< Предыдущая | Следующая > |
---|
Потускневшую за демократические годы «Жемчужину Дона» - так именовали Семикаракорский район в советское время - теперь даже пиарщики власти не рискнут назвать «динамично развивающейся территорией» Ростовской области.
Существует семь версий происхождения названия города, одна из которых – казачий городок в 1594 году был основан между семи холмов-каракоров. Из-за паводков на Дону городок семь раз перекочевывал с левого берега на правый и обратно. Много атаманов, секретарей и глав администраций повидал он за 425 лет существования. Нынешний, Виктор Талалаев, усевшийся в руководящее кресло в 2005 году и не желающий с ним расставаться ни за какие коврижки, запомнится потомкам как самый антинародный: при нем был инициирован открытый грабеж рабочих градообразующего предприятия, владельцам которого власти и надзорные органы оказали всестороннюю защиту.
В советские годы визитной карточкой Семикаракорска был консервный комбинат.
- Выпускал он 18 видов овощных, 8 фруктовых и 16 видов мясорастительных консервов, 3 вида соусов. И было в нем постоянно трудоустроено 2 тысячи человек, а в летний сезон численность коллектива достигало 3 500 человек, - рассказывает бывший директор овоще-молочного совхоза «Донские зори» Петр Григорьевич Павлов. – На комбинат работали все сельхозпредприятия нескольких районов. Только в нашем хозяйстве было овощных 70 теплиц с подогревом, построено фруктохранилище на 800 тонн.
А потом реорганизованные сельхозпредприятия Семикаракорского и соседних районов изменили профиль, сократили затратные овощеводство и животноводство и перешли на выращивание зерновых и подсолнечника. Главные потребители продукции бывших совхозов и колхозов - консервный комбинат и сыродельный завод - «захромали» на обе ноги. Комбинат превратился в груду развалин, владельцам сыродельного завода удалось провести модернизацию и остаться на плаву. Но 70 процентов перерабатываемого молока закупается у фермеров и в личных подворьях, поголовье дойных буренок в сельской глубинке катастрофически сокращается. Из-за распашки общественных пастбищ и дороговизны комбикормов хозяева подворий перешли с коров на коз.
И заготовителям сыродельного завода приходится для закупки молока колесить не только по своему региону, но и заглядывать в Волгоградскую область и Краснодарский край. Закупочная стоимость сырого молока постоянно снижается, что приводит к жалобам селян. Закупщики отвечают заученной фразой: перейдем на использование сухого молока, будет еще хуже. Хуже становится и горожанам: качество сыров оставляет желать лучшего, да и число рабочих мест не соответствует пиар-рекламе. И трудоспособным семикаракорцам остается один выход – подаваться на вахтовые заработки. Правда, однажды появился свет в другом конце тоннеля: группа компаний «Оптифуд» реанимировала советский мясокомбинат, установив импортные линии разделки на 60 000 тонн в год, и обещала довести объем переработки до 100 тысяч тонн.
В хуторе Титов и станице Задоно-Кагильницкой были построены 2 бройлерные фабрики с системой автоматического кормления, обеспечив работой и селян, и жителей соседнего города Константиновск. Но внезапно разразилась буря: в 2012 году и мясокомбинат и обе птицефабрики забарахлили, а вскоре совсем перестали выплачивать заработную плату. А когда людей попросили за ворота, безработные собрались на Станичнрй площади, с плакатами и красными флагами.
- Вы требуете задержанной платы, при чем здесь КПРФ и красные флаги? – вмешался зам. мэра Романченко. – И скомандовал: - Убрать партийные флаги!
Но протестовавшие показали неповиновение, они знали, кто им может помочь в борьбе. И в некогда мирном и спокойном городе и районе началось открытое противостояние власти и народа. Оказавшиеся без средств к существованию люди договорились объявить бессрочный пикет на развилке автодорог, ведущих в соседние районы и областную столицу. Тогда членов инициативной группы – и мясокомбината, и птицефабрик – чиновники городской администрации пригласили на беседы, а рабочего лидера протеста – к заместителю районного отдела полиции. Но и устрашить протестантов не получилось. Однако пикетирование с установкой палаток провести не удалось: все пространство на заявленной развилке было «оккупировано» автомобилями работников районной управы, областных структур и полицейских чинов.
Глава района Виктор Талалаев приехал на развилку дорог в окружении послушных чиновников и лизоблюдов из числа новых безработных. Но работники мясокомбината не думали сдаваться. И на митинг в июле 2017 года, что проводился в рамках Всероссийской акции протеста «За Россию без криминальной олигархии и чиновничьего беспредела!», пригласили инициативную группу с родственных предприятий Белой Калитвы. И создали Межрайонный штаб протестного движения, на заседание которого прибыли бывшие работники ООО «Оптифуд-центр», представители Совета трудовых коллективов Ростовской области и активисты из Мартыновского, Константиновского, Усть-Донецкого, Багаевского и Октябрьского районов.
- Штаб определил основные элементы стратегии и тактики протестных действий по защите Конституционных прав работников предприятий-банкротов и всех трудовых коллективов региона, - сказал первый секретарь Семикаракорского РК КПРФ, отставной офицер Сергей Красюков. – И тогда против непокорных рабочих власти применили «тяжелую артиллерию».
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Ольга Горбанева по очереди объезжала «мятежные территории» и убеждала безработных активистов: вы, мол, не брошены на произвол судьбы, о ваших проблемах знает губернатор, и все они будут решены! Главы районов действовали более прямолинейно. В Семикаракорском районе, например, общими усилиями чиновников администрации и бизнесменами были созданы альтернативные инициативные группы, которые, не бескорыстно, конечно, запели с другого голоса. Тем более, что у них появилась точка опоры: у мясокомбината-банкрота появился новый владелец – ООО «Белая птица». Уставшие от бессрочного «отдыха» безработные потянулись в отдел кадров. Но здесь просителей ожидал от ворот поворот.
- Рабочих в возрожденные цеха привозили из других районов области, - поясняет Сергей Красюков. – А бдительные охранники не допускали контактов «штрейкбрехеров» с жителями Семикаракорска.
А оставшихся без работы и без зарплаты семикаракорцев продолжали «обрабатывать». О погашении задолженности в 96 миллионов рублей не было и речи. Изъявившим покорность выдавали благотворительную помощь. И не раз. А вот непокорных – забывали вносить в ведомости. Чиновники районной управы, надзорного органа, не без ведома сити-менеджера Талалаева, и палец о палец не ударили, чтобы было выполнено решение судов. Исполнительные листы так и остались бесполезными бумажками – ни богу свечка, ни черту кочерга. А тут подоспела и новая буря, пригнавшая вторую волну банкротства. И мясокомбинат снова опустел, рабсилу уже не доставляли вахтовыми автобусами. Муниципальные чиновники и сотрудники надзорного ведомства остались, как говорится, при своих интересах и зарплатах, и выслугах.
А вот безработные со стажем, не считая тех, кто предал своих товарищей по труду и доедал полученные 30 благотворительных сребреников, вспомнили, что бессрочный пикет, объявленный в 2017 году, не закончен, а только приостановлен. И на митинге в Семикаракорске, что пройдет в рамках Всероссийской акции протеста 17 августа, будет дан старт новому протесту. Рабочие дарить свои деньги грабителям не намерены. Творец второго возрождения «Жемчужины Дона» Виктор Талалаев тоже готовится к «смене вех»: ходят слухи, что он избавился от недвижимости. Ведь редко кто из бывших работников мясокомбината сердечно поздоровается с отставным чиновником… А история города «семи каракоров» свидетельствует: можно перебраться на новое место и начать новую жизнь.
Вот только не всем жителям города этот вариант подходит.