< Предыдущая | Следующая > |
---|
В среду, 25 ноября, в Ростовской области прошла третья по счёту акция дальнобойщиков, протестующих против взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн. До этого водители бастовали 11 и 19 ноября.
В протестном мероприятии, которое по уже сложившейся традиции проходило на 937-м километре автодороги М4 «Дон» в районе Каменска-Шахтинского, приняли участие, по разным оценкам, до 100 человек. Большинство протестующих — водители каменских АТП.
По рассказам очевидцев, около 10 часов утра на трассе выстроились первые автомобили. Разъезжаться стали сразу после полудня: забастовка забастовкой, а семьи кормить надо. К 13:30 на месте проведения акции оставалось шесть большегрузов.
Напомним, что первый раз в Ростовской области (и ряде других регионов страны) дальнобойщики устроили автопикет на трассе 11 ноября. Это случилось на следующий день после того, как премьер РФ Медведев подписал постановление, согласно которому до 29 февраля 2016 года размер платы за проезд одного километра по трассе составит 1,53 рубля, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно — 3,06 рубля.
Введение таких мер чиновники объяснили тем, что именно большегрузы наносят дорогам федерального значения наибольший ущерб, и, соответственно, должны возмещать расходы на ремонт дорожного полотна. В свою очередь, транспортники обратили внимание, что они уже платят транспортный налог, и предрекли существенное увеличение стоимости автоперевозок с последующим повышением цен на товары.
Постановление вступило в действие 15 ноября. А во вторник, 25 ноября, «Ведомости» опубликовали первые данные о работе системы «Платон» (оператор «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС)), с помощью которой взимается плата.
За семь дней с помощью «Платона» собрано 366 млн рублей. Как следует из проекта постановления правительства РФ, все собираемые оператором деньги пойдут в госказну, а взамен РТИТС ежегодно будет получать из бюджета 10,61 млрд рублей. Первый транш в размере 7,9 млрд рублей — это лишь часть платы, причитающаяся за работу системы с ноября 2015 года по июнь 2016 годы. Примечательно, что на протяжении всего срока концессии сумма субсидий будет корректироваться с учётом инфляции.
Стоимость создания «Платона» оценивалась в 29 млрд руб. Большую часть денег — 27 млрд рублей — РТИТС заняла у квазигосударственного Газпромбанка и лишь оставшееся вложила сама. Получается, что государство не только приняло решение, но и поддержало проект кредитом.
Эксперты «Ведомостей» предположили, что может ожидать проект в ближайший год, и предположения получились печальные.
Согласно предварительным расчётам, сборы «Платона» должны были составить от 50 до 60 млрд рублей при тарифе 3,73 рубля/км, установленном в мае. Но после массовых выступлений бизнесменов Дмитрий Медведев разрешил до марта 2016 года платить за проезд по тарифу, сниженому примерно вдвое — 1,53 рубля/км. Сумма выручки была скорректирована с понижением.
При условии, если сборы системы останутся таким же, как были в первую неделю — в пределах 400 млн рублей, то к марту, когда начнёт действовать тариф новый тариф (3,06 рубля/км) государство вернёт себе те 7,9 млрд, что перечислит оператору «Платона» в качестве субсидии. Однако в итоге за весь 2016 год государство получит (за вычетом второй части платежа в адрес РТИТС) минимум на 10 млрд рублей меньше, чем планировало.
«Таким образом, государство, как инициатор идеи сбора за проезд, может попросту недополучить деньги, а значит, не построит новые дороги и инфраструктуру», — делают выводы эксперты издания.
Взамен инициатор идеи, а точнее его граждане, получат рост стоимости автоперевозок и цен на прилавках магазинов. По словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, ставка на фрахт в регионах уже выросла до 20%.
P.S. 29 ноября, в воскресенье, в Ростове-на-Дону в 11.00 возле Донской государственной публичной библиотеки (ул. Пушкинская, 175 А) инициативная группа дальнобойщиков проводит митинг против взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн.