< Предыдущая | Следующая > |
---|
Верховная Рада Украина приняла закон о местных выборах, фактически запрещающий их проведение на территории Донецкой и Луганской народных республик, а также Крыма, который Киев продолжает считать своим. В законе прописано, что выборы, назначенные на 25 октября 2015 года, на этих территориях не проводятся «в связи с осуществлением Российской Федерацией временной оккупации и вооруженной агрессии против Украины и невозможностью обеспечения соблюдения стандартов ОБСЕ по проведению выборов».
В то же время, четвертый пункт Минских соглашений четко предусматривает «диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины „О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей“, а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона». Однако на практике никакого диалога между Киевом и республиками нет и не было.
Еще 18 марта 2015 президент Украины Петр Порошенко подписал закон № 256-VIII «О внесении изменений в статью 10 Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В нем указано, что особый порядок самоуправления возможен только после местных выборов. Выборы, в свою очередь, должны быть проведены по украинским законам.
Руководство народных республик расценило закон как нарушение Минских соглашений. Ведь в Киеве никто и не подумал обсуждать с ними «модальность выборов». «Киев растоптал хрупкий Минский мир и завел ситуацию в тупик», — было сказано в совместном заявлении руководства республик.
В ответ в мае народные республики приняли законопроект «Об особенностях проведения местных выборов» на своей территории. Основанный, кстати, на украинском законодательстве. А в начале июля в ДНР объявили, что собираются провести голосование 18 октября. «В сложившихся по вине Киева условиях Донецкая народная республика вынуждена ради спасения Минских договоренностей самостоятельно приступить к их выполнению», — сказано в заявлении Александр Захарченко. В ЛНР, в свою очередь, назначили выборы на 1 ноября.
В Вашингтоне, как и в Киеве, осудили планы ДНР и ЛНР провести выборы самостоятельно. В то же время, действия украинских властей, которые сначала односторонним принятием законов о выборах, а затем отменой голосования нарушают Минские соглашения, Запад никак не комментирует.
— Подобные документы и заявления прямо противоречат Минским соглашениям, — убежден директор Украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. — Пункт 4-й говорит о том, что украинская власть должна выработать с представителями республик Донбасса общий формат и провести выборы на территориях, которые мы называем ДНР и ЛНР. Ничего подобного сделано не было.
Украинской стороной был принят целый ряд нормативно-правовых актов относительно местных выборов. Но основным можно считать решение Совета национальной безопасности и обороны, утвержденное президентом Украины, относительно выборов на территории ДНР и ЛНР. Оно было очевидной провокацией. На выдвинутые условия представители республик заведомо не могли пойти.
«СП»: — Почему?
— Согласно этому решению, выборы должны пройти на основании законодательства Украины. Это логично, и ни у одной из сторон этот пункт не вызвал возражений. Но дальше шли тезисы, которые явно были направлены на то, чтобы их отвергли представители ДНР и ЛНР. Например, к выборам предлагалось допустить представителей всех политических сил Украины. А, как мы знаем, среди них есть и те, кто фактически воюет на Востоке Украины и уничтожает население Донбасса. Например, «Правый сектор» или ОУН.
Но одной из ключевых позиций было то, что обработка данных должна осуществляться Центральной избирательной комиссией, которая в Киеве. В связи с этим уже сегодня не может быть никаких иллюзий в результатах этих выборов. И урны для голосования устанавливать необязательно, можно сразу предоставить окончательные протоколы с уже определенными Киевом победителями.
После этого в Киеве к вопросу о выборах серьезно не обращались. На все предложения со стороны ДНР и ЛНР украинская власть официально не реагировала. А на уровне лозунгов и популистских заявлений говорила о том, что представители республик не хотят садиться за стол переговоров.
В итоге власти ДНР и ЛНР уже назначили местные выборы, которые пройдут в конце октября-начале ноября. Киев на это жестко отреагировал, заявив, что подобные выборы будут незаконными. В то же время, он не предложил никакой альтернативы, которая могла бы устроить обе стороны.
Закон о местных выборах, принятый 14 июля Верховной Радой, в очередной раз формализует независимость ДНР и ЛНР. Депутаты сами говорят о том, что эти территории не входят в состав Украины. Значит, Киев фактически отказался от этих территорий.
«СП»: — Как это скажется на судьбе Минских соглашений?
— К сожалению, можно констатировать, что принятие подобных решений негативно сказывается на Минских соглашениях, в значительной степени усложняя их реализацию. Если выборы пройдут отдельно на Украине, и отдельно в ДНР и ЛНР, будет все меньше необходимости проводить еще одни выборы, как прописано в соглашениях.
Но если вернуться к самим Минским соглашениям, мы увидим, что даже первые пункты о полном прекращении огня выполнены не были. Нужна политическая воля со стороны западных партнеров Украины. Мы прекрасно понимаем, что без интеграции в переговорный процесс Соединенных Штатов, которые с помощью собственных механизмов могли бы влиять на принятие решений Киевом, украинские власти не будут заинтересованы в выполнении Минских соглашений.
Заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин считает, что на позицию Киева могла бы повлиять Европа.
— К сожалению, Минские договоренности уже давно находятся в состоянии комы. С другой стороны, законы Верховной Рады не стоит рассматривать, как окончательное их расторжение. Минские соглашения все равно имеют для всех сторон конфликта определенный политический вес. Это определенный «бенчмарк», на который все ориентируются. При этом каждая из сторон винит другую в невыполнении соглашений и этим оправдывает собственные нарушения.
В этом плане большая ответственность лежит на тех, кто поставил свою репутацию на кон, став гарантами соглашений. Они должны склонять по мере сил и возможностей обе стороны к мирному урегулированию в целом, и к неукоснительному соблюдению соглашений в частности.
Настанет определенный момент, возможно, в очень недалеком будущем, когда украинская проблема станет настолько надоевшей, что бесконечные препирательства сторон подтолкнут Россию и Европу к тому, чтобы объединить усилия по стабилизации ситуации на Украине. Причем довольно жестко давить как на Донецк и Луганск, так и на Киев. И не в интересах сторон конфликта доводить до этой ситуации.
«СП»: — Тем не менее, пока Запад осудил только ДНР и ЛНР, но не Киев…
— Информационной войны никто не отменял. США продолжат закрывать глаза на киевские нарушения. В данном случае я бы больше смотрел на Европу. К сожалению, она тоже ведет себя достаточно пассивно в отношениях с Киевом. В далекой от политологии сфере есть такой термин, как «терпила». Так вот он вполне применим к тому, как себя ведет Брюссель.
По мере развития ситуации репутация Олланда и Меркель будет падать, а критика усугубляться. Неспособность уладить конфликт в пределах собственных геополитических интересов не лучшим образом характеризует их. Поэтому, думаю, стоит все же ждать от Брюсселя более активных действий, будь то мягкая и скрытая критика, более публичное осуждение на уровне профильного министра ЕС или даже заявления лидеров.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов критически оценивает перспективы Минских соглашений.
— Эта ситуация говорит о невозможности выполнения политической части Минских соглашений. Москве предлагается полностью капитулировать даже без видимости компромисса и каких-то компенсационных шагов в виде автономии для Донецка и Луганска. Придется либо соглашаться на это, либо делать выводы, связанные с отказом от концепции Минских соглашений в пользу признания независимости республик.
«СП»: — А Запад не может надавить на Киев? Например, осудить принятие этого закона?
— Это не так важно. В любом сценарии виноватой в срыве Минских соглашений будет объявлена Москва. Поэтому ориентироваться на то, осудят в Брюсселе и Вашингтоне Киев или нет, нужно в последнюю очередь. Их позиция не является компромиссной, и нацелена не на поиск политического урегулирования, а на нанесение демонстративного поражения Кремлю. Они заинтересованы в ситуации, которая будет расценена как однозначное поражение и наказание центра силы, который позволил себе лишнего.
«СП»: — Готовы ли в Москве отказаться от «Минска-2»?
— Существует только два варианта. Либо однозначная капитуляция и реинтеграция Донецка и Луганска на условиях Киева со всеми вытекающими репрессивными последствиями. Либо легализация со стороны Москвы этих территорий с выходом на признание их независимости и возможной реинтеграции в состав Российской Федерации.