Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Детям своим расскажите о них, чтобы запомнили!
Четверг, 16 Янв 2025
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Детям своим расскажите о них, чтобы запомнили!

Печать

Коммунисты Гуковского местного отделения поздравили с Днём Победы вдову участника Великой Отечественной войны Петра Павловича Дегтёва.

 

 

Вот что писала пресса о супругах Дёгтевых в 2007 году:

 

"Многодетная семья Дегтевых жила в по­луподвальной комна­тушке одного из мос­ковских домов. Петя - самый старший из пя­терых детей, первым пошел в школу. В пя­том классе оказался в 286-й школе, где ди­ректором был заслу­женный учитель РСФСР И.И. Виногра­дов. «Писал я без оши­бок, - рассказывает П.П. Дегтев, - а вот уроки русского языка не любил. Однажды с друзьями опрокинули кадку с большим фи­кусом. Земля рассыпа­лась, цветок поломал­ся. Директор нас не ругал, а освободил от занятий на пять дней, чтобы мы подумали о своем поведении. Мы ничего не сказали ро­дителям, и каждое утро, делали вид, что идем в школу. Однажды на Чистых Прудах с нами заговорила старушка, отдыхавшая на лавоч­ке. Мы рассказали ей обо всем, что с нами произошло. Потом ока­залось, что это была Надежда Константи­новна Крупская. Она позвонила директору школы с просьбой вер­нуть нас на занятия. Мы потом долго вспо­минали, как замести­тель Народного комис­сара просвещения СССР Н.К. Крупская заставила нас учить­ся».


В памяти ветерана хорошо сохранились воспоминания и об од­нокласснице Светлане Аллилуевой (Стали­ной). По словам Петра Павловича, Светлана была приветливой и доброй девочкой. В школе появлялась без всякой охраны. В от­личие от других детей высокопоставленных чиновников, ее пове­дение ничем не отли­чалось от поведения остальных учеников, и порой дети забывали, что она - дочь вождя. В последствии дети со­ветских руководите­лей были переведены в другую школу.


В 1939 году Петр Дегтев поступил в тех­ническое училище, ко­торое готовило специ­алистов-автомехани­ков. Война пришла вне­запно. Отец Петра, Па­вел Игнатьевич, с пер­выми ополченцами ушел на фронт, был тяжело ранен. Учили­ще расформировали, Петра Павловича направили на работу в гаражи Совнаркома. Ре­бятам, не нюхавшим пороха, тоже хотелось на фронт. «Я обратил­ся с просьбой уволить меня и отправить на фронт, - вспоминает Петр Павлович. - Но заведующий гаражом убедил нас, молодых ребят, что мы здесь тоже нужны, а на фронт успеем. Как он оказался прав. И я, и работавшие со мной ребята через несколь­ко месяцев пошли во­евать. Вернулись еди­ницы».


Парад


Петру Павловичу повезло быть очевид­цем первого парада на Красной Площади в ноябре 1941 года: «7 ноября в 4 часа утра мы, трое ребят, про­ходными дворами про­брались во двор ГУМа. Нас не остановили ни комендантский час, ни усиленное патрулиро­вание улиц. По по­жарной лестнице под­нялись на крышу ГУМа.


-  Красная Площадь как на ладони. От истори­ческого музея шли ко­лонны пехотинцев, ко­торые   сразу   отправ­лялись на передовую. На трибуне Мавзолея -  И.В. Сталин, С.М. Бу­денный, В.М. Молотов. Шел   небольшой   снег, зрелище было впечатляющим. По времени парад длился недолго. Последними прошли три танка KB, и вдруг последний, не доходя метров пятьдесят до Мавзолея, остановил­ся напротив мемориа­ла в Кремлевской сте­не. Из танка никто не вышел. Танки, ушед­шие вперед, развер­нулись и, взяв отстав­шего на буксир, пота­щили к Васильевско­му спуску. Мы осмот­релись и спустились с крыши ГУМа».


Линейным на этом параде был Н.П. Тол­ков. Пройдет много лет, и они встретятся, бу­дут жить в одном горо­де.


 Фронт


В феврале 1942 года настойчивые просьбы семнадцатилетнего парня были удовлет­ворены, и он был от­правлен на фронт. За два неполных месяца Петр Дегтев стал вто­рым номером в пуле­метном расчете. А в начале апреля пуле­метный расчет принял бой около станции По­горелое Городище, в 40 км от Ржева. Тогда, в ожесточенном бою, он впервые посмотрел в глаза своему страху. «Первая наша атака захлебнулась, немцы отбили ее с большими потерями для нас и сразу перешли в контр­атаку. Мой пулеметный расчет был немного впереди других, вот нас первыми и накрыли немцы минометным ог­нем. Я израсходовал все патроны, не знаю, сколько тогда положил фрицев. Немецкая ата­ка была отбита... Смот­рю, к нашему передне­му краю идет комбат и с ним в папахе какой-то офицер: «Кто такой?» «Боец Дегтев», — отве­чаю. Офицер говорит:


«За отвагу». И ордина­рец достает медаль, а офицер (потом мне ска­зали - полковник, ко­мандир дивизии) вру­чает мне медаль: «Спа­сибо, сынок!».


Потом я провоевал еще одиннадцать дней, пока ранение. После медсанбата артиллерист Петр Дег­тев освобождал пра­вобережье Днепра. За бои на Сандомирском плацдарме командир орудия, сержант Дег­тев был награжден ор­деном Красной Звез­ды. В боях при осво­бождении Кракова Петра Павловича ра­нили. Те осколки он проносил 63 года. Толь­ко в июле 2008 года их извлекли в Ростовском госпитале ветеранов Великой Отечествен­ной войны.


Петр Павлович по­мнит имена всех своих однополчан, помнит боевые сражения, в которых участвовал. Есть и такие моменты, вспоминать о которых даже такому героичес­кому человеку очень тяжело: «Где-то в кон­це января 1945 года наш полк участвовал в освобождении Освен­цима. Даже сейчас страшно вспоминать. Узники, освобожден­ные нами, представля­ли собой живые ске­леты. Они были на­столько измождены, что даже радости не испытывали, одно пол­ное безразличие. Печь для сжигания трупов еще работала. В лаге­ре были горы обуви, в том числе и детской, волосы, костыли, очки. Можно только догады­ваться, сколько людей здесь было уничтоже­но».


Война для Петра Павловича закончи­лась 17 мая.


Потом была опера­ция по разгрому баз бандеровцев, курсы усовершенствования офицерского состава «Выстрел». На этих курсах сержант П. Дег­тев, награжденный ор­деном «Красной Звез­ды», медалью «За от­вагу» и шестью благо­дарностями от Верхов­ного Главнокомандую­щего, обучал офице­ров.


Ровно б лет в ар­мии. Он остался жив и прошел там, где не смогли пройти милли­оны его сверстников. Сам П.П. Дегтев счита­ет, что ему не просто повезло, ему выпало счастье остаться в живых в той страшной войне.


Из артиллеристов в шахтеры


В 1957 году Петр Павлович Дегтев при­ехал в Донбасс, по оргнабору попал в Гуково. Первое место рабо­ты - СУ-8, строитель­ство шахты «Гуковская». Потом стал ком­байнером, как один из лучших работников побывал в Арктикугле. В последствии мно­го лет проработал в лавах шахты «Алмаз­ная», был одним из пе­редовиков производ­ства, отсюда и ушел на заслуженный отдых.


С супругой Таисией Михайловной Петр Павлович уже вместе 40 лет. Радуют их дети и внуки. Трудная доля у фронтовика и шах­тера П. Дегтева, но он сохранил душевную теплоту, радость жиз­ни, прекрасное чувство юмора и ни разу в жизни не выкурил ни одной сигареты.


Крепкого вам здо­ровья, благополучия, живите долго, уважа­емые наши победите­ли!"


Тараненко О. Герои былых времён [Текст] / О.Тараненко // Провинция.-2009.- 7 мая. - С.7


К сожалению Петр Павлович умер несколько лет назад,но жена его Таисия Михайловна продолжает жить в городе Гуково в той самой квартире, где двери были открыты каждому гостю. Вдова ветерана в связи с болезнью совершенно слепа и прикована к постели в возрасте 86 лет. Она помнит, то что в постсоветское время на помощь им приходили коммунисты.


Гуковское партийное отделение КПРФ регулярно на протяжении многих месяцев посещают  старушку. Вот и 9 мая после автопробега мы поехали к ней.


Женщина прожившая столько лет, вдова участника Великой Отечественной войны забыта, никто из администрации не поздравил старушку…. Я звонила в администрацию и в беседе с заместителем главы администрации просила навестить Таисию Михайловну, но никто это не сделал.


Первый секретарь Гуковского ГК КПРФ Геннадий Венедиктович Щербаков поздравил Таисию Михайловну с днём Победы, вложил ей в руки цветы, так как она не видит, дочке передали три пачке памперсов. Немного побеседовали, вспоминали Петра Павловича и о том как жили в нашей стране до развала СССР…..


Обещали приехать в следующем месяце, как всегда Таисия Михайловна шептала "памперсов на долго хватит….не переживай - на долго…"


Со слезами на глазах мы покидали квартиру вдовы участника войны.

 



Rambler's Top100