< Предыдущая | Следующая > |
---|
25 лет назад, 15 марта 1996 года, Государственная Дума приняла постановление, которым денонсировала Беловежские соглашения.
Пункт 3 принятого документа – № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР» – гласит: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР, не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».
Таким образом, парламентарии дали правовую оценку Беловежским соглашениям о расчленении СССР как противоправному антиконституционному акту, принятому с грубейшим нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время в стране законодательства. А также подтвердили юридическую значимость общесоюзного референдума 17 марта 1991 года о сохранении СССР. И неубедительность с правовой точки зрения доводов о том, что Советский Союз не существует.
Напомним, главы трех республик Борис Ельцин (РСФСР), Станислав Шушкевич (БССР), Леонид Кравчук (УССР), 8 декабря 1991 года подписали в Беловежской пуще соглашение о том, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Отповедью им стали и первые два пункта думского постановления: 1. Подтвердить для Российской Федерации — России юридическую силу результатов референдума СССР по вопросу о сохранении Союза ССР, состоявшегося на территории РСФСР 17 марта 1991 года. 2. Отметить, что должностные лица РСФСР, подготовившие, подписавшие и ратифицировавшие решение о прекращении Союза ССР, грубо нарушили волю народов России о сохранении Союза ССР, выраженную на референдуме СССР 17 марта 1991 года, а также Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, провозгласившую стремление народов России создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.
Кроме того, депутаты предложили «правительству Российской Федерации принять необходимые меры для сохранения единого экономического, политического и информационного пространства, развития и укрепления интеграционных связей государств, созданных на территории СССР». А коллегам думских комитетов «в месячный срок разработать и представить на рассмотрение Совета Государственной Думы комплекс мер по устранению последствий развала Союза ССР».
Параллельно Госдума приняла еще одно Постановление – № 156-II ГД «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации Договора об образовании СССР». В соответствии с ним Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации Договора об образовании СССР" признавалось утратившим силу. Президенту и Правительству РФ, депутации Госдумы в Межпарламентской Ассамблее СНГ предлагалось разработать систему мер по дальнейшему углублению интеграции Российской Федерации, других бывших республик Советского Союза, усилить контроль за проведением интеграционных мероприятий.
Говоря о нарушениях, стоит отметить, что текст постановления ВС РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации Договора об образовании СССР" официально опубликован не был. А в соответствии со статьей 15 Конституции РФ «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
К сожалению, принятые Думой решения не нашли своего воплощения в реальной жизни. Бал правила постсоветская эпоха геополитических отступлений. Так Совет Федерации ФС РФ уже 19 марта 1996 года в своем Обращении к Государственной Думе, говоря о принятых Постановлениях, выразил сомнение в успехе на пути к поставленной благородной цели. «Подтверждением этому служит настороженная и даже негативная реакция ряда государственных и общественных деятелей государств—участников СНГ, – предостерегают сенаторы. – Мы убеждены, что содействовать углублению интеграционных процессов можно лишь на основе согласованных действий всех органов государственной власти Российской Федерации, координации их усилий с партнерами по Содружеству Независимых Государств. Осознавая, что реальные экономические интересы народов России и республик бывшего СССР являются несравненно большим стимулом для их объединения, чем любые постановления и заявления политиков, обращаемся к вам с просьбой вернуться к рассмотрению упомянутых актов и еще раз тщательно проанализировать возможные последствия их принятия».
И в самом деле, реакция ряда государственных и общественных деятелей ближнего зарубежья на принятые Государственной Думой 15 марта 1996 года Постановления выглядела предвзято, а то и неадекватно их содержанию. Так, президенты Грузии, Узбекистана, Армении, Молдавии не увидели в этих документах ничего, кроме некой «угрозы» со стороны России. К лагерю противников интеграции присоединились и депутаты Национального Собрания Азербайджанской Республики, принявшие 19 марта 1996 года заявление, содержащее ультимативные требования в адрес Государственной Думы. Содержащееся же в заявлении положение о «военной агрессии РСФСР против Азербайджана в апреле 1920 года» вызвало возмущение у российских парламентариев.
Все это нашло свое отражение в Заявлении Госдумы от 10 апреля 1996 года «В связи с реакцией в государствах — членах Содружества Независимых Государств на принятие Государственной Думой 15 марта 1996 года постановлений N 156-II ГД и N 157-II ГД». В нем законодатели четко констатируют: подготовленные решения выражают волю и настроения большинства избирателей России восстановить в полном объеме основополагающий принцип народовластия, грубо нарушенный при подписании и ратификации так называемого беловежского соглашения.
«Искреннее стремление большинства депутатов Государственной Думы способствовать ускорению и углублению интеграции народов республик, в недавнем прошлом составлявших великую мировую державу — Союз ССР, — говорится в Заявлении, — было в целом адекватно воспринято не только общественностью России, но и широкими слоями населения других государств-членов Содружества Независимых Государств.
Государственная Дума с удовлетворением отмечает, что принятые ею постановления дали толчок резкой активизации деятельности органов государственной власти России и других государств СНГ по поиску оптимальных в нынешних условиях путей сближения, о чем свидетельствует подписанный президентами Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики 29 марта 1996 года Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Мы особо приветствуем и поддерживаем инициативу президентов России и Белоруссии по созданию Сообщества, закрепленную Договором от 2 апреля 1996 года, видя в ней решительный шаг к воссоединению братских народов на новой основе».
Тем не менее, депутаты сочли нужным принять 10 апреля 1996 года Постановление «О стабильности правовой системы Российской Федерации». В нем, в частности, указывалось: «После принятия Государственной Думой Постановлений от 15 марта 1996 года № 156-II ГД «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации Договора об образовании СССР"» и № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР» возникла правовая коллизия, связанная с расширительным толкованием принятых Постановлений». И уточнялось: в целях устранения возникшего противоречия и правильного толкования упомянутых решений Государственная Дума подтверждает, что они отражают гражданскую и политическую позицию депутатов и не затрагивают стабильность правовой системы Российской Федерации и ее международные обязательства.
Следует отметить, что думские Постановления от 15 марта 1996 года инициированы КПРФ, наиболее многочисленной фракции в парламенте того времени. Ее усилиям Госдума РФ приняла решения, цель которых – открыть путь широкомасштабной интеграции и создать надлежащую правовую основу для поэтапного воссоздания государственного единства народов, ранее объединявшихся в Союз ССР. И тем самым заложила основу для будущего собирания исторических русских и российских земель, для возрождения современного союзного государства.
Павел АНОХИН.