% роста ВВП в январе-сентябре 2013г., что в три раза хуже темпов роста годом ранее (3,9%).
 
Поэтому с высокой долей вероятности можно говорить о том, что в 2014 и 2015гг. никакого улучшения ситуации не произойдёт – в 2014г. вместо роста на 3% мы рискуем увидеть нулевую стагнацию и даже спад на 1% при стабильно высоких ценах на нефть в диапазоне 106-110 долл. за баррель смеси Urals. А в 2015г. едва отличимый от статистической погрешности рост на 0,3%. В случае падения цен на нефть ниже 100 долл. за баррель и разрастания кризисных тенденций в мировой экономике, вероятность чего весьма высока, российская экономика обвалится на 3,5-4%. В таком случае даже весьма «пессимистичный» рост ВВП России на 56% накопленным итогом за период 2013-2030гг. (форсированный вариант подразумевал прирост на 153%) с высокой вероятностью окажется недостижимой целью – по факту он не превысит 30%. И то в случае крайне благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке нефти и прочего невосполнимого сырья.
 
Во-вторых, даже в рамках самого негативного, т.е. консервативного сценария развития событий в Минэкономики исходят из крайне оптимистичного взгляда на конъюнктуру нефтяного рынка -  к 2030г. цены на смесь Urals должны будут вырасти с 107,7 долл. сегодня до $164 в 2030 г. Т.е. на 53,2% в номинально выражении и на 9% в реальном  с учётом инфляции. Мало того, что далеко не факт, что пузыри на товарно-сырьевых рынках не сдуются в ближайшее время на фоне остановки печатного станка ФРС США и ЕЦБ (что вызовет обвал цен на сырьё), так ещё и сам среднегодовой рост цен на нефть на 2,5-3%, заложенный в базовом (т.е. консервативном) сценарии), является категорически недостаточным для подержания на плаву российской дезинтегрированной  деиндустриализированной экономики, в которой 53% доходов федерального бюджета обеспечивается нефтегазовыми поступлениями, 27% корпоративных прибылей оседает в добывающей промышленности, 65% экспорта приходится на нефтегазовое сырьё и свыше трети инвестиций обеспечивается нефтегазовыми корпорациями.
 
В случае сохранения политики «кудриномики» и «роста без развития» (именно это и предполагается в базовом сценарии Минэкономики), отечественную экономику может спасти исключительно экспоненциальный рост цен на углеводородное топливо – как минимум, на 12-15% ежегодно. В противном случае реальный сектор экономики свалится в затяжную рецессию, а обрабатывающая промышленность расширит масштабы падения с 0,3% сегодня до 3-5% уже в самые ближайшие годы. Хуже всего то, что российская экономика перестала реагировать на дорожающую нефть – в 2011г. нефть вросла в цене на 37%, однако темпы роста российской экономики не только не выросли, но даже сжались – с 4,3% в 2011г. до 3,4% в 2012г. Сегодня прирост ВВП менее 1,3, а темпы роста затухает на протяжении 7 кварталов подряд. Совершенно не понятно, с какой стати и в силу каких причин должно произойти оживление отечественной низкопередельной экономики в условиях стагнации цен на нефть (или едва заметного роста), если экономический рост затухал даже в условиях стремительно дорожающей нефти.
 
В-третьих, в очередной раз кратно заниженным видится прогноз по инфляции, который позволяет заметно приукрашивать весьма печальную действительность и завышать прогнозы по динамике ВВП, инвестиций, уровня жизни россиян и т.д. В целом за период 2013-2030гг. среднегодовые темпы роста потребительских цен должны не превысить 3,3%, причём в период 2021-2030гг. инфляция каким-то чудесным образом сожмётся до 2,1-2,6%, что выглядит откровенной фантастикой и несбыточной мечтой. Не на много адекватней прогноз по инфляции и на ближайшие 7 лет – в 2016-2020гг. она не превысит 5,1%, а в 2013-2015гг. – 5-5,5%.
 
На фоне роста потребительских цен на 6,8% в январе-октябре 2013г. и на 6,6% по итогам всего 2012г. эти прогнозы не стоит воспринимать всерьёз. Со всеми статистическими приписками и манипуляциями Росстат будет вынужден отчитаться о росте цен в текущем году на 6,5%, а в ближайшие годы инфляция не опустится ниже 6%. Тем более, что инфляция бывает разной в зависимости от уровня жизни той или иной категории граждан – есть инфляция для 10% богатых (в России она менее 5%), есть инфляция для 20% среднего класса (порядка 8-10%) и инфляция для 70% бедных россиян (свыше 12-15% ежегодно). Это обусловлено спецификой потребления разных социальных групп и структурой потребительской корзины – у наименее социально защищённых и состоятельных граждан подавляющая часть семейного бюджета уходит на оплату товаров и услуг первой необходимости (продукты питания, газ, электроэнергия, ЖКХ, отопление, пассажирские перевозки и т.д.), которые растут в цене на 10-15% ежегодно. Получается, что прогноз по инфляции составлен либо в корне некорректно, либо корректно, но только по отношению к высокопоставленным правительственным чиновникам, коррумпированной бюрократии, а также представителям компрадорско-олигархического сырьевого и торгово-посреднического капитала.
 
В-четвёртых, в корне неадекватным видится прогноз по курсу рубля – в реальном выражении за период 2013-2030гг. в он снизится на 7% к валютам стран основных внешнеторговых партнёров. В номинальном выражении это означает, что рубль обесценится приблизительно до 48-50 рублей за американский доллар. На самом деле, даже этой девальвации рубля может оказаться недостаточно – для того, чтобы не просто удержать на плаву отечественную двухсекторную экономику низких переделов, парализованную судорогой коррупции, административных барьеров, произволом монополий, дорогими кредитами, дорожающими ГСМ и услугами монополий (газ, электроэнергия и т.д.), но тем более обеспечить её прирост на 56% накопленным итогом за ближайшие 17 лет при условии отказа государства от модернизации экономики и едва заметного роста цен на нефть потребуется провести гораздо более существенную девальвацию рубля.
 
В противном случае произойдёт разрушение платёжного баланса, развалится бюджетная система, обрабатывающая промышленности свалится в кризисное состояние, обострится инвестиционный кризис, интенсифицируется чистое бегство капитала (с 50-60 млрд. долл. сегодня до 80-100 млрд. долл.  в ближайшие годы), обострится дефицит денег в экономики, разразится кризис неплатежей и паралич межбанкового рынка, увеличатся масштабы теневого сектора экономики, произойдёт резкое удорожание кредитов при формально замедляющейся инфляции и т.д. В конечном счёте всё это логичным образом завершится сначала финансово-экономическим, а затем и системным кризисом.


Rambler's Top100