< Предыдущая | Следующая > |
---|
Коммунисты Гуковского местного отделения поздравили с Днём Победы вдову участника Великой Отечественной войны Петра Павловича Дегтёва.
Вот что писала пресса о супругах Дёгтевых в 2007 году:
"Многодетная семья Дегтевых жила в полуподвальной комнатушке одного из московских домов. Петя - самый старший из пятерых детей, первым пошел в школу. В пятом классе оказался в 286-й школе, где директором был заслуженный учитель РСФСР И.И. Виноградов. «Писал я без ошибок, - рассказывает П.П. Дегтев, - а вот уроки русского языка не любил. Однажды с друзьями опрокинули кадку с большим фикусом. Земля рассыпалась, цветок поломался. Директор нас не ругал, а освободил от занятий на пять дней, чтобы мы подумали о своем поведении. Мы ничего не сказали родителям, и каждое утро, делали вид, что идем в школу. Однажды на Чистых Прудах с нами заговорила старушка, отдыхавшая на лавочке. Мы рассказали ей обо всем, что с нами произошло. Потом оказалось, что это была Надежда Константиновна Крупская. Она позвонила директору школы с просьбой вернуть нас на занятия. Мы потом долго вспоминали, как заместитель Народного комиссара просвещения СССР Н.К. Крупская заставила нас учиться».
В памяти ветерана хорошо сохранились воспоминания и об однокласснице Светлане Аллилуевой (Сталиной). По словам Петра Павловича, Светлана была приветливой и доброй девочкой. В школе появлялась без всякой охраны. В отличие от других детей высокопоставленных чиновников, ее поведение ничем не отличалось от поведения остальных учеников, и порой дети забывали, что она - дочь вождя. В последствии дети советских руководителей были переведены в другую школу.
В 1939 году Петр Дегтев поступил в техническое училище, которое готовило специалистов-автомехаников. Война пришла внезапно. Отец Петра, Павел Игнатьевич, с первыми ополченцами ушел на фронт, был тяжело ранен. Училище расформировали, Петра Павловича направили на работу в гаражи Совнаркома. Ребятам, не нюхавшим пороха, тоже хотелось на фронт. «Я обратился с просьбой уволить меня и отправить на фронт, - вспоминает Петр Павлович. - Но заведующий гаражом убедил нас, молодых ребят, что мы здесь тоже нужны, а на фронт успеем. Как он оказался прав. И я, и работавшие со мной ребята через несколько месяцев пошли воевать. Вернулись единицы».
Парад
Петру Павловичу повезло быть очевидцем первого парада на Красной Площади в ноябре 1941 года: «7 ноября в 4 часа утра мы, трое ребят, проходными дворами пробрались во двор ГУМа. Нас не остановили ни комендантский час, ни усиленное патрулирование улиц. По пожарной лестнице поднялись на крышу ГУМа.
- Красная Площадь как на ладони. От исторического музея шли колонны пехотинцев, которые сразу отправлялись на передовую. На трибуне Мавзолея - И.В. Сталин, С.М. Буденный, В.М. Молотов. Шел небольшой снег, зрелище было впечатляющим. По времени парад длился недолго. Последними прошли три танка KB, и вдруг последний, не доходя метров пятьдесят до Мавзолея, остановился напротив мемориала в Кремлевской стене. Из танка никто не вышел. Танки, ушедшие вперед, развернулись и, взяв отставшего на буксир, потащили к Васильевскому спуску. Мы осмотрелись и спустились с крыши ГУМа».
Линейным на этом параде был Н.П. Толков. Пройдет много лет, и они встретятся, будут жить в одном городе.
Фронт
В феврале 1942 года настойчивые просьбы семнадцатилетнего парня были удовлетворены, и он был отправлен на фронт. За два неполных месяца Петр Дегтев стал вторым номером в пулеметном расчете. А в начале апреля пулеметный расчет принял бой около станции Погорелое Городище, в 40 км от Ржева. Тогда, в ожесточенном бою, он впервые посмотрел в глаза своему страху. «Первая наша атака захлебнулась, немцы отбили ее с большими потерями для нас и сразу перешли в контратаку. Мой пулеметный расчет был немного впереди других, вот нас первыми и накрыли немцы минометным огнем. Я израсходовал все патроны, не знаю, сколько тогда положил фрицев. Немецкая атака была отбита... Смотрю, к нашему переднему краю идет комбат и с ним в папахе какой-то офицер: «Кто такой?» «Боец Дегтев», — отвечаю. Офицер говорит:
«За отвагу». И ординарец достает медаль, а офицер (потом мне сказали - полковник, командир дивизии) вручает мне медаль: «Спасибо, сынок!».
Потом я провоевал еще одиннадцать дней, пока ранение. После медсанбата артиллерист Петр Дегтев освобождал правобережье Днепра. За бои на Сандомирском плацдарме командир орудия, сержант Дегтев был награжден орденом Красной Звезды. В боях при освобождении Кракова Петра Павловича ранили. Те осколки он проносил 63 года. Только в июле 2008 года их извлекли в Ростовском госпитале ветеранов Великой Отечественной войны.
Петр Павлович помнит имена всех своих однополчан, помнит боевые сражения, в которых участвовал. Есть и такие моменты, вспоминать о которых даже такому героическому человеку очень тяжело: «Где-то в конце января 1945 года наш полк участвовал в освобождении Освенцима. Даже сейчас страшно вспоминать. Узники, освобожденные нами, представляли собой живые скелеты. Они были настолько измождены, что даже радости не испытывали, одно полное безразличие. Печь для сжигания трупов еще работала. В лагере были горы обуви, в том числе и детской, волосы, костыли, очки. Можно только догадываться, сколько людей здесь было уничтожено».
Война для Петра Павловича закончилась 17 мая.
Потом была операция по разгрому баз бандеровцев, курсы усовершенствования офицерского состава «Выстрел». На этих курсах сержант П. Дегтев, награжденный орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу» и шестью благодарностями от Верховного Главнокомандующего, обучал офицеров.
Ровно б лет в армии. Он остался жив и прошел там, где не смогли пройти миллионы его сверстников. Сам П.П. Дегтев считает, что ему не просто повезло, ему выпало счастье остаться в живых в той страшной войне.
Из артиллеристов в шахтеры
В 1957 году Петр Павлович Дегтев приехал в Донбасс, по оргнабору попал в Гуково. Первое место работы - СУ-8, строительство шахты «Гуковская». Потом стал комбайнером, как один из лучших работников побывал в Арктикугле. В последствии много лет проработал в лавах шахты «Алмазная», был одним из передовиков производства, отсюда и ушел на заслуженный отдых.
С супругой Таисией Михайловной Петр Павлович уже вместе 40 лет. Радуют их дети и внуки. Трудная доля у фронтовика и шахтера П. Дегтева, но он сохранил душевную теплоту, радость жизни, прекрасное чувство юмора и ни разу в жизни не выкурил ни одной сигареты.
Крепкого вам здоровья, благополучия, живите долго, уважаемые наши победители!"
Тараненко О. Герои былых времён [Текст] / О.Тараненко // Провинция.-2009.- 7 мая. - С.7
К сожалению Петр Павлович умер несколько лет назад,но жена его Таисия Михайловна продолжает жить в городе Гуково в той самой квартире, где двери были открыты каждому гостю. Вдова ветерана в связи с болезнью совершенно слепа и прикована к постели в возрасте 86 лет. Она помнит, то что в постсоветское время на помощь им приходили коммунисты.
Гуковское партийное отделение КПРФ регулярно на протяжении многих месяцев посещают старушку. Вот и 9 мая после автопробега мы поехали к ней.
Женщина прожившая столько лет, вдова участника Великой Отечественной войны забыта, никто из администрации не поздравил старушку…. Я звонила в администрацию и в беседе с заместителем главы администрации просила навестить Таисию Михайловну, но никто это не сделал.
Первый секретарь Гуковского ГК КПРФ Геннадий Венедиктович Щербаков поздравил Таисию Михайловну с днём Победы, вложил ей в руки цветы, так как она не видит, дочке передали три пачке памперсов. Немного побеседовали, вспоминали Петра Павловича и о том как жили в нашей стране до развала СССР…..
Обещали приехать в следующем месяце, как всегда Таисия Михайловна шептала "памперсов на долго хватит….не переживай - на долго…"
Со слезами на глазах мы покидали квартиру вдовы участника войны.