< Предыдущая | Следующая > |
---|
9 ноября в хуторе Мержаново, у братской могилы воинов, погибших в боях за Ростов-на-Дону в 1941 и 1943 годы, состоялся митинг в честь открытия восстановленного памятника участникам Великой Отечественной войны. Правда, на воссоздания гранитного мемориала у нынешней власти денег не нашлось, пришлось ограничиться фотоизображением на черной мраморной плите скульптуры солдата, которого, за сходство со знаменитым «Алёшей» хуторяне нарекли тем же именем.
Братская могила в хуторе появилась в 1943 году, после окончательного изгнания захватчиков с донской земли. Над захоронением был сооружен временный деревянный обелиск с красной звездой . А когда мирная жизнь после Великой Победы наладилась, сюда были перенесены останки солдат, погибших в боях 41-го года. И над солдатской могилой была сооружена гранитная скульптура защитника Отечества. Но со временем мемориал разрушился, и было принято решение о его демонтаже. Но без «Алёши» хуторское кладбище как будто осиротело, и жители стали требовать восстановления своего «Алёши». Но у власти, поселенческой и районной на эти требования был один ответ: в бюджете нет денег.
Так и осталась братская могила безымянной, да уход власти от решения проблемы не одобрил депутат поселенческого Собрания коммунист Григорий Сергеевич Павленко. Он пожелания земляков воспринял как депутатский наказ и в 2008 году решился оспорить поговорку «на нет – и суда нет». Для этого поселенческий депутат привлек к решению проблемы своего однопартийца Владимира Даниловича Кириченко, депутата Собрания Неклиновского района. Но и совместная «бомбардировка» двумя народными избранниками структур муниципальной власти не дала ожидаемого эффекта. Тогда они обратились за помощью к руководителю фракции КПРФ в областном Законодательном Собрании Евгению Ивановичу Бессонову. И «депутатская вертикаль» КПРФ сработала.
Ходатайство жителей хутора Мержаново было передано губернатору, который начертал на ней свою резолюцию. Но и с губернаторской подписью пришлось трем депутатам-коммунистам потратить два года на «проталкивание» и согласования, пока не были выделены 120 тысяч рублей на проведение работ. Митинг в честь открытия нового памятника был назначен на 6 ноября. Наверное, согласование власть дала сгоряча: ведь митинг хуторяне могли истолковать как признание красного Дня календаря, ведь у мемориала будут и флаги КПРФ, и копии Красного Знамени Победы. И мероприятие было перенесено на 8 ноября. Но в этот день, как установили любопытные хуторяне, все должностные лица, в том числе и глава поселения, поздравляли с юбилеем крупного районного чиновника. По этой причине митинг в Мержаново был отложен еще на один день. Новая дата – 9 ноября в 11 часов – была установлена окончательно. Но вечером 8 ноября поступило еще одно сообщение о переносе – с 11 часов на 12.
Об этих переносах вряд ли знали приехавшие из села Синявского школьники и их учителя. Ребята осмотрели мемориал с едва различимыми контурами на потемневшей от туманной влаги мраморной фотографии «Алёши», прочитали стихи, выслушали торжественно-траурные речи главы поселения, председателя районного совета ветеранов и депутатов поселенческого, районного и областного Собраний, возложили цветы к памятнику. И уехали, вместе с главой поселения, на заказном автобусе, не подозревая, что через несколько минут к братской могиле начнут собираться на митинг жители Мержаново, не знающие об очередном переносе времени начала митинга.
К этому времени туман рассеялся, выглянуло солнышко и стала отчетливо видна грустная улыбка «Алёши». И казалось: солдат извиняется перед хуторянами за бесцеремонность главы поселения, в окрестностях которого пришлось сложить головы сотне его однополчан. В послевоенные годы, когда останки бойцов, покоящихся там, где они встретили гибель, переносили в общее братское захоронение, не все фамилии погибших были известны. На плитах нового памятника нанесены фамилии солдат, погибших в боях за освобождение хутора Мержаново и семи населенных пунктов Синявского поселения, и уроженцев здешних мест, павших смертью храбрых вдали от малой родины. Но среди покоящихся есть и безымянные солдаты, поиском их фамилий занимается депутат-коммунист Павленко. И ему удалось вызволить из небытия фамилии нескольких бойцов. Но для того, чтобы пополнить список, опять нужно «выбивать» деньги, которых у местной власти нет.
По этой причине, скорее всего, был перенесен митинг с 12 часов на 11: глава поселения Владимир Васильевич Дюжиков, скорее всего, не очень хотел встретиться с жителями хутора. И «бежал» - от их назойливых вопросов, касающихся строительства водопровода. О сооружении водовода в хутор Мержаново ведутся разговоры не первый год, да дело с мертвой точки не сдвигается. И все эти годы хуторяне пьют горько-соленую воду, которая содержится в водоносных горизонтах, кроме одного места, из которого бьет «сладкий» родничок. Вот до родничка – не ближний свет, а у большинства хуторян (а живут здесь, в основном, пенсионеры) нет автотранспорта. И приходится довольствоваться тем, что «бог послал». Местные власти, не нынешние, а предыдущие, тоже послали – водопровод с технической водой на дачные участки. А протянуть ветку в хутор – не положено в населенные пункты, где нет воды питьевой.
Думая, что незнакомый им Евгений Иванович Бессонов представляет районную власть, они все претензии стали высказывать ему. И получился у братской могилы второй, незапланированный митинг. Сначала и в адрес руководителя фракции КПРФ в Законодательном собрании Ростовской области звучали гневные, перемежаемые ненормативными выражениями, монологи, приготовленные для главы поселения Дюжикова и районных чиновников. Но видя, что встречают не увертки, а понимание их проблем, успокоились. И состоялось обсуждение всех «горячих» вопросов, совместный поиск путей их решения. Не один только водопровод «бельмом на глазу» хуторян. Есть и много других, годами нерешаемых задач. Касаются они и уборки мусора, и благоустройства. В том числе и кладбища.
Например, разменявшая девятый десяток Зинаида Ивановна Коренякина, родственники которой покоятся в братской могиле, обеспокоена сохранением памяти о тех солдатах, чьи останки находятся на местном кладбище, но в двух отдельных, пришедших в неприглядное состояние, захоронениях. Не раз обращалась она к главе поселения, даже предлагала из своей пенсии купить мешок цемента. Успокоили ее депутаты-коммунисты: и эти могилы будут благоустроены к 70-летию Победы. И они приложат все усилия, чтобы фамилии пока «безымянных» солдат были занесены на плиту мемориала.
На этой оптимистической ноте и закончился разговор трех депутатов-коммунистов с жителями хутора Мержаново.