< Предыдущая | Следующая > |
---|
В последнее время в России наметилась тенденция: как будто устав от инноваций, мы возвращаемся к старому доброму советскому прошлому. Вместо привычной в 1990-е годы критики всё чаще звучат высказывания о том, что не такое уж оно плохое было, то прошлое, которого больше нет. И Сталин оказывается не таким уж тираном — разговоры о переименовании Волгограда обратно в Сталинград опять не утихают, а перед очередной годовщиной Победы прямо бурлят.
В школах снова хотят ввести форму, чтобы уравнять разные социальные слои. Снова заговорили о распределении выпускников после окончания вузов, а чиновникам хотят запретить пользоваться iPhone и другими заморскими смартфонами, вынуждая поддержать отечественного производителя и приобрести себе YotaPhone. Из последних предложений особенно интересно предложение главы президентской администрации Сергея Иванова в качестве антикоррупционной меры вернуть в Уголовный кодекс России упразднённую в 2003 году конфискацию, причём на этот раз распространяющуюся и на родственников коррупционера.
Журналист donnews.ru решил поинтересоваться у деятелей Ростова, что из советского прошлого стоило бы возродить и применить в современной России?
Заместитель директора Ростовского музея изобразительных искусств Ольга Литвиненко считает, что неплохо было бы наладить утраченную связь между школьным образованием и музеями.
— Раньше было обязательное посещение школьниками музеев хотя бы раз в год. Для этого выделялось финансирование, поэтому школьники ходили в музеи систематически. Я проработала 37 лет в краеведческом музее и могу сказать, что результатом всего этого стало то, что сейчас жители Ростовской области знают историю своего края достаточно неплохо. И родители, те, которые были воспитаны таким образом, приводят своих детей и пытаются рассказать им то, что запомнили с детства. Школы сейчас имеют проблемы и с финансированием, и с транспортом, а иногда трудно получить разрешение на выезд... Традиции образования подрастающего поколения, в том числе с помощью музейных средств, утеряны. Я считаю, что их стоило бы возродить. Сегодня вроде и договор между министерством культуры и министерством образования заключён, а каких-то конкретных результатов пока нет. Определённые структуры должны осознавать, что без образования художественного, исторического настоящий гражданин никогда не вырастет.
Кроме того Ольга Литвиненко с тёплой ностальгией вспомнила и об октябрятско-пионерско-комсомольском прошлом советской молодёжи.
— Я бы возродила эти организации, потому что с ними связаны самые лучшие годы моей юности и детства. И я благодарю тех учителей, пионервожатых, комсомольских лидеров, благодаря которым у нас была такая яркая, такая насыщенная жизнь. Сейчас, мне кажется, у молодёжи такого нет.
По мнению декана отделения «Регионоведение» ЮФУ Антона Серикова, лучшим, что было в СССР, и чего уже нет сейчас, были образование и медицина.
— В Советском Союзе была отличная система образования — от яслей до вузов. Я думаю, что везде есть свои перегибы, и само по себе распределение было неплохим, только стоило давать возможность как-то выбирать место будущей работы. Система здравоохранения тоже была на уровне. Как известно, кубинская система здравоохранения была построена по образцу Советского Союза, и в последние годы она считается одной из лучших в мире.
Антон Сериков также отметил, что главное, что было в советское время и чего очень недостаёт современной России, — это ответственность.
— Существовала ответственность за выполнение своей работы и принятых решений на любом уровне, в том числе среди самых высокопоставленных руководителей. Была ответственность перед партией. Они боялись и понимали, что в случае превышения своих должностных полномочий их неминуемо ждёт наказание. И не могли себе позволить того, что зачастую себе позволяют руководители сегодня. Также существовали социальные гарантии, социальное обеспечение было на достаточно высоком уровне. Сегодня люди малообеспеченные не могут своих детей отправить отдыхать, а раньше все без исключения дети могли отдыхать в лагерях, восстанавливать своё здоровье, посещать спортивные секции.
Эффективную систему образования как важное преимущество советского времени также первым делом назвал журналисту donnews.ruбизнесмен Евгений Сосницкий.
— Я считаю, что образование, которое существовало в Советском Союзе, давало людям знания. Наблюдая за тем, как учатся мои дети, как организована сама система, как обучаются люди в вузах, какие там программы, какова система проверки знаний, я понимаю, что современный подход к образованию слишком поверхностный и, наверное, излишне коммерциализированный. Мне кажется, что это как раз та сфера, где стремление к западным образцам неправильно. В конце 90-х годов я видел систему тестов в американской школе. Нас завели в класс, и я увидел тесты, которые писали ученики 5-го класса. Задания были настолько примитивными, что у нас дети дошкольного возраста знают такие вещи. Вопросы просто поразили меня своей глупостью! Я ещё подумал: не дай бог у нас такое случится! И сегодня я вижу, что это случилось. Мы копируем западные образцы — мне кажется, что это большая утрата.
Мнение респондентов donnews.ru, пожалуй, разделят многие, кто учился в советской школе и чьи дети и внуки сейчас учатся в современных школах. Так что, может быть, возвращаясь к советскому прошлому, стоило бы перестать пытаться усовершенствовать такой несовершенный ЕГЭ, а вместо этого возродить классическое образование, на котором выросло не одно поколение. И не называть бюджеты «социально ориентированными», а действительно их таковыми сделать: сделать летний отдых доступным для всех детей, открыть бесплатные спортивные секции... Вместо этого нам возвращают конфискацию. Начинание, может быть, и правильное, только вряд ли жертвами этой борьбы с коррупцией станут сами коррупционеры...
Впрочем, как отметил, заведующий отделением джазовой музыки Ростовского колледжа искусств, дело не в режиме, а в человеке.
— Бюрократизм был тогда и сейчас, более того, он есть и на Западе. Не могу сказать, что мне было очень тяжело в советское время или сейчас тяжелее. Если ты что-то делаешь, то ты имеешь результат. Я бы не стал пенять на время, даже более того — на страну. Знаете, многие говорят: «Ой, когда я отсюда уеду!» И что? Те, которые уехали, теперь пишут: «Когда я вернусь...» Я считаю, что дело не в строе, не в режиме, а в человеке... В искусстве всегда есть сложности, как и в любой другой сфере. Самое главное — что-то делать, быть человеком активным. Что-то было лучше тогда, что-то лучше сейчас. По крайней мере, сейчас открыты границы, есть возможность взаимодействовать с иностранцами, а в джазе это очень важно. Те кумиры, которых в советское время мы слушали на затёртых магнитофонных записях, пытаясь расшифровать, казались нам далёкими и недосягаемыми. Сегодня я со многими из них играл.
Получается, что в современную Россию, если можно так выразиться, кидает из прошлого в будущее: правительство пытается внедрять современные технологии, перенимать зарубежный опыт, и в то же время с ностальгией смотрит в прошлое. Но не всё ли равно, iPhonе или YotaPhone будет у чиновника, если нет ответственности?