< Предыдущая | Следующая > |
---|
Статья Председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова.
Исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького — Алексея Максимовича Пешкова. Будущий пролетарский писатель, предвестник революции и основатель социалистического реализма буквально ворвался в литературный мир на рубеже веков, в эпоху, ставшую переломной для России и всего мира. В русской литературе он стал столь же подлинным и чудесным народным самородком, каким был за полтора века до него в науке М.В. Ломоносов.
Суровая действительность царского времени пророчила будущему писателю безрадостную перспективу. Семья Алексея Пешкова не принадлежала к высшим слоям общества, не пользовалась привилегиями, а потому была беззащитна перед страшными дореволюционными российскими реалиями. Он рано потерял отца, а за ним и мать, сражённых болезнями, и сам едва не умер маленьким ребёнком.
С ранних лет Алексей знал, что такое «быть в людях», работать среди городских «низов». Он тянулся к знаниям и, будучи ещё совсем молодым, поражал знакомых своим кругозором. Однако Казанский университет захлопнул перед ним двери — юноша не подошёл по происхождению. Трудности едва не сломили его.
Молодой Пешков оказался не нужен тому государству, где все блага жизни принадлежали лишь менее чем трём процентам населения, входившим в сословия дворянства, духовенства и верхушки купечества. И на смену ему пришёл Максим Горький — борец против несправедливости жизни, воспевший революционное преобразование общества. Он присоединился к первым социал-демократическим организациям и с того момента не изменял своим политическим взглядам.
Молодой литературный талант был замечен знаменитым писателем и гуманистом В.Г. Короленко. За его наставничество Алексей Максимович до конца жизни пронёс чувство благодарности и гордости. Уже первые публикации М.Горького принесли ему славу. А к началу ХХ столетия он превратился в подлинное явление в отечественной литературе. Он даже едва не стал членом императорской Академии наук, но государь Николай II вовремя позаботился об отмене этого решения.
Горьковские рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», пьесы «На дне», «Мещане», «Дети солнца», роман «Мать» раскрывают подлинные причины того могучего народного движения, которое охватило Россию и в итоге свергло старые порядки, чтобы строить новое, справедливое общество. «Песня о Буревестнике» стала гимном революции 1905-1907 годов и всего революционного движения. Сам же писатель, ставший свидетелем Кровавого воскресенья, был брошен в застенки Петропавловской крепости.
Кроме литературного творчества Горький нашёл себя и в издательском деле. Возглавив издательство «Знание», он поднял его работу на качественно иной уровень, выведя на лидерские позиции. Благодаря этой деятельности свет увидели десятки произведений русского реализма, а их авторы получили достойное вознаграждение, которым не баловали прочие издатели. При этом Горький делал всё для того, чтобы книга была массовой и доступной. Ещё до революции он совершал первые шаги, которые через полвека в условиях социализма станут системой и превратят нашу страну в самую читающую в мире.
О Горьком часто говорили и писали, что он мечтал о новом человеке — высоком духом, свободном, здоровом нравственно и физически. Всё это было прямым противоречием того, что он видел в детстве. И всё это стало реальностью ещё при его жизни — Горький со своими героями стал предтечей рождения советского народа.
Писатель был тесно знаком с Лениным. Они много переписывались, часто встречались, в том числе и на чужой земле, когда вынуждены были жить в эмиграции. Как и все подлинные отношения, их общение не всегда было простым — они могли спорить и не соглашаться друг с другом. Но когда вождя русской революции не стало, Горький написал о нём: «Был он прост и прям, как всё, что говорилось им. Героизм его почти совершенно лишён внешнего блеска, его героизм – это нередкое в России скромное, аскетическое подвижничество честного русского интеллигента-революционера, непоколебимо убеждённого в возможности на земле социальной справедливости, героизм человека, который отказался от всех радостей мира ради тяжёлой работы для счастья людей».
Велика заслуга Горького в создании советского государства. Одновременно с реформами в экономике шло могучее культурное строительство, деятельным участником которого был Алексей Максимович. Он стоял у истоков многих журналов и газет, организовал проведение I Всесоюзного съезда советских писателей. При его активном участии второе рождение получила существующая и поныне книжная серия «Жизнь замечательных людей».
Писатель завоевал мировую популярность. Однако верность его идеалам социализма пугала слишком многих на Западе. А потому пять номинаций на Нобелевскую премию так и не завершились её присуждением.
Зато на своей теперь уже советской социалистической Родине Горький получил всенародное признание и любовь, а его произведения надолго вошли в школьные учебники по литературе. На них воспитывались поколения победителей в Великой Отечественной и покорителей космоса. В честь него был назван его родной город, а также многие улицы, площади, библиотеки. Когда болезнь сломила силы Максима Горького, его кончину советский народ переживал, как одна большая семья. Урну с его прахом нёс к кремлёвской стене в своих руках глава государства И.В. Сталин.
После реставрации в России капитализма новая власть постаралась вычеркнуть имя пролетарского писателя из нашей литературы и истории. Его имя безжалостно стиралось с карты страны. Новые поколения школьников не встречают в учебной программе горьковских героев.
Это не значит, что Горький вдруг устарел и стал не нужен. Наоборот, с возрождением «России, которую мы потеряли в 1917 году» в жизнь простого народа вернулись все те бедствия, которые познал в детстве писатель и против которых боролся. Он стал снова актуален и потому опасен.
Чем наглее, циничнее и продажнее власть, тем менее желанен для неё Горький. Он пугает тех, кто решил строить свою жизнь на чужой беде и несчастье. Он страшен тем, что среди униженного и ограбленного народа вдруг кто-то произнесёт: «Пусть сильнее грянет буря!..». Но масштаб личности Горького таков, что уже никто и никогда не сумеет вычеркнуть его из нашей истории и мировой литературы.