< Предыдущая | Следующая > |
---|
За 2013 год бензин в России подорожал на 6%, а в Евросоюзе он подешевел почти на 3%. Такие данные содержатся в исследовании РИА «Рейтинг». При этом выяснилось, что цены на бензин в России одни из самых низких в мире, и примерно столько же стоит бензин в США. Правда, если в США на среднюю «чистую» зарплату можно купить более 3,3 тыс. литров бензина, то в РФ – только 717. По прогнозу экспертов, в 2014 году автомобильное топливо продолжит дорожать – еще на 8–10%. И динамика мировых цен на нефть тут ни при чем.
В 2013 году европейские потребители смогли сэкономить на автомобильном топливе. Российским потребителям, наоборот, пришлось учесть в семейном бюджете очередной рост цен на бензин. Такой вывод можно сделать из исследования РИА «Рейтинг».
Исследователи проанализировали официальные данные по ценам на 95-й бензин в странах Европы, Таможенного союза и в США.
В прошлом году цены на автомобильное топливо в Евросоюзе снизились в среднем на 2,6% по отношению к уровню 2012 года. «Это во многом обусловлено динамикой цены на нефть, которая снизилась за год на 4,5%», – говорится в исследовании. В Таможенном союзе автомобильное топливо, наоборот, дорожало. Самый резкий скачок цен произошел в Белоруссии – сразу на 22%. В России бензин подорожал почти на 6%. В Казахстане рост цен тоже зафиксирован, но незначительный – на 0,7%.
Напомним, ранее Росстат сообщил, что в декабре 2013 года автомобильный бензин в России подорожал в среднем на 5,7% к декабрю 2012-го. А за январь–декабрь 2013-го бензин подорожал уже на 7,6% к аналогичному периоду 2012 года. Инфляция за указанный период составила в России, по оценке Росстата, 6,8%.
На основе статистических сводок исследователи составили рейтинг стран по ценам на бензин. Для международных сопоставлений они пересчитали цены на бензин из местных валют в рубли по курсу Центробанка РФ. Самый дорогой бензин продается в Норвегии, там стоимость 1 литра достигает 79 руб. На втором месте Италия, где бензин стоит 78 руб. за литр. На третьем – Нидерланды: 76,6 руб. за литр.
Если говорить о европейской части света, то самый дешевый бензин оказался там, где он сейчас дорожает. В Белоруссии литр стоит 33 руб., в России – 32,6 руб., в Казахстане – 30,6 руб. В России бензин стоит примерно столько же, сколько в США, где топливо продается по цене 32,4 руб. за литр. «Как следует из результатов рейтинга, вместе с другими государствами Таможенного союза топливо в России остается самым дешевым в европейской части света», – говорится в исследовании.
В то же время о доступности бензина лучше судить не по стоимости, а по тому количеству топлива, которое можно приобрести на «чистую» – очищенную от налоговых и социальных выплат – зарплату граждан.
По оценкам исследователей, например, жители Норвегии, где самое дорогое в Европе автомобильное топливо, теоретически могут покупать на свою среднюю зарплату 2,3 тыс. литров бензина в месяц – если всю ее потратить на топливо. В США, где бензин стоит почти столько же, сколько в РФ, граждане могут позволить себе на зарплату более 3,3 тыс. литров бензина в месяц. А в России зарплата позволяет гражданам покупать только 717 литров в месяц.
Опрошенные «НГ» эксперты замечают, что бензин в России дорожает практически в любых условиях: и когда мировые цены на нефть растут, и когда они падают, и когда они не меняются. «Можно с уверенностью говорить, что цена на бензин в России растет постоянно, лишь замедляя или ускоряя темпы. Если мы проанализируем динамику розничных цен на АИ-92 начиная с 2009 года, то есть за пять лет, то увидим, что за все время не было ни одного ощутимого снижения цен на топливо, которое продержалось бы более одного месяца», – говорит ведущий финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ltd Андрей Цион.
И мировые цены на нефть, как это ни странно, играют далеко не самую ключевую роль в формировании стоимости бензина в России, обращают внимание эксперты. «Внушительную часть в стоимости топлива составляют акцизы, косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. За счет акцизов огромная доля прибыли нефтегазовых компаний идет в государственную казну. Даже при снижении стоимости нефти не стоит ожидать снижения стоимости бензина, ведь в этом случае страдает прибыль нефтегазовых компаний, а с ней и бюджет», – поясняет Андрей Цион. «Летом 2013 года были увеличены акцизы на бензин – в среднем на 6%. В результате цена за тонну бензина Евро-4 и Евро-5 выросла на 400–500 рублей, а тонна дизельного топлива подорожала на 150 рублей», – сообщает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
Существенным фактором роста цен на бензин в 2013 году стал также слабеющий рубль. В течение 2013 года рубль по отношению к доллару подешевел на 7,5%. «Сейчас нефтяные компании переориентируются на экспорт из-за слабости рубля. Объем экспорта нефтепродуктов за последние два года вырос до рекордного уровня. Такая переориентация гораздо выгоднее для нефтяных компаний. Но она приводит к удорожанию топлива на внутреннем рынке», – отмечает Цион. Хотя эксперт тут же напомнил, что рост цен на топливо контролируется Федеральной антимонопольной службой, которая настаивает на недопустимости искусственного дефицита на внутреннем рынке.
Наконец, еще один немаловажный фактор – необходимость технического перевооружения нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). «С 1 июля 2013 года Россия начала переходить на бензин стандарта Евро-4 и Евро-5 в рамках выполнения технического регламента, согласно которому с 2015 года на территории Таможенного союза не будет использоваться топливо ниже класса Евро-4, а с 2016 года – ниже Евро-5. Производство более качественного топлива требует модернизации НПЗ, что влечет за собой соответствующие затраты, которые влияют на ценообразование», – объясняет Анна Кокорева. Также будут проведены плановые ремонты НПЗ в марте.
По прогнозу экспертов, в 2014 году россиянам надо готовиться к очередному, хоть и не скачкообразному, но росту цен. Так, Андрей Цион ожидает, что бензин может подорожать в 2014 году еще на 8–10%.
Как замечает старший аналитик Arbat Capital Виталий Громадин, в развитых европейских странах более высокая стоимость бензина оправданна. Ведь Европа импортирует сырье, также там выше налоговая нагрузка, потому что власти пытаются простимулировать население к экономии топлива и к переходу на экологичные виды транспорта. В России налоги повышаются с иными целями. Акцизы на нефтепродукты – еще один источник пополнения бюджета. При этом само повышение цен на автомобильное топливо для России уже опасно. «В стране гигантские расстояния. Цена бензина выглядит критичной для развития экономики», – замечает Громадин.
Для некоторых граждан автомобиль вовсе не роскошь и не дань моде, а незаменимое средство передвижения в условиях, когда другие виды транспорта в том или ином населенном пункте не доступны. Также надо учитывать, что цены на бензин сказываются на стоимости других товаров и услуг.
Наконец, эксперты обращают внимание и на проблему относительно низких зарплат в стране. Судя по исследованию РИА «Рейтинг», российские зарплаты в среднем в четыре раза ниже, чем в США, и примерно в шесть раз ниже, чем в Норвегии. В таких условиях даже дешевый на фоне Европы бензин для самих россиян всегда будет оставаться дорогим.