< Предыдущая | Следующая > |
---|
Сто лет назад, 10 января 1920 года, Красная Армия после тяжёлых боёв освободила г. Ростов-на-Дону от белогвардейцев. Это было одно из решающих сражений на Южном фронте, обеспечивших разгром войск Деникина, поддерживаемых интервентами. Из Англии в 1919 году было отправлено на поддержку белогвардейцев вооружения, боеприпасов и обмундирования на 100-тысячную армию. Более 300 тыс. снарядов, 72 тыс. винтовок, свыше 3 млн. патронов получила южная контрреволюция из США. И вот двухлетняя борьба Советской Республики за освобождение Дона подходила к завершающей фазе.
В честь этого знаменательного события коммунистами Ростова-на-дону было проведено возложение цветов к памятнику Первоконникам (автор – Евгений Вучетич) на площади Советов, сооруженному, как значится на табличке, «в ознаменование освобождения Ростова-на-Дону от белогвардейских банд в 1920 году», и к бюсту Командира Первой Конной Армии С.М. Будённого на улице Пушкинской. В возложении приняли участие первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ, член Президиума ЦК КПРФ, лидер Коммунистов Дона Н.В. Коломейцев, руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Ростовской области, член Президиума ЦКРК КПРФ, секретарь Ростовского обкома КПРФ, первый секретарь Ростовского-на-Дону горкома КПРФ Е.И. Бессонов, первые секретари районных комитетов донской столицы, коммунисты города. С информацией о борьбе за установление Советской власти на Дону, боях с белогвардейскими войсками Деникина, роли в планировании операций на Южном фронте И.В. Сталина и сражениях Первой Конной Армии под Ростовом перед собравшимися выступил руководитель фракции КПРФ, председатель постоянной комиссии по образованию, культуре, делам молодёжи, физической культуре, спорту и туризму в Ростовской-на-Дону городской Думе, секретарь Ростовского обкома КПРФ И.Н. Нестеренко.
P.S. Историческая справка.
К началу января 1920 года Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) под командованием А. Деникина насчитывали свыше 85 тыс. штыков и сабель при 522 орудиях. На главном направлении — по Дону и Салу — было сосредоточено 54 тыс. солдат и офицеров (Донская армия — 37 тыс., Добровольческий корпус — 19 тыс. и Кавказская армия — 7 тыс. человек) и 289 орудий.
Добровольческая армия и Донская армия отступили на Ростово-Новочеркасский плацдарм. Здесь Деникин решил дать бой советским войскам, которые после длительного периода наступательных боев были измотаны. Командующему Донской армии из-за объединения фронта был подчинен Добровольческий корпус. Генерал Сидорин прикрыл ростовское направление добровольцами и новочеркасское – донцами, в центре были расположены конные корпуса Мамонтова и Топоркова (командир сводного Кубанско-Терского конного корпуса — резерва Деникина).
На западном фланге командующий войсками Новороссийской области генерал Шиллинг направил корпус Слащёва для прикрытия Северной Таврии и Крыма. Корпус генерала Промтова и бывшие войска киевской группы под начальством генерала Бредова были расположены на линии Бирзула — Долинская — Никополь. На левом фланге Кавказская армия Покровского отошла за линию реки Сал, прикрывая ставропольское и тихорецкое направления.
Ударная группировка командарма С.М. Будённого к началу 1920 года с боями прошла весь Донбасс и была разделена. 9-я стрелковая дивизия продолжила марш на Таганрог, который был занят в ночь с 6 на 7 января 1920 года. Основные же силы были нацелены на Ростов.
Красная Армия 6 января вышла к Азовскому морю. Однако одной из главных целей стратегического наступления Южного фронта – по расчленению ВСЮР и уничтожению Добровольческой армии, полностью добиться не удалось. Левое крыло Добровольческой армии (войска Шиллинга) были отделены от главных сил. Но главные силы добровольцев смогли вырваться из ловушки и пробиться к Ростову. Здесь сильно поредевшая Добровольческая армия была сведена в корпус под командованием Кутепова. Врангель спешно был направлен на Кубань, чтобы сформировать новую конную армию. Деникин решил дать сражение в районе между Ростовом и Новочеркасском, надеясь остановить уставшие и частично расстроенные советские войска. Белое командование бросило в бой последние резервы – 1,5 конных дивизии, пластунская бригада и 2 офицерских школы под общим командованием генерала Топоркова.
7 января 1920 года красные подтянули основные силы 1-й Конармии в составе 6-й и 4-й кавалерийских, а также 12-й стрелковой дивизии, 15-й, 16-й и 33-й стрелковых дивизий 8-й армии. На левом фланге красных на Новочеркасск наступал Конно-сводный корпус Думенко при поддержке стрелковых частей 9-й армии. Упорные бои на 80-километровом участке фронта продолжались два дня.
Конный корпус Думенко при поддержке двух стрелковых дивизий атаковал Новочеркасск. Командующий Донской армией Сидорин нанёс по красным войскам встречный удар. Сначала донцы потеснили противника. Но затем советская артиллерия остановила начавшуюся контратаку белых, подбила несколько танков. Белоказаки смешались. Думенко снова атаковал, опрокинул донцов, заставил их отступить в Новочеркасск. Казаки не выдержали штурма и отступили к Дону. 7 января войска Думенко заняли столицу Войска Донского.
В центре корпуса Мамонтова и Топоркова атаковали и нанесли поражение 15-й и 16-й стрелковых дивизиям 8-й советской армии. Однако первый успех развить им не удалось, и белая конница отошла на исходные позиции, опасаясь ударов с флангов, где красные имели мощные конные соединения. 8 января буденновцы мощным концентрированным ударом в районе сёл Генеральский Мост, Большие Салы, Султан-Салы и Несветай сокрушили главные силы противника. Почти полностью была уничтожена терская пластунская бригада, опрокинут корпус Топоркова, части добровольцев. Офицерские школы были окружены в открытом поле, построились в каре и отбивали атаки красной конницы залповым огнем. Они были разгромлены, когда красные подтянули артиллерию.
Тем временем Мамонтов, не выполнив приказа о новой атаке, начал отводить 4-й Донской корпус через Аксай и далее, за Дон. Начиналась оттепель, и он опасался, что переправа станет невозможной, войска погибнут. Он спас своих подчиненных, вывел из-под удара, но окончательно разрушил общий фронт. Добровольцам пришлось растягивать и так слабые боевые порядки, чтобы закрыть брешь. Это была последняя операция Мамонтова. Он выехал в Екатеринодар для участия в заседаниях Верховного Круга Дона, Кубани и Терека, где Круг готов был передать ему главнокомандование всеми казачьими войсками. Однако Мамонтова подкосил тиф. 1 февраля 1920 года он умер (по другой версии – его отравили).
Тем временем бой ещё продолжался. Добровольцы ещё сопротивлялись. Прорыв будённовцев остановили. На левом фланге Дроздовская дивизия и конница генерала Барбовича (сведённые в бригаду остатки 5-го конного корпуса Юзефовича) даже контратаковали. Однако поражение было уже неизбежно. Красные вышли в тыл со стороны Новочеркасска. Вечером 8 января 4-я кавдивизия Городовикова заняла Нахичевань-на-Дону. В это же время 6-я кавдивизия Тимошенко, совершив марш по тылам противника, внезапно ворвалась в Ростов, захватив врасплох штабные и тыловые службы белых.
9 января 1920 года дроздовцы и корниловцы, ещё отбивавшие фронтальные атаки, получили приказ отступать. Им приходилось прорываться через Ростов, частично занятый красными. После тяжёлых уличных боев добровольцы прорвались на левый берег Дона. К 10 января при поддержке, подошедшей 33-й стрелковой дивизии, город полностью перешёл под контроль Красной Армии, захватившей большое количество пленных и трофеев.
(по материалам сайтов - https://topwar.ru/166539-bitva-za-rostov.html и http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st005.shtml).