Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » О.Н. Смолин: «Образование должно сочетать лучшие отечественные традиции с самыми новейшими технологиями»
Вторник, 24 Дек 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

О.Н. Смолин: «Образование должно сочетать лучшие отечественные традиции с самыми новейшими технологиями»

Печать
22 апреля на пленарном заседании Госдумы выступил депутат фракции КПРФ О.Н. Смолин.
 
 
- Добрый день, уважаемые коллеги!
 
В этот день я вспоминаю, как лет 15 тому назад в Москву приехал помощник британского премьера Майкл Барбер и выступил перед студентами Московского госуниверситета. Он тогда заявил: три главных приоритета правительства Тони Блэра - образование, образование и ещё раз образование. Студенты расхохотались. Потом джентльмену объяснили, что он был далеко не первым и что лет 80 тому назад то же самое произнёс советский лидер Владимир Ленин, день рождения которого мы сегодня отмечаем.
 
Тогда это вызвало у молодёжи некоторое разочарование в условиях Гражданской войны, а, на самом деле, было стратегическим предвиденьем, которое положило начало культурной революции и во многом заложило один из главных камней в фундамент будущей победы советского народа над фашизмом.
 
А теперь давайте вспомним другого политика, противника России - Отто фон Бисмарка, железного канцлера, который сказал однажды: войны выигрывают не генералы, но школьные учителя.
 
Спустя много лет советский философ Александр Зиновьев, эмигрант, сначала критик советской власти, потом её яростный защитник, сказал ещё точнее: "Войну выиграл советский десятиклассник".
 
Ну и, наконец, знаменитое высказывание Бориса Васильева, как положено писателю, особенно яркое: "Это было поколение, о которое разбилась крупповская сталь".
 
Спросим же себя, коллеги, почему советский десятиклассник смог выиграть войну, а наше образование стало образованием Победы? Вот некоторые причины.
 
Первое. Стратегический, а не бухгалтерский подход к финансированию образования.
 
Власть в СССР уже в 30-е понимала, что образование - это не бремя государства, как любят говорить современные системные либералы, а инвестиции в будущее. Только во второй пятилетке расходы на школу увеличились в три с половиной раза, после войны они составляли 10-12 процентов от валового внутреннего продукта, в 70-м, по данным Мирового банка, 7 процентов, сейчас 4 процента, по данным Высшей школы экономики, предпоследнее место среди развитых стран. В 1943-1944-м во время войны создаются две новые академии: педагогических наук и медицинских наук. Война в разгаре, а власть думает о будущем нации. Это доказательство стратегического подхода к образованию.
 
Второе. Образование для всех. Всеобщее, массовое образование равных возможностей.
 
Только в той же второй пятилетке было построено около 19 тысяч школ, из них 15 тысяч на селе. В 1941 году 95 процентов российских комбатов Красной Армии имели среднее образование. Вот вам тот самый десятиклассник, о котором говорил Александр Зиновьев.
 
А что в послесоветское время? В 90-х годах закрыта 1 тысяча школ, в 2000-х, до 2014 года, ещё 24 тысячи школ плюс тысяча вечерних. Некоторые говорят, что происходит ликвидация грамотности. Два министра в этом зале: Дмитрий Ливанов, Игорь Слюняев призывали остановить ликвидацию сельских школ. Не помогает. За 2014 год, по данным Счётной палаты, закрыто ещё почти 600 школ и реорганизовано около 2 тысяч.
 
Коллеги, куда мы движемся?
 
Третье. Массовое эгалитарное, профессиональное и высшее образование. 
 
Только в 30-е создано 832 вуза. Их выпускники не только подняли промышленность и оборону, но и воспитали того самого десятиклассника, который выиграл войну.
 
А теперь откроем утвержденную концепцию федеральной целевой программы "Развитие образования на 2016-2020-е годы" и прочитаем. Мы должны за это время закрыть 40 процентов вузов и 80 процентов филиалов.
 
Коллеги, к сожалению, в России есть вузы, которые нужно закрывать, но хочу спросить. С какого потолка и при помощи какого пальца взяты эти показатели? Кто считал последствия? Разве непонятно, что когда закрывали сельскую школу, умирала деревня. Когда будут закрывать все подряд филиалы, будут умирать малые города, молодежь будет уезжать.
 
Четвёртое. Фундаментальность образования. Советская школа 30-х во многом повторяла царскую гимназию, только вместо древних языков были введены естественные математические науки, были воспитаны инженеры, артиллеристы, пулемётчики, танкисты и лётчики.
 
Коллеги, напоминаю ещё раз всем комитетам, в том числе по промышленности, по безопасности и по обороне. Новый стандарт, который вступает в силу с 2020 года, допускает возможность не изучать ни физику, ни химию, ни биологию. Кто будет создавать шестой технологический уклад, кто будет обеспечивать оборонную безопасность страны? Пока не поздно, ситуацию надо исправлять.
 
Пятое. Патриотическое воспитание.
 
Коллеги, напомню вам, что по данным социологов 45 процентов российских студентов заявили, что предпочли бы жить и родиться, и работать не у себя в стране, а в какой-нибудь другой, в Москве ещё больше.
 
Сейчас обсуждается концепция государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Она предполагает, в частности, за 2 миллиарда повысить долю граждан, которые гордятся своей страной на 8 процентов по 225 миллионов за процент.
 
Слава богу, в 30-е годы это в голову никому не приходило. Тогда молодежь воспитывалась не формальными делами, но реальной социальной информационной средой от урока до клубов ДОСААФ, будущих лётчиков и моряков. Разве это не опыт?
 
И вот вам результат. 1941 год контрнаступление под Москвой, слепой баянист Михаил Попов с баяном встаёт в атаку вместе со своими товарищами и с "Интернационалом" идёт вперёд. Тогда "Интернационал", кстати, был Гимном Советского Союза.
 
В Год литературы особо хочу сказать о патриотическом воспитании и её роли в этом воспитании. 
 
Две недели назад в этом зале уважаемый мною депутат и генерал армии Михаил Алексеевич Моисеев напомнил мне про Героя Великой Отечественной Момышулы. Наверное, я думал, что интеллигенты военную литературу не читают, но, к счастью, у нашего поколения с этим не было никаких проблем.
 
Имя Момышулы мне известно едва ли не с пятого класса, а уже в 11-м в сочинении я доказывал, что наша военная проза и особенно поэзия была высшим взлётом нашего советского национального и российского национального духа. С тех пор я помню удивительные окопные, страшные окопные строки Семёна Гудзенко:
 
"Когда на смерть идут, - поют, а перед этим можно плакать.
 
Ведь самый страшный час в бою - час ожидания атаки.
 
Сейчас наступит мой черёд,
 
За мной одним идёт охота.
 
Будь проклят 1941 год,
 
И вмерзшая в снега пехота.
 
Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины. 
 
Разрыв - и лейтенант хрипит.
 
И смерть опять проходит мимо.
 
Бой был коротким.
 
А потом глушили водку ледяную,
 
и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую."
 
Помню пронзительный февральский дневник Ольги Берггольц:
 
"В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
 
где смерть как тень
 
тащилась по углам,
 
такими мы счастливыми бывали,
 
такой свободой бурною дышали,
 
что внуки позавидовали б нам".
 
А теперь, коллеги, придите в современную школу и попробуйте спросить, что из этого помнят современные наши замечательные дети. Кстати, на Великую Отечественную в девятом классе отводится в истории четыре часа.
 
Год назад в замечательной гимназии в любимом сибирском городе во время последнего звонка я предложил детям: "Давайте проведём ЕГЭ по- новому, я буду начинать строку, а вы будете её заканчивать. Начинаю:
 
"Служить бы рад...", дружно: "прислуживаться тошно". Кто написал? Тишина. Хорошо. Давайте другое:
 
"Но тогда,
 
Когда во всей планете
 
Пройдёт вражда племён,
 
Исчезнет ложь и грусть, -
 
Я буду воспевать
 
Всем существом в поэте
 
Шестую часть земли...".
 
Тишина. И взрослые подсказывают: "С названьем кратким "Русь".
 
И, наконец:
 
"Нас пули с тобою пока ещё милуют.
 
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
 
Я всё-таки горд был за самую милую,
 
За русскую землю, где я родился,
 
За то, что на ней умереть мне завещано,
 
Что русская мать нас на свет родила,
 
Что, в бой провожая нас, русская женщина..."
 
Тишина. И только одна немолодая учительница спасает ситуацию: "По- русски три раза меня обняла".
 
Коллеги, дети у нас, как и в советской притче, по-прежнему замечательные. И если они чего-то не знают, значит, виноваты мы, взрослые.
 
А это значит: нам нужнодругое образование, нам нужно образование, которое бы сочетало лучшие отечественные традиции с самыми новейшими технологиями, это и будет образование победы XXI века. Спасибо. (Аплодисменты.)


Rambler's Top100