< Предыдущая | Следующая > |
---|
В наше кризисное время, когда сокращаются расходы даже на содержание министров и правительственных чиновников, Кировскому районному суду города Ростова-на-Дону можно бы сэкономить на зарплате судьи Ивана Гаврицкого. Потому что весь процесс по делу о мошенничестве в особо крупном размере он ни на йоту не вышел за рамки наработок старшего следователя майора юстиции Ю.А. Лыскина. Госпожа обвинитель на процессе от нечего делать играла в смартфон и даже отказалась от участия в прениях. А что? Ведь «мошенник» уже назначен.
Свидетели еще в ходе следствия поделены на «чистых», показания которых принимались на веру, и «нечистых», к показаниям которых суд сходу относился критически. И приговор, произнесенный тихим шепотом 22 января, мог бы быть объявлен в начале июня 2015 года, когда на обвинительном заключении поставил свою подпись заместитель прокурора Кировского района А.А. Забуруннов.
За постсоветские годы балка Рябинина, расположенная на окраине донской столицы, превратилась в несанкционированную свалку. Горы строительного мусора и бытовых отходов затрудняли естественный сток воды. Каждый ливень, а в Приазовье они не редки, становился причиной подтопления расположенных поблизости частных домовладений, хозяева которых, после долгих отписок от местных властей, достучались до президента. Тут уж дело пошло как по маслу. По иску межрайонной природоохранной прокуратуры Ленинский районный суд в июне 2011 года принял решение о ликвидации свалки, мэрия выделила деньги, ООО «СоюзДонСтрой» произвел комплексное инженерно-экологическое и гидрологическое обследование территории, городское Управление благоустройства и лесного хозяйства заключило 10 муниципальных контрактов по рекультивации захламленной территории.
Первый сбой в ритме работ произошел после удаления строительных и бытовых отходов: на дне балки Рябинина была обнаружена яма, заполненная нефтесодержащей жидкостью 3 класса опасности для окружающей среды (а попросту – стоков расположенной неподалеку нефтебазы). Дважды приступали к ее ликвидации. Но два подрядчика, без объявления причины, прекращали работы. А третий электронный конкурс на проведение работ по сбору, транспортировке и утилизации 255 тонн жидких отходов выиграло ООО «ТВВ», удешевившее заказ почти на миллион рублей. Работы продолжались 4 дня. За это время балку Рябинина посетили заместитель начальника Управления благоустройства и лесного хозяйства г. Ростова-на-Дону Александр Шурко и трижды - ведущий инженер М.И. Преображенский, в обязанности которого входит осуществление контроля по выполнению муниципальных контрактов.
В обязанности начальника отдела регионального государственного экологического надзора «Рособлкомприроды» Е.Р. Пятибратовой посещение балки не входило. Но ведь не каждый контракт по рекультивации несанкционированной свалки стоит на контроле у президента! И совместно с Преображенским специалист по экологии составила акт, в котором зафиксировано: работы по муниципальному контракту выполнены. И на опросе у следователя она засвидетельствовала: яма, в которой находились жидкие нефтепродукты, в момент проверки была пустой. Поэтому работодатель, заместитель начальника УБиЛХ Александр Шурко, и подрядчик, директор ООО «ТВВ» Василий Тарасенко подписали акт приемки работ, оцененных в 2 миллиона рублей.
Чиновники в очередной раз отрапортовали - а как же иначе? – о выполнении еще одного контракта. Но приступить к завершающей фазе рекультивации помешала стихия: осень 2013 года выдалась дождливой, после ливня яма снова наполнилась водой. Жители частных домов с улиц Тюльпанной и Тернистой опять забили тревогу. Высокое начальство стукнуло по столу: «В чем тут дело?» И началась вторая серия действа под названием «следствие ведут знатоки». Майор Лыскин не тянул резину: «бизнесмен, имея умысел на хищение денежных средств в особо крупном размере, путем злоупотребления доверием, принял на себя обязательства при заведомом отсутствии у него намерения их выполнить, действуя из корыстных побуждений, используя свое служебное положение, похитил 2 000 000 рублей»…
Заместитель прокурора Кировского района юрист 1 класса А.А. Забурунов выводы следователя не смутили. Выходило, что и акт выполненных работ, и справки о стоимости выполненных работ, и журнал производства работ, и счеты и счет-фактуры, и документы, подтверждающие утилизацию отходов на полигоне, и копии путевых листов, и транспортные накладные, словом, все документы, связанные с исполнением муниципального контракта, были поддельными. «Правильных» свидетелей не нужно было долго искать: владельцы подтопляемых подворий готовы были что угодно подтвердить, лишь бы освободиться от нежелательного соседства захламленной балки. Пожилые и плохо видящие свидетели на дно балки не спускались, а из своих окон увидеть место проведения работ не могли, уверенно подтвердили: никакой откачки жидких отходов не производилось.
Примечательны и показания руководителей и рабочих субподрядных структур: совершить подлог их заставил угрозами «Соловей-Мошенник балки Рябинина», то есть предприниматель Тарасенко. Тех, кто отказывался от своих подписей на транспортных накладных, следователь больше не тревожил. А подписи тех, кто подтверждал свою «руку», направлял на почерковедческую экспертизу. Продолжил подобную практику судья Гаврицкий. Практически все ходатайства подсудимого Василия Тарасенко были отклонены. Наверное, приписка следователя в протоколе опроса свидетелей защиты о том, что к их показаниям нужно относиться критически, действовала безотказно. Даже было отклонено ходатайство в приобщении к делу выписки из метеослужбы о погоде осенью 2013 года. На показания чиновников пинкертоны внимания не обратило, как будто их и не было. Наверное, потому, что свидетельствовали в пользу «великого махинатора» Тарасенко.
А ведь их, по логике следователя Лыскина, все, кто дает «неправильные» показания, являются соучастники мошенничества. В том числе упомянутые выше один чиновник из «Рособлкомприроды» и три – из городского Управления благоустройства и лесного хозяйства. Даже А.В. Сизову, начальника производственно-экономического отдел. Она хоть ни разу не выезжала в балку Рябинина. Но без ее ведома подделать акты и накладные, если работы по контракту не проводились совсем, никак невозможно. Однако, чиновники не сидели на скамье подсудимых рядом с великим комбинатором Тарасенко, они спокойно выполняют свои служебные обязанности. Значит, «ловчий» получил только одну ориентировку. Другие жертвы для него не представляли никакого интереса.
Надо сказать, что во время следствия и судебного «процесса» Василию Тарасенко, с его слов, несколько раз предлагали решить проблему. Первым предложил свои услуги назначенный судом адвокат. Как потом выяснилось, бесплатный защитник ранее работал в следственном отделе, вместе с майором Лыскиным. От его помощи подсудимый, само собой, отказался. Не поддался он на искушение, когда один руководитель предприятия-субподрядчика пообещал признать свои подписи на документах в обмен на… два миллиона рублей. Расчет был прост: за свободу и не такие деньги заплатит, ведь стоят почему-то на своем чиновники городской и областной структур. Да не пошел на сделку с совестью красный директор ООО «ТВВ». Первый секретарь Пролетарского райкома КПРФ, помощник депутата Государственной думы РФ Николая Коломейцева.
Наверное, потому, что верил он в беспристрастность Фемиды. Никак не мог поверить, что богине правосудия чиновники-юристы частенько приоткрывают повязку на глазах и указывают на «плохих» людей. Так вот четыре года назад указали на депутата Государственной думы, второго секретаря обкома КПРФ Владимира Бессонова и шепнули на ухо, что это он оторвал пуговицу с форменной одежды начальника криминальной милиции полковника Грачева и нанес двум офицерам милиции тяжкий вред здоровью. И хоть момент избиения мастеров силовых единоборств не зафиксировала ни одна из восьми видеокамер, следователи насочиняли 11 томов уголовного дела, а запрограммированные следственными перлами судьи следуют заданным курсом. По всему получается, что в Ростовской области идет генеральная репетиция, а скоро начнется настоящая «охота на ведьм».
Ведь срок на проведение следствия был установлен минимальный, нужно было спешить. Спешил и судья Иван Гаврицкий. Неоднократные ходатайства подсудимого Тарасенко о проведении судебной почерковедческой экспертизы, оставлялись без удовлетворения. На всякий случай ему как бы напоминала и гособвинитель на процессе: к показаниям свидетелей защиты нужно относиться критически. Практически все ходатайства защиты судом были отклонены. Наверное, потому, что Василий Тарасенко не заслуживал доверия потому, что он не только просто коммунист, а еще и первый секретарь Пролетарского райкома КПРФ, помощник депутата Государственной думы. А в Ростовской области, вот уже который год продолжается «охота на ведьм».