< Предыдущая | Следующая > |
---|
«Украина не может вести прямой диалог с представителями так называемых Донецкой народной республики и Луганской народной республики до проведения выборов на этих территориях по украинскому законодательству», — заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин в эфире «5 канала». «Российская сторона тоже не признала результаты выборов 2 ноября. Мы не можем вести прямого диалога с теми, кто в данное время себя называет представителями Донецка и Луганска. Мы должны способствовать проведению выборов по украинским законам», — добавил он.
Кроме того, по его словам, Киев настаивает на том, что местные выборы должны пройти «в соответствии с критериями ОБСЕ».
Согласно положениям комплекса мер по интерпретации минских соглашений, принятого 12 февраля контактной группой по урегулированию ситуации в Донбассе, Донецкой и Луганской народным республикам должен быть предоставлен особый статус, потом там должны пройти выборы, и лишь после этого будет определен окончательный статус этих территорий. Президент Украины Петр Порошенко ранее заявил, что не исключает проведения выборов в Донбассе до конца года.
Напомним, в марте Порошенко подписал документ о внесении ряда поправок в закон «Об особом управлении в нескольких районах Донецкой и Луганской областей». Согласно этим поправкам, статья 10 закона дополняется двумя пунктами — 4 и 5, «в которых определяется момент вступления в силу отдельных его положений». В пункте 4 указывается, что статьи 2–9 вышеупомянутого закона вступят в силу со дня обретения полномочий органами местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которые избраны на внеочередных выборах. В пункте 5 говорится, что предусмотренный документом особый порядок деятельности органов местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей «реализуется исключительно органами местного самоуправления, избранными на внеочередных выборах, назначенных и проведенных в соответствии с Конституцией Украины, этим и другими законами Украины».
В интервью украинскому изданию «ЛигаБизнесИнформ» глава администрации президента Украины Борис Ложкин сказал, что уверен в отсутствии необходимости вводить новый закон для проведения местных выборов в Донбассе: «Выборы должны состояться согласно украинскому законодательству. Особенный порядок самоуправления не подразумевает изменение закона о местных выборах».
В своем интервью Ложкин также рассказал конституционной реформе: «Конституционная реформа необходима, и мы будем ее проводить в любом случае, не только в связи с минскими договоренностями. Стране необходима децентрализация, это очень важная составляющая конституционной реформы. Также необходима демонополизация и деолигархизация». Однако, по мнению Ложкина, сложно определить сроки внесения изменений в конституцию: «Мы рассчитываем, что, по крайней мере, консолидированная позиция законодательной и исполнительной власти по децентрализации в новом варианте конституции будет до октября. Вступят ли эти правки в силу до этого срока — сейчас сказать сложно».
По его словам, если изменения не вступят в силу, местные выборы, которые должны пройти в конце октября, пройдут по ныне действующему законодательству. При этом, у Ложкина нет уверенности, что выборы смогут пройти в районах Донбасса, которые украинские власти сейчас не контролируют: «Другой вопрос, будут ли они проходить в отдельных районах Луганской и Донецкой областей, ведь там вопрос не в децентрализации, а в другом — будет ли там мир, и будут ли оттуда выведены незаконные вооруженные формирования и военная техника». Он признал, что если нынешняя ситуация сохранится, выборы там пройти не смогут, как ранее там не состоялись выборы президента и парламента Украины.
«Для проведения выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей там должен быть украинский флаг, украинские СМИ, наблюдатели ОБСЕ и подконтрольная Украине граница», — назвал он условия проведения выборов.
Ситуацию прокомментировал политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин:
- Украинская власть сознательно затягивает процесс мирного урегулирования, поскольку не собирается выполнять свои социальные обязательства перед жителями Донбасса. Кроме того, внутри украинской власти обострилась борьба между президентом и премьером, а потому президент не хочет, чтобы у Яценюка появилась возможность обвинять власть в «сдаче позиций» и «капитуляции». Поэтому и принимаются такие решения, которые фактически блокируют процесс политического урегулирования, но не позволяют обвинить украинскую власть в прямом нарушении Минских договоренностей.
«СП»: - Почему не позволяют? Ведь в соглашении четко сказано: сначала закон о статусе, потом выборы! А Климкин говорит, что должно быть наоборот?
- Потому что президент не хочет политического урегулирования, они будут всячески затягивать процесс принятия закона. Поскольку проталкивание законопроекта, соответствующего минским договоренностям, может сильно ослабить позиции президента.
«СП»: - А если теоретически представить себе, что выборы состоятся, примет ли Киев результат, если он его не устроит?
- Как они могут состояться, если Киев их не признает, не собирается в них участвовать и не будет считаться с их результатами? Выборы, которые Киев мог бы признать, в нынешней ситуации невозможны. Для этого требуются предварительные переговоры относительно закона о выборах, поправки в закон о политических партиях и т.д. никто такие переговоры вести не будет.
Директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов уверен, что Киев изначально не планировал выполнять взятых на себя в Минске обязательств:
- Киев практически по всем пунктам нарушает Минские договоренности. Напоминаю господину Климкину, что пункт соглашения гласит не о том, что Донецк должен провести выборы, после чего Украина должна начать с ним переговоры. Договор недвусмысленно гласит: «В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов». То есть сразу после отвода тяжелых вооружений Киев обязался сесть за стол переговоров с республиками Донбасса, чего не было сделано и, судя по словам Климкина, никто делать не собирается.
«СП»: - Порошенко неоднократно подчеркивал, что признает любые выборы в Донбассе, если они пройдут в соответствие с украинскими законами. Если представить себе гипотетически, что выборы состоялись, как Киев будет выстраивать диалог с победителем?
- Проведение выборов в условиях войны — затея бессмысленная. Ясно, что слова Порошенко означают лишь одно: я не признаю результатов выборов, пока в Донбассе не будет установлена власть, полностью подконтрольная и подчиненная Киеву. То есть (перевожу дальше на нормальный язык): до тех пор, пока ДНР и ЛНР полностью не капитулируют. Вы знаете, такие условия можно было диктовать в период начала августа, когда Киев развивал стремительное наступление на Донбасс и думал, что еще чуток — и ДНР падет. Но теперь-то с какой стати Донбасс должен капитулировать? Это дончане утеряли Дебальцево и Иловайск? Это они отступают или украинцы? Порошенко должен отказаться от языка ультиматума с дончанами — и это будет первый шаг к разумным переговорам.
«СП»: - Согласится ли Россия на такие гипотетические выборы? Будет ли она оказывать на них влияние?
- Формально Россия не вмешивалась в уже прошедшие в Донбассе выборы и референдумы. Не будет вмешиваться и дальше. Но как я сказал, в условиях войны любые выборы не имеют смысла. Поэтому и Россия, и США будут относиться к этим выборам одинаково: они их признают, если получат выгодный для себя результат.
«СП»: - Опять же, если представить гипотетически, как объяснить жителям Донбасса такой компромисс после всего, что произошло?
- Я не знаю, как дончанам теперь объяснить, почему они должны жить в составе государства, которое бросило против Донецка и Луганска танки, артиллерию и бомбардировщики. Я не раз слышал о том, что и Киев, и Москва видят Донбасс в составе Украины. Но я еще ни разу не слышал ни из Киева, ни из Москвы реально работающей формулы, которая могла бы устроить и Киев, и Донбасс. То есть речь идет не только о том, что такая формула не найдена, речь о том, что никто даже не начал предлагать каких-то вариантов. Минское соглашение, по идее, подразумевало старт таких переговоров. Но как я сказал выше, Киев не собирается выполнять договор.
«СП»: - А выполнимы ли «минские соглашения» в принципе?
- Я изначально говорил, что Минские соглашение невыполнимы. Повторяю это и сейчас. С самого первого пункта — отведение тяжелой техники и артиллерии - это соглашение полностью и буквально выполнить нельзя было. Ну, ведь любому понятно, что ДНР и ЛНР не могли бы оставить без защиты свои центры — Донецк и Луганск. Точно так же, как Украина не могла вывести эти вооружения из Мариуполя, оставив его без прикрытия. Изначально надо было подходить к вопросам отвода артиллерии и разграничению с более реалистичных позиций. Минское соглашение был лишь способ слегка снизить напряженность. Его использовали все: и Россия, и Украина, и Европа. Но изначально все понимали, что это даже не начало мирного процесса, а небольшая передышка
Обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко также не верит в то, что минские договоренности выполнимы:
- Не смешите меня. Киев уже дня три, как начинает в Донбассе новый виток войны. Если кто-то и надеялся на минские соглашения, хоть я таких людей и не знаю, то какие соглашения могут быть сейчас? Война все решит, война все урегулирует. Результаты военных действия определят, кто прав, кто виноват.
«СП»: - Означают ли слова Климкина, что Украина не готова вести диалог ни с одним из представителей Донбасса, если они фактически не назначены из Киева?
- Для того, чтобы вести диалог с Донбассом, Киев должен признать, что, если по версии Киева легитимность Порошенко и остальной хунты определяется тем, что Янукович якобы сбежал, неизвестно от чего и почему, то и легитимность властей Донбасса определяется теми же причинами. То есть, они должны вести диалог на равных. Поскольку Киев начал войну, совершил военные преступления, не имеющие срока давности, и до сих пор не признает Донбасс, говорить с ним не о чем.
«СП»: - Но ведь Порошенко не раз говорил, что Киев признает выборы в Донбассе, если они пройдут в соответствие с украинскими законами…
- Я тоже могу сказать, что признаю легитимность Порошенко, если его назначит Владимир Путин, в соответствии с российским законодательством. Ну и что? Порошенко может говорить все, что угодно. У него нет ни конституционных, ни международно-правовых оснований, ни силовой возможности реализовать свои рассказы. В этом отношении я счастливее Порошенко, потому, что желающих меня повесить значительно меньше.
«СП»: - Если представить, что руководство народных республик договорится с Киевом о выборах, как объяснить такую правовую коллизию населению ДНР и ЛНР, которое уже сделало выбор на референдуме и на выборах в ноябре? Готово ли население Донбасса принять даже теоретическую возможность обсуждения статуса в составе Украины?
- Населению ДНР и ЛНР ничего объяснять не надо. Усилиями хунты Украины больше нет. То, что мы видим и что представлено в ООН — мираж, виртуальная реальность. Представляющий Украину господин Сергеев есть, а Украины нет. И говорить больше не о чем.
«СП»: - А Россия согласится на такие выборы?
- Формально Россия может соглашаться на что угодно. Федеральное собрание РФ может даже признать Атиллу императором планеты. Атилла давно умер и наследников не оставил. С Украиной ситуация аналогична.
«СП»: - Каковы позиции США и ЕС относительно выборов и статуса Донбасса. Готовы ли они идти на компромиссы?
- ЕС мечтает забыть об Украине, как о страшном сне. США будут и дальше использовать Украину, как фактор дестабилизации России и ЕС. Возможность ликвидировать деструктивное влияние Вашингтона — союз России и ЕС, который пока невозможен в виду неготовности Европы. Но поскольку Вашингтон и Брюссель «помрут» раньше, чем Москва «похудеет», проблемы этих «индейцев» «шерифа» не волнуют.
«СП»: -А у вас нет ощущения, что «минские соглашения» изначально невыполнимы и их роль исключительно в том, чтобы протянуть время для формирования более выгодных позиций для сторон?
- Есть. Только это — не мое ощущение. Это — объективная реальность.