< Предыдущая | Следующая > |
---|
Пенсионный фонд вместе при поддержке областного и Верховного судов отказал инвалиду-чернобыльцу из Белой Калитвы во второй пенсии, отложив ее назначение на пять лет.
Больше рентгена в день
Анатолию Сапяному было неполных двадцать три года, когда, его, работника геологоразведочной экспедиции г. Красноармейска Донецкой области, в конце июля 1986 года, военкомат призвал на специальные сборы и отправил в 30-километровую зону отчуждения, вокруг Чернобыльской АЭС, где продолжалась ликвидация случившейся тремя месяцами ранее самой страшной техногенной катастрофы в истории атомной энергетики, да и всего человечества. Пробыл он там всего лишь до 11 августа того же года, но занимался укладкой плит на взорвавшийся реактор, практически в эпицентре радиационного заражения и получил за 22 дня дозу облучения в 25 рентген. Это подтверждено архивной справкой, присланной по запросу Министерством обороны Украины. Как следствие – лучевая болезнь, инвалидность второй группы. Вся последующая жизнь стала постоянной борьбой за жизнь. Обследования, курсы лечения, операции. О том, насколько подорвано здоровье, можно судить по тому, что уже в 1994 году, 30-летнего Анатолия сняли с воинского учета, в связи с негодностью к службе даже на случай войны. Конечно, претерпевший такое человек, имеет право рассчитывать на господдержку, которую очень любят декларировать чиновники всех рангов.
Вторая пенсия на два месяца
Летом 2013 года Анатолию Васильевичу исполнилось 50 лет и он, опираясь на никем не отмененный Федеральный закон №1244-1 от 15 мая 1991, принятый на излете советского времени, обратился в управление Пенсионного Фонда РФ по Белой Калитве и Белокалитвинскому району с заявлением о назначении ему в дополнение к пенсии по инвалидности, пенсии по старости. Указанный закон дает чернобыльцам право «постареть» на 10 лет раньше обычных граждан. Два месяца Сапяный получал вторую пенсию, а в конце сентября пенсионный фонд уведомил его, что выплаты прекращаются и возобновиться могут только после 55-летнего юбилея. Мол, ошибочка вышла. Хорошо, еще не обязали вернуть назад «незаконно» полученное.
- Но как же так? - возмутился Анатолий Васильевич.
Ведь он знает, что другие белокалитвинские чернобыльцы, в частности, Александр Дронов, спокойно получают пенсию с 50 лет. Подал в суд.
Горсуд поддержал, вышестоящие - нет
Решение судьи Белокалитвинского горсуда Н. Д. Матвеевой, принятое в пользу А. В. Сапяного, сопровождается детальным разбором законодательства. Убедительно доказывается, что истец, с 1992 года признанный пожизненным инвалидом в результате военной травмы, согласно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» может одновременно получать пенсию и за утрату здоровья и досрочную (на 10 лет раньше) по старости. В данном случае не действует правило, согласно которому, человек, имеющий право на несколько видов пенсий, должен выбрать только одну. Также, судья Н. Д. Матвеева сослалась и на определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 г. в части правоприменения того самого, еще советского закона от 15 мая 1991 года. В нем говорится, что в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством средств для обеспечения такого возмещения включаются как льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к соцвыплатам, так и льготное (ДОСРОЧНОЕ) пенсионное обеспечение. В переводе на общедоступный язык – нельзя экономить на тех, кто положил свое здоровье на то, чтобы спасти нас и остановить ставший смертельно опасным мирный атом. Нельзя отделаться пенсией по инвалидности и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени», врученной А. В. Сапяному в год 50-летия. Горсуд в лице Н. Д. Матвеевой обязал Пенсионный фонд возобновить выплату пенсии по старости с 1 октября 2013 года. Победа? Если бы!
Наверняка, многие читатели сталкивались с тем, как чиновники лихо прикрываются каким-либо судебным решением, если оно формально лишает их возможности помочь обратившемуся к ним простому человеку. Разводят руками, сочувствуют, но: «закон суров, но это закон», «против суда не попрешь» и т. д. Но вот когда дело обстоит наоборот, если суд что-то присудил человеку… Белокалитвинское управление ПФ не стало ссылаться перед вышестоящим начальством, на решение судьи Матвеевой. С упорством, достойным лучшего применения, оно вступило в тяжбу с инвалидом. Обжаловало решение суда городского в областной. И, ура, победило ликвидатора! Коллегия по гражданским делам Ростоблсуда в составе О. И. Жиляевой, Н. В. Варламовой, Е. Э. Алешиной постановила все-таки лишить А. В. Сапяного второй пенсии. Своей белокалитвинской коллеге попеняли на то, что она неверно истолковала нормы материального права. Дальше наш герой уперся в стену равнодушия, формализма и круговой поруки, характерной для нашей судебной системы. Судья облсуда И. В. Монако отказал в передаче на рассмотрение кассационной жалобы, затем судья С. М. Бахтина «завернула» жалобу на отказное определение И. В. Монако. Та же участь постигла кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, попавшую на рассмотрение В. С. Кириллову.
В чем же заключалось неверное толкование материального права? Из мудреных пассажей вышестоящих судей можно сделать вывод – человек в мантии, разрешая спор гражданина и госструктуры обязан как угодно извернуться, но не позволять всяким нуждающимся разорять родное государство незапланированными выплатами. И стоит забыть о том, что в цивилизованных странах, к которым так любит причислять нашу нынешнее руководство России, коллизия «в двух действующих законах записаны разные права», всегда разрешается в пользу человека. У нас все наоборот! Оказывается, нельзя было применять тот еще советский закон для чернобыльцев, 1991 года издания, в отрыве от ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Первый закон разрешает давать ликвидаторам пенсию по старости в 50 лет при наличии 5 лет трудового стажа, а второй предписывает ждать 55 лет при наличии стажа не менее 25 лет. Кстати, страховой стаж Сапяного давно перевалил четвертьвековой рубеж. Выбрать надо было то, что выгодно государству! Судьи ведь люди государевы, как и работники ПФ. Дело-то серьезное, это вам не на ежегодном апрельском митинге в честь годовщины чернобыльской аварии клясться в любви и заботе ликвидаторам! В июне 2016 года Анатолий Васильевич направил в электронной форме жалобу президенту РФ. Главный советник департамента письменных обращений граждан администрации президента А. Иванов прислал ответ, что дать ответ по существу невозможно.