Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Пенсионная «реформа» – вызов обществу. Проблемы региональной политики и задачи КПРФ. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на Пленуме ЦК партии.
Четверг, 28 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Пенсионная «реформа» – вызов обществу. Проблемы региональной политики и задачи КПРФ. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на Пленуме ЦК партии.

Печать

Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на Пленуме ЦК партии.



Уважаемые товарищи!

Прошли выборы президента. Приступил к обязанностям назначенный В.В. Путиным состав правительства России. Начался новый политический цикл. Но обновления социально-экономического курса не произошло.
Кабинет министров по-прежнему полон разрушителей-либералов. Итоги его деятельности ощущаются каждый день. Здесь и нежелание выровнять перекосы бюджетной политики, и скачек цен на бензин, и готовность повысить НДС на 2%, и запущенный процесс людоедской пенсионной реформы.


Пенсионная удавка


В советское время, когда гражданин уходил на пенсию, все говорили, что ушел на заслуженный отдых. Это было истиной. Сегодня говорят: «время дожития». Даже сам термин унижает всех, кто честно и достойно работал.

Страна помнит: в 2005 году действующий президент официально заявил, что пока он находится в Кремле, никакого повышения пенсионного возраста не будет. И вот вносится проект закона, который продлевает пенсионный возраст мужчинам на 5 лет, а женщинам – на все 8. Похоже, власть не любит женщин больше всего. Но ни в ходе президентских выборов, ни в ходе выборов в Госдуму власть не обещала, что станет протаскивать такой закон.

Ни одного весомого аргумента в пользу этой варварской операции ни правительство, ни «Единая Россия» не привели. Циничен и сам закон, и способ его внесения. Он появился в дни начала чемпионата мира по футболу. Авторы позорной инициативы прикрылись удивительным спортивным праздником. Закон внесли в Госдуму летом, в конце парламентской сессии. Ничего нового здесь нет. Точно так же действовали, когда внедряли куплю-продажу земли и вводили монетизацию льгот. Аналогично «оптимизировали» образование и здравоохранение. Так же протаскивали закон, разрушавший Академию наук. Сделано все, чтобы помешать полноценному обсуждению законопроекта. Вот такая уродливая демократия утвердилась сегодня в России.

КПРФ решительно протестует против пресловутой «реформы», и для этого у нас есть все основания.

Первое: повышение пенсионного возраста – фактор ужесточения социально-экономического курса и дестабилизации обстановки в стране. Люди ждали от власти совсем не этого. Они надеялись на усиление социальной политики, а не на очередную обдираловку и урезание обязательств государства перед народом.

Второе: невозможно поверить, что вырученные средства пойдут на выплаты пенсионерам. И как в это верить? Мы пять раз вносили закон «О детях войны» и не выбили у «Единой России» даже 140 миллиардов на эти цели. 18 тысяч – это порог нищеты в стране. А «дети войны» в сельской местности получают 8-9 тысяч рублей, в городе – 10-13 тысяч, они практически все нищие.

Третье: повышение пенсионного возраста больно ударит по работающим гражданам. Пенсия для них отодвинется настолько, что миллионы людей до неё просто не доживут. Многим придется содержать пожилых родственников, оставшихся без работы и при этом лишившихся права на пенсионные выплаты.

Четвертое: тяжелая ситуация на рынке труда ещё больше усугубится. Одни будут уволены, не дождавшись пенсии, другие продолжат работать, и не смогут освободить рабочие места для более молодых соискателей. Ряды безработных только умножатся. В самом бедственном положении окажутся женщины.

А ведь ситуация и без того крайне тревожная. Согласно исследованию специалистов Сбербанка, в России почти 10% граждан трудоспособного возраста – полностью безработные. Это вдвое больше, чем показывает Росстат. А если посчитать тех, кто перебивается случайными заработками, то станет ясно, что каждый пятый у нас – безработный полностью, либо частично. Среди молодежи доля безработных – 25%, а тех, кто не может найти работу по специальности – порядка 50%.

Сегодня лишиться работы – это личная катастрофа. Почти четыре года снижаются реальные доходы граждан, растёт бедность, особенно в семьях с детьми. Повышение пенсионного возраста станет для многих непосильной нагрузкой.

У нас уже около 40% заявляют, что им хватает средств только на еду. Порядка 10% говорят, что их доходов не хватает даже на питание. Каждый четвертый не может вовремя оплачивать коммунальные услуги. А что будет, когда появится новая армия пожилых безработных?

Вполне закономерно, что народ возмущён до предела. Наша задача объяснить людям: просто возмущаться – мало. Нужно действовать дружно и организованно. Решение вопроса существует. КПРФ не раз вносила в Государственную Думу законопроект о недопущении повышения пенсионного возраста. Мы имеем детальную отраслевую программу по решению пенсионных проблем. Призываем всех выступить против абсолютно аморального и разрушительного закона. Мы вносим этот вопрос на общенациональный референдум! Власть уже доказывала, что способна перечеркнуть это право. Но даже в этом случае мы обещаем, что дадим гражданам возможность высказать свое отношение к возмутительной операции через общенародный опрос.

28 июля мы проведем общероссийскую акцию протеста. Задача каждого партийного отделения – включиться в эту борьбу самым активным образом. Поднимать нужно всю страну. Ни один регион не должен остаться в стороне.

В поисках новых способов извлечения средств из карманов граждан, власть демонстрирует свою олигархическую сущность. Нет никаких признаков того, что федеральный центр готов, наконец, поддержать реальное производство, осуществить новую индустриализацию, оказать необходимую помощь регионам.


Беды России и секреты советской мощи


Уважаемые участники Пленума!

Региональная политика играет огромную роль в развитии государства. Благополучие целого немыслимо без процветания его частей. Игнорирование этой истины может иметь самые печальные последствия.


Неравномерность развития регионов калечит социально-экономическую структуру страны, создаёт опасные диспропорции. Она выводит одни территории в относительно благополучные, другие погружает в состояние бедности и отсталости.

Хроническое недофинансирование и невнимание к нуждам регионов формирует из них полюс тотального бедствия. Жители перестают верить центральным властям и всё меньше ощущают себя гражданами единого государства. Накопление социального недовольства может расколоть страну, ослабляя её перед лицом внешних угроз. Чтобы предотвратить эту опасность нужно хорошо знать и учитывать исторический опыт.

Ещё классики марксизма-ленинизма подчёркивали неравномерность развития при капитализме, которая со временем только усиливается. Немалую роль в этом играет стремление монополий к максимальной прибыли. В работе «О лозунге Соединённых Штатов Европы» В.И. Ленин писал, что «при капитализме невозможен равномерный рост экономического развития отдельных хозяйств и отдельных государств. При капитализме невозможны иные средства восстановления, время от времени, нарушенного равновесия, как кризисы в промышленности, войны в политике».

Неравномерность экономического, социального, культурного развития при капитализме характерна для каждого отдельного государства и для мировой системы в целом. С середины XX века многочисленные примеры периферийного капитализма и зависимого развития показали, что полюсы относительного процветания и отсталости формируются на двух уровнях.

Во-первых, на глобальном. Используя финансовые, политические, а иногда и военные методы, капиталистический Центр – США и Западная Европа – выкачивает ресурсы из периферии – всего остального мира.

Во-вторых, это происходит на государственном уровне. В странах периферии капиталистические анклавы формируются вокруг тех отраслей и компаний, которые связаны с транснациональными корпорациями и обслуживают их интересы. Чаще это происходит в сфере добычи сырья. Компрадорская буржуазия и её обслуга составляют малую долю населения зависимых стран. Остальная периферия обречена на отсталость и деградацию. Для её жителей нет социальных лифтов. Они не в состоянии вырваться из бедности, которая становится наследственным фактором.

К началу XX века Российская империя представляла собой классический пример капиталистической периферии. Её экономика попадала во всё большую зависимость от иностранного капитала, сосредоточенного в Московском, Петербургском, Уральском и Южном промышленных районах. В то же время гигснтские массы населения нищали и были отрезаны от развития. На селе царили земельный голод и тотальная неграмотность, сохранялись полукрепостнические пережитки. Суть ситуации В.И. Ленин объяснял короткой формулой: «самое отсталое землевладение, самая дикая деревня – самый передовой промышленный и финансовый капитализм!»

Аграрное перенаселение не находило выхода. Столыпинские реформы окончились провалом. Царская власть и экономическая система не позволяла разорвать этот порочный круг – ни решить земельный вопрос, ни направить миллионы свободных рук в индустрию. Россия оказалась в историческом тупике. Выходом из него стала Великая Октябрьская социалистическая революция.

Советская власть поставила целью ликвидацию диспропорций, уродующих социально-экономическую структуру страны. Серьезные силы были брошены на ликвидацию отсталости деревни, на выравнивание развития города и села, различных регионов. Экономическая стратегия основывалась на научном подходе. Она подчинялась интересам всего общества, а не кучки капиталистов.

10 июля исполнится 100 лет с момента принятия первой Конституции России. Это была советская Конституция. Она отражала создание государства нового типа, закрепляла такое национально-территориальное устройство, которое способствовало развитию всех регионов страны.

С первых же шагов советской власти экономическое районирование стало важной частью подхода к развитию народного хозяйства. Что ярко проявилось в плане ГОЭЛРО – этой, словами Ленина, «второй программе партии». В нём были тесно увязаны идеи электрификации и потребности развития территорий.

План ГОЭЛРО обозначил 8 основных районов Европейской России. В них строились крупные электростанции. Эти работы положили начало конструктивному этапу экономического районирования. Его теория и практика были признаны учёными всего мира. Региональная политика на общесоюзном уровне стала проводиться на основе следующих основных принципов.

Во-первых, экономический принцип, предполагающий формирование территориально-производственных комбинатов (комплексов) с учётом природных, потребительских, трудовых и других ресурсов.

Во-вторых, национальный, гарантирующий соблюдение равенства всех наций и народов.

В-третьих, политический, обеспечивающий укрепление государственного аппарата и его наиболее эффективное функционирование.

В-четвёртых, культурный, гарантирующий формирование социалистической культуры.

В-пятых, территориально-организационный, предполагающий формирование областей, способных осуществлять грамотную социально-экономическую политику.

Наконец, советская региональная политика была подчинена нуждам обороны. В ходе индустриализации огромное внимание уделялось не только росту промышленного производства, но и правильному размещению производительных сил. Чрезвычайное значение имело создание второй угольно-металлургической базы в Сибири и на Урале, появление нефтяной базы в восточных районах страны, строительство предприятий-дублёров на Урале, в Поволжье, Сибири и Средней Азии. Ускоренными темпами шло строительство военных заводов на востоке. К июню 1941 года расположенные за Волгой предприятия производили 12 процентов оборонной продукции, а по некоторым видам вооружения и боеприпасов – свыше 25 процентов. Эффективность этого подхода подтвердила Великая Отечественная война.

Ещё в 1923 году Совет труда и обороны во главе с В.И. Лениным принял положение «О вывозе из угрожаемых неприятелем районов ценного имущества, учреждений, предприятий и людского контингента». Согласно этому документу, территория СССР делилась на четыре зоны. Для каждого предприятия, расположенного на западе страны, определялась своя эвакуационная база. Благодаря этому в первые шесть месяцев Великой Отечественной войны состоялась успешная эвакуация свыше 1,5 тысячи заводов и 12 миллионов человек. Это позволило в кратчайшие сроки преодолеть промышленный спад и наладить выпуск крайне необходимой для победы продукции.

С региональной политикой тесно связана политика национальная. До революции коренные народы Сибири, Севера, Средней Азии, Кавказа, Поволжья прозябали в отсталости, были почти сплошь неграмотными. Советская власть осуществила многочисленные программы развития этих территорий. Бесписьменные народы получили алфавиты и возможность развивать свою литературу. Появились национальные театр и киноискусство, сформировалась национальная интеллигенция. Неудивительно, что в ходе войны с фашистскими захватчиками все народы Советского Союза грудью встали на защиту социалистической Родины. Плечом к плечу сражались они на фронтах, участвовали в послевоенном восстановлении.

В целом, региональная политика в Советском Союзе строилась на принципах равноправия, самодостаточности и взаимопомощи. Развитие регионов велось в рамках равной бюджетной обеспеченности граждан. Соблюдался паритет в развитии промышленности и сельского хозяйства. Налогообложение носило стимулирующий характер. Регионы были заинтересованы развивать экономику и социальную сферу. Оплата труда специалистов в регионах была равной. Цены и тарифы не различались на всём пространстве СССР.

Проблемные территории – целинные и залежные земли, Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток – осваивались на основе государственных программ, выделялись необходимые средства. Для ускоренного развития и привлечения специалистов объявлялись комсомольские стройки, работники обеспечивались бесплатным жильём и всей социальной инфраструктурой.

Напомним ещё об одной практике, внедрённой советской страной – территориально-производственных комплексах. Они работали как совокупность взаимосвязанных производств на определенной территории. Обеспечивали рациональное использование природных и трудовых ресурсов на основе единой инфраструктуры. Тем самым решались важнейшие хозяйственные проблемы.

Так, строительство Байкало-Амурской магистрали открыло возможности для использования запасов каменного угля, железной руды и апатитов Якутии. На их основе в середине 1970-х годов был сформирован Южно-Якутский территориально-производственный комплекс.

Такие комплексы позволяли с наименьшими затратами и в сравнительно короткие сроки осваивать новые территории. Имели они и важное социальное значение. Создавалась прогрессивная система расселения, обеспечения высокой культуры труда и быта для местного населения.


Регионы: кормильцы, а не нахлебники


Товарищи! После преступного разрушения Советского Союза региональная политика оказалась в глубоком кризисе. Порочные либеральные реформы отбросили Россию в состояние начала XX века. Она вновь стала страной периферийного капитализма. Относительно процветающими анклавами являются сегодня Москва и Санкт-Петербург, а также нефте- и газодобывающие районы, чья продукция ориентирована на экспорт. Остальная территория испытывает острые социальные и экономические проблемы. И решать их власть не готова. «Главное продать нефть и газ, остальное купим!» - примерно так выглядит логика этой политики. Большинство регионов в этой уродливой схеме загоняются в положение нахлебников.

Принудительный возврат страны на рельсы криминального капитализма привёл к разгрому многие процветавшие в советские годы отрасли. А ведь на машиностроении, текстильной и пищевой промышленности базировалась экономика многих российских регионов. Всего за годы «демократического развития» уничтожены около 80 тысяч промышленных предприятий, 28 тысяч колхозов и совхозов. Тем самым подорвана доходная база регионов и муниципальных образований.

Социально-экономический курс, превращающий Россию в сырьевой придаток более развитых стран, кардинально не изменён и сегодня. Большинство территорий в депрессивном состоянии. По официальным данным, российская промышленность показала в 2017 году рост на 1 процент. Президент и правительство уверяют нас, что это указывает на устойчивость российской экономики. Однако в 11 регионах промышленное производство в прошлом году снизилось. Среди них Ханты-Мансийский автономный округ и Томская область, которые власть традиционно относит к успешным.

В 2017 году в добывающей промышленности зафиксирован рост на 2 процента. Однако в 37 регионах её объем сократился. На Петербургском экономическом форуме даже А.Г. Силуанов признал: рост экономики связан исключительно с динамикой цен на энергоресурсы. Другие отрасли продолжают погружаться в кризис. И даже добывающая промышленность переживает спад почти в половине регионов.

В 42 регионах сократился объём строительства. А ведь положение в этой отрасли указывает на состоянии всей экономически. Но у нас эта отрасль «проседает» несколько лет подряд. Даже в сравнительно успешных регионах сокращение объёмов строительства в 2017 году составило от 20 до 60 процентов.

В качестве крупнейшего достижения кабинет министров называет 5-процентный рост сельского хозяйства в прошлом году. При этом в 28 регионах объём сельхозпроизводства сократился. Объём животноводческой продукции снизился в 30 регионах. Производство картофеля в среднем упало на 5 процентов. Причём самое существенное падение в тех областях, для которых это главное сельхознаправление. В Вологодской и Тверской областях – почти на 40, в Кировской и Ярославской – на 30 процентов. Такое вот «импортозамещение наоборот». Торговые сети, которые контролирует иностранный капитал, навязывают нашим производителям свои условия.

Кризис не прекратят звучные обещания властей осуществить экономический прорыв. В системе олигархического капитализма большинство российских регионов обречены на обнищание и вымирание.

Ослабление экономических связей внутри России становится всё острее. Усиливается неравномерность развития регионов и уровень социального неравенства. 20 процентов субъектов Федерации – самых богатых по доходам бюджетов – опережают 20 процентов самых бедных почти в 7 раз.

Дефицит региональных бюджетов составляет более 2,5 триллионов рублей. Продолжает нарастать государственный долг регионов, латающих дыры за счёт кредитов из федерального бюджета. Сегодня в России только Сахалинская область и Севастополь не числятся в должниках. Общий же объём госдолга регионов, по данным Минфина, превышает 2,3 триллиона. Печальное лидерство по этому показателю удерживают Московская область, Якутия, Удмуртия, Саратовская, Томская и Ярославская области. Долговая нагрузка за прошлый год выросла в 22 субъектах Российской Федерации. В 7 регионах госдолг превысил налоговые и неналоговые доходы бюджета. На грани дефолта оказались Мордовия, Хакасия, Карелия, Кабардино-Балкария и другие регионы. Существующая налоговая система не способствует развитию территорий. Предприятия платят налоги не по месту расположения, а по месту регистрации. Средства текут в Москву и Питер. Стоит напомнить, что повышаемый сейчас НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет и не имеет отношения к региональным доходам.

Лишив территории значительной части доходов, федеральная власть щедро передает им полномочия. В свою очередь, региональные руководители сбрасывают их муниципалам. Сегодня регионы наделены 520-ю полномочиями. Только 180 из них финансово подкреплены. За 10 лет число собственных полномочий регионов возросло в 2 раза, а переданных – в 10 раз, причем зачастую без определения источников финансирования.

Такие подходы парализуют развитие регионов. А монетаристы предлагают всё новые и новые «методы лечения». Так, Центр стратегических разработок под предводительством Алексея Кудрина предложил ввести для регионов бюджетное правило и принудительно ограничивать любые их расходы в зависимости от объёма госдолга.

Наблюдается колоссальный разрыв и в оплате труда. Размер средней зарплаты различается между регионами в 4,5 раза. Так, в Ленинградской области средняя заработная плата на 70 процентов выше, чем в соседей Псковской. В некоторых республиках и областях каждый третий работающий получает не более 10 тысяч рублей.

Обнищание регионов складывается в картину общероссийского бедствия. По уровню среднего заработка наша страна уступает даже таким государствам европейской периферии, как Румыния и Греция, Литва и Эстония. В сравнении с развитыми государствами разрыв составляет 5-10 раз.

Нарастает социальное неравенство. Узкая группа нуворишей, обласканных властью, продолжает баснословно обогащаться. По данным журнала «Форбс», совокупное состояние 200 крупнейших предпринимателей страны в прошлом году выросло на 25 миллиардов долларов – до 485 миллиардов. Кучка олигархов сосредоточила в своих руках денег и ценностей больше, чем накопления всех остальных россиян вместе взятых. За последние 5 лет число живущих за чертой бедности граждан выросло на 5 миллионов. Большинство из них – это семьи с детьми.

Достойная, безопасная и здоровая жизнь не по карману миллионам наших сограждан. Под видом «оптимизации» душат здравоохранение и образование. Если в 1990 году в России было более 34 тысяч больниц и поликлиник, то в 2016 году их осталось менее 25 тысяч. Причем основная масса лечебных учреждений ликвидирована после 2000 года. 17 тысяч населённых пунктов лишены любой медицинской помощи.

Схожая картина в образовании. Из 67,6 тысяч общеобразовательных школ осталось 40 тысяч. А закрытие школы фактически означает ликвидацию села. Не случайно с карты России исчезли 20 тысяч сёл, а в 34 тысячах проживают меньше 10 человек.

Почти в любом селе вы найдёте развалины клубов и домов культуры. В советское время в них кипела жизнь, рождались таланты. Теперь там поселилась разруха. Из 73 тысяч клубных заведений осталось 43 тысячи. Библиотеки стали работать вахтовым методом, потому что один библиотекарь приходится на пять сёл. Во многих населённых пунктах нет почтовых отделений и отделений Сбербанка. Они не приносят дохода, и значит, по логике рыночников, не нужны!

В стране наполовину сократилось число детских садов. От 3 тысяч профессионально-технических училищ осталось меньше тысячи.

Как заведённые, чиновники повторяют: «Денег нет!». Находя деньги на поддержку банков, власть закрывает фельдшерско-акушерские пункты, упраздняет льготы, не готова выделить сравнительно небольшие суммы на поддержку «детей войны».

Не возводится муниципальное жильё, не строятся мусороперерабатывающие заводы, не обустраиваются свалки. Так можно захлебнётся от собственного мусора, а масштабы аварийного жилья перерастут в национальную катастрофу.

В новых указах президента проблема обеспечения граждан достойным жильём перекладывается на плечи самих жителей. Им настойчиво предлагают брать ипотеку. Общая потребность в жилье составляет 1,57 миллиарда квадратных метров. Цена вопроса – 55 триллионов рублей. У народа таких денег нет и не предвидится. А государство не находит средств даже на отселение из аварийного жилья. При помощи ипотеки этот пласт не решить. КПРФ выступает за национальную программу строительства жилья с государственными инвестициями.


Вопрос национальной безопасности


Прямым следствием вопиющей социальной несправедливости становится вымирание многих российских регионов. Начавшееся в 1990-х годах превышение смертности над рождаемостью имело перерыв в 2013-2015 годах. Затем депопуляция России возобновилась. В 2017 году число умерших россиян превысило число родившихся на 8 процентов. Количество смертей превысило количество рождений на 134 тысячи. Негативная тенденция затронула почти все регионы. В 84 субъектах отмечается снижение числа родившихся, в 81 субъекте – увеличение числа умерших.

В 17 регионах смертность превышает рождаемость в полтора и более раза. Как правило, это области Центральной России. А именно: Псковская, Новгородская, Тверская, Тульская, Ивановская. Власть, рапортуя о средних показателях продолжительности жизни, упорно замалчивает проблему вымирания населения целых регионов, несущую угрозу всей нашей стране.

Депопуляция России продолжается. Пустеют сёла и деревни, люди уезжают из моногородов и военных городков. Начался исход жителей из провинциальных центров. Люди, особенно молодёжь, бегут от безработицы – кто в столицу, кто за границу.

Всё слабее становятся связи, объединяющие Россию в единое государство. Ухудшается транспортная доступность. Огромные потери понесли речной транспорт и малая авиация. Отменены 260 авиарейсов, десятки поездов дальнего следования, 600 электричек. Было сокращено даже число авиарейсов в Крым. В плохом состоянии находятся областные и муниципальные дороги. Связь с тысячами населённых пунктов серьезно затруднена.

Остро стоит вопрос доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока. В целом внимание к Крайнему Северу и Дальнему Востоку после разрушения Советского Союза резко уменьшилось. Численность населения в Дальневосточном федеральном округе и в Арктической зоне продолжает сокращаться. А ведь ещё великий М.В. Ломоносов подчёркивал, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». Эту истину понимали и российские императоры, и советские руководители. Здесь сосредоточены уникальные богатства России: рудные и нерудные полезные ископаемые, водные, биологические, энергетические, лесные и другие ресурсы.

Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток выполняют стратегическую функцию транспортного коридора между Азией и Европой. Значение Транссиба, БАМа, и особенно Северного морской пути, будет только расти. Огромное внимание ему уделяет Китай, реализующий стратегию «Один пояс – один путь».

Всё это требует особого подхода к социально-экономическому развитию макрорегиона, комплексного развития всех его двадцати пяти субъектов Федерации. За последние годы принят целый ряд программных документов по развитию территорий Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Но эффективность их исполнения остаётся на низком уровне.

Развитие Крайнего Севера и Дальнего Востока сдерживают: низкий уровень жизни населения и миграционный отток, неразвитость транспортной инфраструктуры и высокие затраты при перевозке грузов и пассажиров, грабительские тарифы на энергетические ресурсы и цены на нефтепродукты. Сдерживает развитие и хронический недостаток инвестиций.

Безработица в районах Арктической зоны в полтора-два раза превышает средние по России показатели. Остро стоит вопрос о доставке медикаментов в отдалённые и труднодоступные населённые пункты северных районов в период бездорожья. Наблюдается снижение уровня образования коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Очень остро здесь стоит вопрос обеспечения жильём. За период реализации федеральной целевой программы «Жилище» его получили только 8 процентов семей северян, стоящих в очереди. Многие ждут своего жилья более 20 лет.

В настоящее время задачи развития Арктической зоны и Дальнего Востока решаются разрозненно. Отсутствует системная координация. А без неё накопившихся проблем не решить.

В стране нет недостатка в числе экономических и социальных программ. Только вот количеством качество не заменить. Не так давно кабинет Д.А. Медведева начинал разработку программы переселения жителей из депрессивных поселений в индустриальные центры. Для этого даже были определены «подъёмные» в размере 800 тысяч рублей. Но дальше идеи дело не пошло: очевидно, что мала сумма для переезда всей семьи.

Попытались осуществить иной подход: чтобы расселить народ из ветхого жилья, решили предоставлять им квартиры в брошенных моногородах и военных городках. Таковых насчитывается около 7 тысяч. Но и эта идея споткнулась о реальность. Ехать туда, где нет никакой работы, люди не хотят.

Разрабатывается идея концентрации населения вокруг агломераций. Но и это «великое переселение» вряд ли сбудется. Простым перемещением граждан проблему повышения их благосостояния не решить. Она решается принципиально иначе: нужно наращивать социально-экономические возможности регионов – строить заводы и фабрики, улучшать социальную инфраструктуру, обеспечивать граждан жильём, и тогда люди поедут и на Север, и на Дальний Восток, и в депрессивные районы Центральной России.

Похоже, обречена на провал и задумка с «дальневосточным гектаром». Если в советское время для освоения Дальнего Востока людей привлекали бесплатным жильём, высокой зарплатой, сокращением пенсионного возраста и льготами, то теперь решили отделаться выдачей гектара земли. Гектара, совершенно не обустроенного для жизни и работы.

Разрушение национальной экономики, деиндустриализация, демографический кризис, обнищание населения, ослабление экономических связей и усиление социального контраста между регионами – это не только социально-экономические проблемы. Они несут серьёзную угрозу целостности и суверенитету России. Эту проблему не спешат обсуждать ни на экономических форумах, ни в посланиях президента, ни в отчётах правительства. Для нас же она является ключевой.

Восстановление полноценного единства страны – вопрос её национальной безопасности. Но что предлагает власть? На Петербургском экономическом форуме лейтмотивом звучал вопрос: где взять 8 триллионов рублей на выполнение указов президента и обеспечить рост экономики выше мирового уровня? Антон Силуанов отметил, что правительство проведёт бюджетный манёвр и перенаправит на это часть расходов. Он также сказал, что в предыдущие годы за счёт федерального бюджета решались другие задачи – социальное обеспечение и повышение заработных плат.

Теперь ставка на то, чтобы стимулировать приток инвестиций. Нам вновь предлагают затянуть пояса. И это в условиях, когда за последние годы доходы населения уменьшились на 11 процентов. Другими источниками «длинных денег» названы пенсионные накопления, развитие страхования, ипотеки, расширение долгового финансирования. Иными словами, развивать экономику предлагается за счёт обнищавших граждан.

Информационная политика также не способствует решению региональных проблем. В официальных СМИ они попросту замалчиваются. Регионы оказываются в центре внимания в связи с природными катаклизмами, громкими преступлениями и катастрофами. Многие важные и острые темы не попадают в общероссийскую повестку. Анализ проблем подменяется простым их упоминанием. Как итог, население не имеет объективной картины происходящего. Созданы условия для манипуляции общественным сознанием. Таким образом, политика многих СМИ способствует дезинтеграции страны так же, как и либеральный курс правительства.

В этих условиях особенно важно, чтобы наши партийные СМИ занимали активную позицию в освещении и обсуждении проблем на местах.
Для этого, в частности, нужно развивать корреспондентскую сеть и «Правды», и «Красной линии», и центрального сайта КПРФ. В решение этой задачи должны включаться все партийные комитеты.


КПРФ на защите регионов


Уважаемые соратники! Наша партия уделяет первостепенное внимание работе с регионами, решению конкретных проблем их жителей. КПРФ располагает для этого внушительным кадровым потенциалом. В наших рядах – высшие должностные лица Иркутской и Орловской областей Сергей Левченко и Андрей Клычков, мэр полуторамиллионного Новосибирска Анатолий Локоть, более тысячи глав местного самоуправления, сотни руководителей государственных и муниципальных учреждений, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Символом широкого союза партии и её сторонников стало выдвижение на пост президента России уникального управленца Павла Грудинина. Его совхоз имени В.И. Ленина показывает образцы труда и заботы о детях. Прекрасно работает предприятие Ивана Казанкова, которое стало одним из лучших не только в нашей стране, но и в Европе.

На партийном учёте в Волгоградском областном отделении состоят 13 глав сельских поселений, четверо наших товарищей по партии возглавляют образовательные учреждения области. В Ставропольском крае активно работают, решая насущные проблемы односельчан, талантливый руководитель колхоза «Терновский» Иван Богачёв, колхоза имени В.И. Ленина Николай Васильев, колхоза «Родина» Владимир Хромых, совхоза «Спицевский» Магомед Омаров.

Широкую известность получили трудовые достижения члена Бюро Иркутского обкома КПРФ Ильи Сумарокова. Его народное предприятие «Усольский свинокомплекс» обеспечивает качественными продуктами питания население нескольких областей.

В активе отделений КПРФ немало людей с большим общественным доверием. Так, свердловчане по праву гордятся Александром Тизяковым – советским государственным деятелем, входивший в состав ГКЧП. В нашем партийном строю Николай Виноградов, много лет возглавлявший Владимирскую область, и Владимир Захаров – бывший первый секретарь Владимирского обкома КПСС. Оба они имеют колоссальный управленческий опыт. В рядах якутских коммунистов – Андрей Кривошапкин, председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера.

На страже законности в Курской области хорошо зарекомендовал себя уполномоченный по правам человека, коммунист Владимир Фирсов. Заслуженным уважением земляков пользуются главврач Крымской республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко Александр Остапенко.

Одной из важнейших задач региональные отделения КПРФ считают укрепление связей с деятелями искусства и культуры. Известностью и народным признанием пользуются наши товарищи по партии: заслуженная артистка России Дарима Дугданова (Республика Бурятия), главный режиссёр Карачаевского драматического театра Борис Тохчуков, заместитель министра культуры Северной Осетии, лауреат государственной премии республики имени Мисоста Камбердиева Чермен Дудати, председатель Астраханского регионального отделения Союза писателей России Юрий Щербаков, режиссёр Воронежской областной филармонии, заслуженный артист России Александр Латушко, артист академического театра драмы Вячеслав Кормильцев и солистка областной филармонии Тамара Иванько (Новгородская область); заслуженная артистка РСФСР Тамара Анохина (Омская область); народный артист России Александр Данилов (Ростовская область) и многие другие.

В условиях, когда вопросы развития территорий пробуксовывают, фракции КПРФ в законодательных органах власти голосуют против принятия антинародных бюджетов. Кроме того, наши отделения успешно осуществляют политику конкретных дел. Красноярский крайком партии отстоял сохранение в государственной собственности крупной компании «Красноярскнефтепродукт». Под контролем государства останется и сеть «Губернские аптеки», снабжающая населения льготными лекарствами.

Фракция КПРФ в Ярославской областной Думе добилась сохранения рыбинского завода дорожных машин «Раскат». В активе владимирцев – защита от увольнения более 900 работников завода «Автоприбор». Совместными усилиями коммунистов-депутатов Липецкого областного Совета и руководства фракции КПРФ в Государственной Думе предотвращено банкротство старейшего в стране предприятия – Данковского химического завода «Силан». Благодаря вмешательству Юридической службы ЦК от неминуемого банкротства спасено ещё одно предприятие Липецкой области – Елецкий завод «Прожекторные угли».

В Костромской области жёсткая позиция фракции КПРФ заставила департамент здравоохранения разработать график выездных приёмов врачей в сельских районах. Кроме того, костромские коммунисты не допустили закрытия Подольской школы-детсада. Обком партии шефствует над детским реабилитационным центром «Лесная сказка» в посёлке Чистые Боры. В Курской области по инициативе местного комитета КПРФ сход граждан принял решение всеми силами защищать от закрытия сельскую Верхнелюбажскую больницу.

Рязанские коммунисты предотвратили закрытие сельских школ в Кадомском и Сасовском районах, а также больницы в селе Придорожное. Омскому обкому партии удалось «пробить» бюрократическую стену и вернуть отменённые ранее льготы сельским работникам культуры. Кировские товарищи сохранили областную станцию юных туристов.

В центре внимания партии – экологическая безопасность. Активно занимаются ею коммунисты Московской области. Одной из «горячих точек» стал в последние годы Новохопёрский район Воронежской области. В 2013 году в заповедных местах поймы реки Хопёр началась разработка никелевых месторождений. Усилиями Волгоградского, Воронежского, Липецкого, Ростовского, Тамбовского и Саратовского областных отделений КПРФ организованы массовые акции протеста. Общее количество их участников превысило 100 тысяч человек. В результате Министерство сельского хозяйства России выступило против никелевых разработок, но до ликвидации общественной опасности ещё далеко.

Усилиями КПРФ решаются наболевшие транспортные проблемы. Коммунисты Бурятии добились восстановления железнодорожного сообщения по маршруту Улан-Удэ–Петровский завод. В Ханты-Мансийском автономном округе организована общественная кампания за восстановление движения поезда Екатеринбург–Устье-Аха. В Тюмени отстояли сохранение стоимости проезда в общественном транспорте на прежнем уровне.

Участие в решении задач регионального развития укрепляет авторитет КПРФ как политической силы. На это направлении нам надо наращивать усилия всех партийных организаций.

Все злободневные вопросы политической и социально-экономической жизни страны мы должны активно ставить, ведя сейчас подготовку к единому дню голосования 9 сентября. Это будет крупная избирательная кампания, которая охватит большинство регионов страны, затронет интересы 63 миллионов избирателей. Вот где – широкий простор для нашей агитационной, протестной и разъяснительной работы. Советский опыт заслуживает и самого пристального внимания в процессе празднования важных исторических дат, включая, 100-летие Ленинского Комсомола.


Спасая регионы, спасаем страну


Уважаемые участники Пленума!

Проблемы отдельных регионов мы не решим, не преодолев кризис в стране. Наша партия имеет детально проработанную стратегию вывода России на рельсы энергичного и поступательного развития. Для выправления дел на местах, разумеется, потребуются средства. И мы знаем, где найти ресурсы для прорыва в будущее.

Вот основные источники государственных инвестиций на развитие страны.
Золотовалютные резервы составляют 27 триллионов рублей. Отмена бюджетного правила принесёт в казну как минимум 4 триллиона рублей. Вернув резервы, которыми мы спонсируем экономику США, можно получить ещё 3 триллиона. К этому можно прибавить ежегодные поступления, которые дадут: налог на доходы олигархов в 3 триллиона рублей, госмонополию на водку и табак в 2 триллиона, средства от природной ренты в 3 триллиона. Всего – порядка сорока триллионов рублей в ближайшей перспективе.

Вложив эти средства в экономику и социальную сферу, мы быстро получим устойчивый рост, а российские регионы вздохнут с облегчением. Но деньги – это далеко не всё. Ими нужно уметь распорядиться.

Возрождение регионов мы предлагаем строить на основе своей Антикризисной программа, где предусмотрено всё – от национализации ключевых отраслей до поддержки образования, здравоохранения и науки. Эту комплексную программу КПРФ мы тесно увязываем с новыми подходами к региональной политике.

В первую очередь мы считаем необходимым восстановить систему общегосударственного планирования. Без него не может развиваться промышленность и сельское хозяйство такой огромной и разнообразной страны, как наша. Мы гарантируем справедливое распределение собираемых налогов между регионами, муниципалитетами и федеральным центром.

Второй принципиальный шаг – восстановление и развитие региональных научных центров. Их тесное взаимодействие с местной промышленностью и селом станет важным условием эффективного развития территорий.

Третье: восстановление традиционных для регионов производств, подвергшихся разрушению в постсоветский период. Национальные отраслевые программы по их возрождению призваны поднять уровень жизни людей. Один из примеров – возрождение льноводства. Программа восстановления этой отрасли поможет вывести из кризиса многие регионы Центральной России и другие территории, в экономике которых важнейшее место занимала текстильная промышленность.

Четвёртое: отказ от пресловутой оптимизации. Назрела острая необходимость поменять схему оказания первичной медицинской помощи в территориях с низкой плотностью населения. В труднодоступных и отдалённых малонаселённых пунктах необходимо оказывать первичную медицинскую помощь в стационарных условиях.

Пятое. Мы настаиваем на специальной программе возрождения Крайнего Севера и Дальнего Востока. Такая программа должна увязать все госпрограммы, которые затрагивают соответствующие вопросы. В частности, пора создать чёткую систему гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Шестое. Предстоит обеспечить государственную поддержкусоциально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Проживая в экстремальных условиях, они нуждаются в особой заботе.

Седьмое. Для решения транспортных проблем необходимо восстановление ранее закрытых маршрутов и рейсов. Очень важно возродить авиастроение, начать разработку и производство новых лёгких многоцелевых самолетов для Арктической зоны, способных выполнять полеты на грунтовые аэродромы.

Уважаемые товарищи! Как единое целое, наша Отчизна держится на регионах. Игнорировать их проблемы и потребности – значит усугублять кризис. На фоне санкций и военных угроз это особенно опасно. Не стоит забывать и о том, что идеологи и практики «цветных революций» разработали изощрённые механизмы раскола государств по этническим, религиозным и региональным границам. А за этим следует их распад и уничтожение.

Россия не заслужила такой участи. Мы живем в огромной стране с уникальными богатствами и героической историей.

Вслед за великим поэтом Н.А. Некрасовым мы убеждены:

Ещё народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь…


КПРФ утверждает: процветание регионов – ключевое условие успешного развития Отечества. Наша партия ведёт борьбу за принципиальную смену всего проводимого курса. Каждый день мы сеем зёрна новой политики. И эти зёрна обязательно прорастут. Они прорастут всходами созидания и развития, ростками принципиального – социалистического обновления страны!

Так давайте дадим себе слово трудиться ради этого еще более энергично, настойчиво и эффективно!

У партии для этого есть и знания, и опыт, и политическая воля.



Rambler's Top100