Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Газета "Правда". ЖКХ — основа качества жизни и оплот коллективизма
Суббота, 16 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Газета "Правда". ЖКХ — основа качества жизни и оплот коллективизма

Печать

ЖКХ в критическом состоянии. Нужны срочные меры для спасения важнейшей отрасли социальной сферы, истощённой хаосом реформаторских шараханий. Однако взгляд на то, кто и как должен управлять коммунальным хозяйством, у власти и у народа разный. Разобраться в вопросе и предложила фракция КПРФ в Государственной думе, организовав парламентские слушания на тему «Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы, решения, совершенствование нормативно-правового регулирования его деятельности». В форуме приняли участие депутаты Госдумы, региональных законодательных органов власти и органов местного самоуправления, представители Федеральной антимонопольной службы, министерства энергетики, общественных организаций.


 
 

От благочиния до топора под лавкой
 

Открыл и вёл парламентские слушания Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов, показавший ЖКХ России в историческом срезе:

«Сегодня мы рассматриваем одну из главных тем, которая касается каждого человека, без исключения. Все российские государи и генсеки уделяли этой отрасли особое внимание. Ещё царь Алексей Михайлович в 1649 году выпустил указ «О градском благочинии», определив порядок работы городского самоуправления. Его сын, Пётр I, блестяще продолжил эти традиции. Он заложил новую столицу на берегах Невы, которая соответствовала в ту пору всем мировым стандартам. Эти традиции продолжила и Екатерина II, по указу которой был построен первый в России водопровод. Затем в 1870 году были созданы городские думы в 509 городах Российской империи, призванные решать всего три задачи. Первая — образование. Вторая — здравоохранение. И третья — развитое городское хозяйство.

Советской власти досталось довольно любопытное наследство. На 800 городов было 215 водопроводов, 23 канализации, 606 бань и 13 прачечных. Поэтому Советская власть взялась тремя руками за создание надлежащих условий для наших граждан. Уже Второй съезд Советов, состоявшийся в ноябре 1917 года, принял специальное решение о создании Управления по делам местного хозяйства. Было построено три сотни новых городов, прокладывались дороги, развивалось коммунальное хозяйство.

Всё это прервала война. Она нанесла сокрушительный удар по всей системе жизнеобеспечения. Мы не только потеряли 27 миллионов лучших сынов и дочерей своей державы, отстаивая мир от фашизма и выгоняя захватчиков, но и было полностью разрушено 1710 городов, 70 тыс. сёл и деревень. При этом 25 млн человек лишились крова. Было уничтожено 6 млн зданий, 40 тыс. больниц и 84 тыс. учебных заведений.

Но к 1950 году, всего за пять лет, всё в основном было восстановлено. И мы первыми в Европе отказались от карточек. За 18 лет брежневской эпохи было построено 163 млн благоустроенных и современных квартир.

После того как в 1991 году эти идеи были преданы, начались бесконечные реформы, которые закончились крупным поражением. «Реформа» промышленности уничтожила 80 тыс. предприятий. «Реформа», связанная с образованием и наукой, разгромила лучшую советскую образовательную систему и оставила нас без научно-исследовательской базы. А «реформа» ЖКХ привела к тому, что две трети населения страны, по данным социологических опросов, недовольны этой отраслью.

Поэтому перед правительством и всеми структурами власти сейчас стоит исключительно острая задача: каким образом привести в нормальное состояние сферу жилищно-коммунального хозяйства. Её хотят заполучить олигархия и банкиры, которым одной ипотеки мало.

Три отрасли — здравоохранение, образование и ЖКХ — определяют качество жизни. ЖКХ сегодня — это 30% основных фондов, это полмиллиона километров электросетей и 600 тыс. километров (15 экваторов) водопроводов и канализационных сетей. В этой сфере работают 2 млн человек. И годовой оборот средств за прошлый год превысил 6 трлн рублей.

Среди пяти основных угроз — вымирание, обнищание, раскол общества, технологическое отставание и износ оборудования — на первом месте стоит именно износ всех систем, который сегодня составляет 58%. Особенно плохая картина в Сибири и на Дальнем Востоке. Но я был просто потрясён данными по Крыму, где мой отец сражался за Севастополь и был тяжело ранен. В Евпатории износ составляет 90%! Хотя это один из лучших курортных городов. В Судаке и Симферополе положение немногим лучше.

Резко выросла аварийность в сфере ЖКХ: с 1990-х годов — в шесть раз! Казалось бы, сюда надо вкладывать средства, ведь это касается каждого человека, и, тем не менее, дотации государства сокращаются, а долги растут, как снежный ком. Они составляют уже полтора триллиона рублей, из них 900 млрд должны граждане, которым нечем платить, ведь в стране 20 млн нищих, а каждый второй имеет зарплату меньше 19 тыс. рублей.

Но сейчас ищут выход не в том, как вложить в отрасль имеющиеся у страны огромные ресурсы, а опять находят топор под лавкой: всё отдать в так называемые концессии. Кстати, коммунист Анатолий Локоть, который уже восемь лет возглавляет Новосибирск, а это крупнейший муниципалитет в стране, где проживают 1 млн 600 тыс. человек, не отдал ни МУПы, ни ГУПы, ни водоканал, ни аптеки в частные руки. И даже метро у него оказалось рентабельным. Причём там самые дешёвые в стране билеты — 27 рублей.

Сегодня в стране нуждаются в замене 31% теплосетей, 44% водопроводов, 46% канализационных сетей и почти каждый пятый лифт является аварийным. Для того чтобы исправить ситуацию, нужны гигантские деньги. И никакое государственно-частное партнёрство здесь не спасёт! Поэтому хочу, чтобы это услышали и правительство, и премьер Мишустин: олигархия не справится с этой задачей. Она решила забрать себе коммунальные сети, вздуть тарифы и ничего не вкладывать в их обновление. При этом процесс разрушения и обветшания продолжается ударными темпами.

Надо восстанавливать управление отраслью. Я был и остаюсь приверженцем того, что в большой и холодной стране ЖКХ — это ключевая отрасль, от которой зависят жизнеобеспечение человека, его здоровье и безопасность. И она должна иметь централизованное управление».

 

Развитие ЖКХ — ответственность и долг государства
 

В этом убеждён председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам, академик РАН Владимир КАШИН, проанализировавший нынешнее состояние этой сферы:

«Коммунистическая партия Российской Федерации рассматривает вопрос развития ЖКХ как один из важнейших, требующий системной государственной политики. Мы об этом говорили с самого начала реформы ЖКХ, но воз и ныне там. И в такой ситуации правительство активно снижает долю государственного участия в управлении ЖКХ, стимулируя переход системообразующих объектов инженерной инфраструктуры в частные руки, чем, по сути, просто снимает с себя всю ответственность за положение дел в отрасли.

Мощность системы теплоснабжения, даже по официальной статистике, неуклонно падает. И если в городах динамика не так ярко выражена, то на сельских территориях — двукратное снижение. Одновременно с этим в три раза выросли потери тепла в сетях. 51,5 тыс. км тепловых сетей нуждаются в замене — это в 7 раз превышает расстояние от Калининграда до Владивостока. А ведь обеспечить функционирование системы теплоснабжения в наших климатических условиях — жизненно необходимо в самом прямом смысле этого слова.

Состояние системы водоснабжения не менее тяжёлое. Из 12,5 млрд кубометров поданной в водопровод воды почти 3 млрд утекает. При этом мы видим, что уже почти четверть воды подаётся в сеть мощностями, находящимися в частной собственности, а ситуация лишь усугубляется. Из 385 тыс. км трубопровода уже 170 тыс. нуждается в замене. Отсюда и аварии, которых в год происходит почти 55 тыс. Эксперты сходятся во мнении, что эти цифры можно смело удваивать.

Особую тревогу вызывает неизменное снижение качества питьевой воды. Россия — великая водная держава, но хищнический подход к эксплуатации этих природных богатств привёл к тому, что уже больше половины поверхностных и треть подземных источников водоснабжения не соответствуют экологическим требованиям по содержанию вредных и опасных веществ.

И на этом фоне в России каждый год всё меньше и меньше воды пропускается через очистные сооружения. Уже почти половина подаваемой в водопроводную сеть воды никак не очищается. А ведь этот вопрос, как и качество продовольствия, лежит в основе здоровья населения.

Водоотведение — ещё одна специфическая сфера ЖКХ. Помимо санитарной функции, здесь велика также функция экологическая. От того, какого качества вода вернётся в окружающую среду после использования на промышленных предприятиях и в жилом секторе, во многом зависит экологическая обстановка на территории Российской Федерации. Но и тут мы можем наблюдать уже закономерную динамику.

Замены требует половина канализационных сетей, в том числе 20 тыс. км главных коллекторов и почти 40 тыс. км уличной канализационной сети.

Аварийность — больше 16 тыс. случаев! Даже на примере регионов-доноров, таких как Московская и Ленинградская области, видно, в каком состоянии находятся очистные сооружения, многие из которых служат по 40—50 лет без реконструкций и модернизаций. Вот и получается, что сегодня из 9 млрд кубометров сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, лишь 44% очищается до нормативного состояния. Какой же за этим тянется «карбоновый след» по аммиаку?!

Повышение экологической эффективности ЖКХ — один из важных аспектов охраны окружающей среды. И наряду с вопросами сброса загрязнённых сточных вод ключевой является проблема бытовых отходов.

Мы ещё в шестой Государственной думе приняли 458-й федеральный закон. «Пробивали» его с трудом, но всё сделали, чтобы в центре системы обращения с отходами встал регион, а уже затем федеральные и муниципальные структуры, в интересах ресурсосбережения делали упор на вовлечение отходов во вторичный оборот. Мы совместно с наукой всё высчитывали, чтобы бремя содержания системы обращения с отходами не легло на плечи наших граждан. Но со временем вступление в силу этого важнейшего закона несколько раз переносили, напринимали подзаконных актов, создали очередные федеральные структуры, центральной линией сделали «энергетическую утилизацию», а попросту — сжигание, и водрузили бремя всех расходов на население, взвинтив тарифы, что в результате до неузнаваемости исказило заложенную нами концепцию. При этом налицо букет коррупционных и преступных издержек в работе управляющих компаний, операторов обращения с отходами и т.д.

На этом опыте нужно сделать выводы и подойти к решению экологических вопросов ЖКХ более жёстко, закрепив все ключевые нормы и требования именно на законодательном уровне, чтобы впоследствии не было возможностей у различного рода дельцов подмять создаваемые механизмы управления под свои коммерческие интересы.

Особая тема — вопросы развития коммунальной инфраструктуры сельских территорий. В России централизованным отоплением оборудовано лишь 67% сельских населённых пунктов, горячим водоснабжением — 33%, водопроводом — 37%, водоотведением — 45%. Половина новых индивидуальных жилых домов не подключены к коммуникациям. И в таких условиях постоянно проживают 37 млн человек. А ведь в тёплый сезон, начиная с апреля и заканчивая ноябрём, на селе проживают почти 100 млн наших граждан. Городские жители едут к родственникам, да и приусадебных участков, личных подсобных хозяйств, куда приезжают на отдых целыми семьями, у нас в стране больше 17 млн. И это не считая дачных, садовых и огородных участков. В результате нагрузка на изношенную коммунальную инфраструктуру сёл и деревень возрастает в разы. Там же, где инфраструктуры нет, возникают «горячие точки» экологического напряжения, очаги экологического ущерба.

Как будет решаться ворох всех этих проблем, после того как ключевые объекты коммунальной инфраструктуры окажутся в частных руках, мы можем представить уже сейчас.

Даже при нынешней структуре управления ЖКХ прослеживается чёткая тенденция к перекладыванию затрат на плечи населения. Отопление и сетевой газ подорожали за последние шесть лет на 25%, электроэнергия — на 30%, горячее и холодное водоснабжение — на 36%, водоотведение — почти в два раза. В результате уже к середине 2021 года совокупный долг населения по оплате за услуги ЖКХ приблизился вплотную к 500 млрд рублей. А вместе с хозяйственным сектором долг за ЖКХ уже перевалил за 1 трлн рублей.

Мы убеждены: если будет исполнено задуманное и ЖКХ перейдёт к частному капиталу, то население ждёт взрывной рост тарифов, а бюджеты всех уровней — неизбежные затраты на ликвидацию аварий, которые уже будут подпадать под классификацию чрезвычайной ситуации.

Наша страна уже имеет горький опыт раздробления единой энергосистемы. Учиться, конечно, лучше на чужих ошибках, но и из своего негативного опыта нужно уметь делать выводы. Зачем опять выхватывать лакомые куски, дробить целостные системы водоснабжения, теплоснабжения, канализации и т.д.? Ведь последствия этого будут самыми негативными.

У нас есть наглядный пример — топливно-энергетический комплекс. Количество аварийных ситуаций на объектах ТЭК зашкаливает, экологический ущерб растёт в геометрической прогрессии. И это далеко не убыточная отрасль. Даже при сверхдоходах от продажи углеводородного сырья частные компании не обеспечивают надлежащих темпов обновления основных фондов. А ЖКХ — отрасль с совершенно другой доходностью и несопоставимо большим количеством накопленных проблем.

Поэтому важно определиться: будет ли коммунальное хозяйство развиваться, основываясь на системном государственном управлении, становиться доходной, нацеленной на расширенное воспроизводство отраслью народного хозяйства или же мы ведём его к коллапсу? Мы обращаем этот вопрос к правительству и тем структурам, которые сегодня собирают с населения платежи и при этом ничего не делают даже для поддержания коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии.

Государственная программа развития ЖКХ явно не отвечает масштабам накопившихся проблем. Те 1,5—2% от расходной части федерального бюджета, при дефицитных бюджетах субъектов Российской Федерации и отсутствии денег у муниципалитетов, не обеспечивают даже поддержания работоспособности коммунальной инфраструктуры, не говоря уже про её обновление. Комплекс мероприятий, целевых показателей и их финансирование должны быть нацелены уже в среднесрочной перспективе (до 10 лет) на плановое восстановление основных фондов, а в долгосрочной перспективе (до 20 лет) должны обеспечить расширенное воспроизводство и опережающую модернизацию. Одновременно должна быть поставлена цель обеспечить всё без исключения население Российской Федерации качественными и доступными коммунальными услугами и ресурсами, вне зависимости от того, в городе живёт человек или в селе. При этом механизмы государственно-частного партнёрства здесь могут быть использованы, но не в той искажённой форме, как сейчас, когда, по сути, проводится приватизация коммунального хозяйства в обход закона «О приватизации».

Фракция КПРФ в Государственной думе голосовала против принятия этих откровенно вредительских изменений в закон «О концессионных соглашениях» и будет добиваться отмены внесённых поправок.

Убеждён, что, действуя системно, последовательно решая стоящие задачи, мы сможем не только вывести отрасль ЖКХ из кризиса, но и привести её в состояние, соответствующее самым высоким мировым стандартам.

Детально наши предложения изложены в программе формирования и использования федерального бюджета развития. Способна ли нынешняя власть сделать правильные выводы, не допустить дальнейшего обнищания и вымирания народа, конечно, покажет время. Реформа же в ЖКХ — это лакмусовая бумажка в оценке способности правительства решать проблемы, волнующие каждого человека».

 
 

Спасёт ли коммуналку частник?
 

Вопросом озадачился первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай АРЕФЬЕВ, и вот к каким выводам он пришёл:

«Коммунальное хозяйство по определению является общественным. Однако людям вдалбливают в голову, что государство не должно содержать его. Вынашивается идея передать коммуналку частному сектору. Но частный сектор всегда стремится к извлечению прибыли. А это значит, он будет увеличивать и без того неподъёмные для многих граждан тарифы.

Я из Астрахани, где 10 лет назад тепловые сети передали компании «ЛУКОЙЛ», обещая населению, что богатая организация всё починит, построит новые котельные и всё будет отлично. Не успели высохнуть чернила подписания договора, как компания «ЛУКОЙЛ» в два с половиной раза увеличила тарифы. Потом три года судились, чтобы расторгнуть с ними договор.

Тогда они пошли другим путём. Есть в Астрахани микрорайон имени Бабаевского, отдельно стоящий, там в советские годы была построена большая котельная с расчётом на то, что микрорайон будет расти. Но перестройка остановила его расширение. Содержание большой котельной оказалось дорогостоящим, коммунальные платежи были высокими. И вот компания «ЛУКОЙЛ» построила свою котельную, экономичную, с новым оборудованием и как раз по параметрам, подходящим для этого микрорайона. Услуги у неё были намного дешевле. Поэтому закрыли старую котельную и перешли на лукойловскую. И компания тут же в два раза увеличила тариф. Вот так поступает частный бизнес. И по-другому поступать не может и не будет, потому что он создаётся для извлечения прибыли.

Нас приучали долгое время, что коммуналка должна быть на самофинансировании. А почему государство не может финансировать её? У нас 130 трлн рублей гуляют за границей, в том числе олигархический капитал, золотовалютные резервы, Фонд национального благосостояния, потери от того, что наши предприятия зарегистрированы за рубежом. В советское время деньги оставались в стране, поэтому их хватало на всё. Сегодня не хватает ни на что. Надо 3 трлн рублей в год для того, чтобы восстановить коммунальное хозяйство хотя бы до состояния нормативного износа. Давайте отменим придуманное Международным валютным фондом бюджетное правило, по которому у нас ежегодно изымается из бюджета около трёх и даже более триллионов рублей, которые загоняются в Фонд национального благосостояния и отправляются за границу.

Коммунальные предприятия не должны платить налоги. Потребители коммунальных услуг уже заплатили государству. Зачем же облагать налогом дважды, что, в общем-то, запрещено законом? Если убрать все налоги, которые платят сегодня коммунальные предприятия, за исключением налогов на зарплату, тарифы сократятся в два раза. Ну так и давайте решим этот вопрос.

У нас максимальная норма тарифа на услуги ЖКХ — 22% от дохода семьи, а во всех странах от 6 до 11. Если затраты семьи выше максимальной нормы тарифа, государство выделяет субсидии. Но учёными доказано, что собираемость налогов снижается уже при 7-процентном барьере, потому что людям нечем платить. Поэтому хотим не хотим, а надо решать вопрос о том, чтобы коммунальные платежи не перескакивали через 7-про-центный барьер, и одновременно повышать уровень жизни населения. КПРФ, предлагая бюджет развития, считает реальным установление прожиточного минимума в размере 25 тыс. рублей, а не сегодняшних 12654 рубля.

Жилищно-коммунальное хозяйство должно оставаться народным, государственным, частному бизнесу там не место. На этом КПРФ стоит твёрдо».

 

Цветёт река Волга…
 

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Роман ЛЯБИХОВ напомнил, что бюджет этого года профицитный. Однако из 25 трлн рублей доходов на сферу ЖКХ выделено лишь 150 млрд рублей. А только на реконструкцию сетей нужно минимум 1 трлн рублей. Об этом говорили коммунисты при обсуждении бюджета.

Докладчик подробно остановился на проблеме очистки сточных вод, которая стала настоящим бичом для малых и средних городов, где стоки не чистятся совсем:

«Очистка стоков — сложный и дорогостоящий процесс. Чтобы построить канализационно-очистные сооружения в расчёте на 50 тыс. жителей, надо не менее одного миллиарда рублей. Полностью стоки очищаются только в Москве и на 99% — в Санкт-Петербурге. В этих городах работают уникальные системы биологической очистки.

Необходимо срочно менять критерии качества очистки. Действующие сейчас сверхжёсткие нормативы не приводят к тому, чтобы они соблюдались — проще заплатить штраф и жить в том же состоянии. Считаю, что подход должен быть дифференцированным, потому что большие города сбрасывают стоки активнее — там много предприятий промышленности и стоки более грязные, а малые населённые пункты генерируют меньше стоков. Необходимо менять не только подход к нормированию, но и типизировать проекты очистных сооружений, что даст возможность экономить и ускорять их строительство.

Для решения проблемы очистки стоков малых населённых пунктов важным является также создание региональных операторских служб. По аналогии со сбором бытовых отходов они должны заниматься канализационно-очистными сооружениями. Для этого нужно внести изменения в закон «О водоснабжении и водоотведении».

Для небольших муниципалитетов надо задействовать финансовые инструменты. Это капитальные гранты, софинансирование, льготные займы, созданный в прошлом году Фонд развития территорий.

Существенная проблема и квалификация кадров. Молодёжь готова идти в «умное» ЖКХ, основанное на цифровизации, интеллектуальном управлении, где надо работать головой, а не руками. Поэтому самое серьёзное внимание необходимо уделить программе профессионального образования. Необходимо предусмотреть механизм тестирования преподавателей, нормативы и программу повышения квалификации. Стоит подумать о создании сети опорных вузов или факультетов для организации таких программ в каждом регионе.

Ещё одна очень важная тема — защита водной среды Каспия и Волги. Сегодня в акваторию Каспия сбрасываются стоки нескольких государств объёмом порядка 40 млн кубометров. И только некоторые страны, в том числе Россия и Иран, их очищают. Все остальные не занимаются очисткой стоков, и Каспий на сегодняшний день превращается в сливную яму.

На примере возрождения Балтийского моря странами Хельсинкской конвенции по его защите (в эту конвенцию вступила, кстати, и Российская Федерация) я предлагаю активизировать работу по защите водной среды Каспия и Волги. Медлить с принятием комплексных мер уже нельзя. Остро стоит проблема удаления из стоков, попадающих в Волгу и далее в Каспийское море, биогенов — азота и фосфатов, из-за которых вода цветёт. Мы умеем бороться с биогенами. Наши прибалтийские города, в частности Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, попали под рекомендации Хельсинкской конвенции. Со временем нашли деньги, реконструировали сооружения и сегодня полностью соответствуют конвенции. К сожалению, города Поволжья и Каспия в такую организацию не входят. Необходимо срочно решать эту проблему, создавать реестр сооружений, находить средства для того, чтобы их реконструировать и избежать глобальной катастрофы. России нужны чистые реки, озёра и моря».

 

Рейдеры рядятся в концессионеров
 

Заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Михаил МАТВЕЕВ рассказал о том, в какой коммунальной западне оказались жители некоторых крупных городов Самарской области, где предприятия теплоснабжения и водоснабжения переданы ПАО «Т плюс» — компании, принадлежащей известному российскому олигарху гражданину Кипра Вексельбергу:

«В Самарской области структуры Вексельберга взяли под свой монопольный контроль системы теплоснабжения и водоснабжения в двух крупнейших городах области — Самаре и Тольятти. В третьем по величине городе Самарской области Сызрани под контроль ПАО «Т плюс» перешло пока 50% системы теплоснабжения. Переход под контроль этих важнейших сфер коммунальных услуг для населения происходит либо по схеме концессии, либо по совершенно рейдерской схеме «управляемого» вексельберговцами банкротства.

Суть концессионной схемы заключается в том, что муниципальные власти бесплатно передают в управление структурам г-на Вексельберга коммунальные сети стоимостью миллиарды рублей, а концессионеры берут на себя обязательства по инвестициям в ремонт и обновление этих сетей. Вот только эти обязательства под тем или иным предлогом, как правило, не выполняются. Зато инвестиционную надбавку структуры Вексельберга взимают с населения постоянно и в полном объёме. При этом концессионное соглашение держится муниципальными и региональными властями в строжайшем секрете.

Рейдерская схема захвата коммунальной инфраструктуры реализуется структурами Вексельберга в Сызрани. Здесь было муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационная служба» (далее МУП «ЖЭС»), которое в 2018 году с долгами 600 млн рублей вошло в процедуру банкротства. Банкротство МУПа осуществляли подконтрольные ПАО «Т Плюс» конкурсные управляющие, под чутким руководством которых совокупная сумма долгов МУПа за три года выросла в 2 раза — до 1,2 млн рублей, и больше всех увеличились долги МУПа перед ПАО «Т плюс». Далее, по задумке вексельберговцев, в погашение этих долгов администрация Сызрани передаст ПАО «Т плюс» все городские сети отопления и горячего водоснабжения.

О том, как делались эти долги, мы с моими помощниками сняли два фильма «Как воруют в ЖКХ Самарской области», они есть на «Ютьюбе». Схема проста: затраты на тепло выставлялись не по приборам учёта или методике, учитывающей температуру воздуха, а по сечению трубы. Из-за этого «приписки» только за шесть месяцев составили более 210 млн рублей, или 3,5 тыс. рублей на среднюю сызранскую семью из трёх человек. Этот откровенный произвол покрывается как на уровне МВД области, так и в арбитражных судах разных уровней.

Мы также установили, что Самарский филиал ПАО «Т плюс» для борьбы с накипью в тепловых котлах закупает дорогостоящий реагент с поэтичным названием «ИВА», а не классические фосфаты, которые использовались в советское время и дешевле в десятки раз. Ежегодный объём закупок, который осуществлялся через три фирмы, имевшие все признаки контор-однодневок (численность — 2—4 человека, директор и учредитель — одно физическое лицо, офис фирм отсутствовал по месту их регистрации), составлял свыше 69 млн рублей. Мы обратились в УМВД по Самарской области в ноябре 2021 года с депутатским запросом о проверке закупок реагента «ИВА» на предмет мошенничества, но до сих пор ответа из УМВД не получили.

Я проанализировал данные официальной бухгалтерской отчётности ПАО «Т плюс» за 2016—2020 годы. Так, если в 2016-м, в первом году, когда Вексельберг консолидировал воедино все свои тепловые активы, чистая прибыль ПАО «Т плюс» составляла 323 млн рублей, или 0,15% от выручки, то к 2020 году она выросла до 23,6 млрд рублей, что составляет 10,38% от выручки. Чистая прибыль ПАО «Т плюс» за пять лет выросла в 73 раза! Очевидно, что главным источником роста прибыли является рост тарифов для населения, которые за анализируемый период в среднем по России увеличились не менее чем на 24%.

Причём самым печальным является то, что тарифы ПАО «Т плюс» увеличивались на фоне сокращения их консолидированных расходов. Так, если в 2016 году показатель себестоимости услуг ПАО «Т плюс» составлял в выручке 87,91%, то в 2020-м он снизился до 87,05%. И это при том, что в расходах абсолютно точно «сидят» несколько миллиардов нарисованных на бумаге затрат, таких как закупка самарским филиалом чудо-реагента «ИВА». Другими словами, 227,5 млрд рублей выручки ПАО «Т плюс» в 2020 году в сопоставимых тарифах 2016 года составляют 183,4 млрд рублей, то есть рост выручки за последние пять лет за счёт увеличения тарифов составил 44 млрд рублей в год. Из них лишь 20 млрд рублей покрывали рост расходов, а 23,6 млрд рублей пошли на обогащение Вексельберга и его команды.

В 2018—2020 годах расходы жителей Самарской области на теплоснабжение выросли на 19,32%, на горячую воду — на 18,33%. За аналогичный период заработная плата в среднем выросла на 11,52%, пенсия — на 12,94%. При том что инфляция за этот период составила 19,74%. Это означает, что реальные доходы населения Самарской области сократились на 14,1%. А реальная финансовая нагрузка населения региона на оплату услуг ПАО «Т плюс» за этот период увеличилась более чем на 1/3».

Если в СССР в 1985 году доля коммунальных расходов населения не превышала 5%, то в современной России это одна из самых расходных статей семейного бюджета, «съедающая» от 15% до 45% доходов. Причём рост тарифов происходит темпами, опережающими рост реальных доходов населения, за счёт чего олигархи сферы коммунальных услуг и жируют. Подконтрольные Вексельбергу коммунальные структуры монополизировали системы отопления и водоснабжения во многих субъектах Российской Федерации.

Михаил Матвеев предложил инициировать на уровне Государственной думы, правительства РФ и Счётной палаты РФ проведение детального анализа тарифов и расходов ПАО «Т плюс» и законодательно закрепить предельный уровень рентабельности для частных структур, занятых в сфере коммунального бизнеса на уровне 2% от выручки, а также подумать над возможностью национализации ПАО «Т плюс». «Нам трудно будет объяснить российским избирателям, почему за их счёт гражданин Республики Кипр Виктор Вексельберг, постоянно проживающий за границей и обладающий состоянием в 17,9 млрд долларов, покупает пасхальные яйца Фаберже и яхты, а они зимой замерзают и постоянно сидят без горячей или холодной воды», — заметил депутат-коммунист.

 
 

С колокольни исполнительной власти

 

То, что надежды на щедрые инвестиционные вливания оказываются, мягко говоря, не всегда оправданными, подтверждают данные Федеральной антимонопольной службы. Порядка 30—40% инвестиционных программ не выполняется по разным причинам — как из-за недосбора денег, так и вследствие различных злоупотреблений и махинаций. Об этом сообщил начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы Алексей МАТЮХИН.

Он подтвердил также и существование проблемы нехватки кадрового ресурса. Особенно испытывают кадровый голод небольшие сельские поселения. «Одно из наших возможных предложений — поднять некоторые функции на уровень субъекта Российской Федерации, где, как показывает практика, более квалифицированные специалисты», — сказал представитель ФАС.

Затронул он и вопрос роста тарифов на коммунальные услуги. Правительство в соответствии с Жилищным кодексом ежегодно по каждому субъекту Федерации устанавливает максимально допустимый рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги. С середины 2015 года функции по тарифному регулированию переданы Федеральной антимонопольной службе. И с 2016 года, по словам представителя ФАС, средний рост платежа граждан за коммунальные услуги по стране не превышает 4%. Тем не менее А. Матюхин признал, что во многих субъектах Российской Федерации неподъёмные платежи за коммунальные услуги — нередко они превышают 15% семейного дохода. Это обусловлено, по словам представителя ФАС, изношенностью фондов, большими потерями, большим количеством аварий. Особенно это касается северных регионов, где в разы дороже стоит переложить тот или иной участок сети.

«В 2021 году правительством РФ впервые за долгое время утверждена Концепция внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период, — сказал А. Матюхин. — Этот документ предусматривает необходимость трансформации всей сферы жилищно-коммунального хозяйства с учётом современных методов, включая цифровизацию. Очень важно перевести инвестиционные программы в электронный формат, для того чтобы каждый потребитель мог зайти и посмотреть, в каком состоянии находится сеть, и самое главное — посмотреть, что сделала компания, потратив его деньги, которые он заплатил за указанную коммунальную услугу. Также необходимо, по мнению Федеральной антимонопольной службы, изыскивать средства из всех бюджетов, а не только за счёт граждан, потому что, как ни крути, за трубу, за её модернизацию, за поставленный ресурс должны заплатить или граждане своим прямым платежом, или государство. Иных источников, к сожалению, у нас нет… Но тарифы должны быть действительно экономически обоснованными».

Лидер Компартии Геннадий Зюганов призвал ФАС помогать фракции КПРФ в продвижении законопроекта о государственном регулировании цен на товары первой необходимости. «Нам с вами надо утроить силы в вопросе регулирования цен и тарифов, — сказал Геннадий Андреевич. — Ведь инфляция по прогнозу 4%, а фактически — 9%, продовольственная инфляция зашкалила за 15%, а лекарства подорожали почти на 20%. Люди не в состоянии платить».

Заместитель директора департамента развития электроэнергетики минэнерго России Георгий ПОПОВ высказал позицию своего ведомства по вопросу тарифообразования. По его мнению, государство выделяет колоссальные деньги на модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры: 150 млрд рублей плюс столько же из Фонда национального благосостояния. «Однако даже этих денег со всеми концессиями вкупе со всем тарифным регулированием недостаточно, для того чтобы сейчас нам реализовать хотя бы номинальный нормативный обновляющий стимул для теплоснабжения», — заметил чиновник.

На тариф влияют и стоимость топлива (мазут подорожал на 50%), и стоимость металла (увеличилась на 80%), и потери в сетях, которые, по данным минэнерго, в среднем составляют 36%, а по некоторым регионам доходят до 43% и даже до 53%. Потери в сетях министерство связывает с плохим учётом потреблённой тепловой энергии. Кроме того, 55% фонда изношено в генерации, 63% — в сетях, 33% сетей — ветхие. Чтобы привести сети в нормативное состояние, нужно 2,5 трлн рублей. Эти деньги позволят обновлять основные фонды по 4% в год. Минэнерго делает ставку на альтернативные котельные, которые значительно удешевляют теплоснабжение. Альтернативные котельные и концессии — это два инструмента, на которые рассчитывает сегодня минэнерго, чтобы вытянуть отрасль из разрухи.

«Нам не нужно убивать концессию, нам нужно её модернизировать и контролировать», — заявил Г. Попов.

Но контроль, как показали многочисленные выступления участников слушаний, осуществляется только на словах, а на деле — грабёж населения и обогащение олигархии.

 
 

Жилищно-криминальное хозяйство
 

Сергей МАМАЕВ, руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Кировской области, продолжил тему жилищно-криминального хозяйства:

«Коммунисты Кировской области долгое время добивались возбуждения уголовных дел в отношении управляющей компании Ленинского района города Кирова, которая была крупнейшей в сфере ЖКХ региона. В неё входило несколько тысяч многоквартирных домов с числом жителей более 100 тыс. человек, ежегодным доходом от 1 до 3 млрд рублей при качественном управлении.

В результате моих запросов было возбуждено несколько уголовных дел в связи с финансовыми махинациями. Выяснились очень интересные факты. Тарифы на услуги ЖКХ и другие сборы ежегодно повышались, но деньги жильцов не передавались энергетикам, тепловикам и другим. В итоге образовались долговые обязательства — сотни миллионов рублей, а несколько миллиардов рублей было выведено в офшорные компании.

УК Ленинского района несколько раз проходила процедуру банкротства, меняла юридическое название. Подобного рода махинации в управляющей компании не могли совершаться без покровительства со стороны высокопоставленных чиновников. Долгое время данную управляющую компанию возглавлял Дмитрий Никулин — руководитель фракции «Единой России» в Кировской городской думе пятого созыва и «правая рука» мэра города Кирова, а затем спикера Законодательного собрания Кировской области, секретаря «Единой России» Владимира Быкова. Господин Никулин уже отбывает тюремные сроки за финансовые махинации с имуществом города Кирова, в том числе по аферам с управляющей компанией. Господин Быков сейчас — главный фигурант уголовного дела по получению взяток в особо крупном размере.

Отдельно подчеркну, что через управляющую компанию Ленинского района чиновники занимались не только финансовыми, но и политическими махинациями. В период избирательной кампании через УК Ленинского района, которая охватывала почти весь город, шла активная и незаконная агитация за «Единую Россию», начиная от массовой заклейки политической рекламы придомовых территорий и заканчивая обзвоном жителей домов с обещаниями скидок по оплате за услуги ЖКХ и т.д.

Председатель правительства области Александр Чурин, в отношении которого ещё в 2015 году Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в связи с уклонением от уплаты налогов в особо крупном размере, решил повторить схемы Быкова, создав на базе обанкроченной УК Ленинского района «Единую управляющую компанию», директором которой назначил бывшего руководителя молодёжной ячейки «Единой России» в городе Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского района Московской области Виктора Тарасова.

Согласно многочисленным публикациям в СМИ Орехово-Зуевского района, господин Тарасов был замешан в громких коррупционных скандалах, а также в мошенничестве в сфере ЖКХ. В МВД и прокуратуру на него были направлены многочисленные обращения от обманутых жильцов домов, которые обслуживала управляющая компания господина Тарасова в Подмосковье. С Тарасовым в город Киров прибыл целый десант московских «варягов», также замешанных в мошеннических схемах в сфере ЖКХ.

Кроме так называемых государственных управляющих компаний, которые контролируют чиновники и аффилированные с ними лица, в Кирове существует проблема с управляющими компаниями-однодневками.

Такие компании обслуживают один-два дома, копят долги, тратят деньги, которые находятся на спецсчетах, а потом подают на банкротство. Жильцы остаются без капитального ремонта и с долгами перед энергетиками и тепловиками. На следующий год эти же самые мошенники создают новую управляющую компанию и пытаются навязать свои услуги жителям. В Кирове сейчас свыше 100 управляющих компаний, между которыми идут настоящие информационные войны за жильцов в многоквартирных домах. Управляющие компании поливают друг друга грязью со страниц СМИ, пишут жалобы в правоохранительные органы, обращаются к депутатам, подделывают документы и итоги голосования, чтобы переманивать дома и жильцов, судятся между собой. От всех этих действий страдает качество обслуживания домов, ну и, естественно, граждане.

Ещё одна серьёзная проблема для Кирова — «мусорная реформа». В начале прошлого года случился «мусорный коллапс». Первые три месяца областной центр утопал в бытовом мусоре. Вина в этом напрямую лежит на председателе правительства региона Александре Чурине. Он затеял передел в «мусорной сфере», были расторгнуты контракты с частной компанией-конкурентом, и монополистом в «мусорном бизнесе» сделали компанию, аффилированную с председателем правительства области, — АО «Куприт».

В ней не было ни водителей, ни мусоровозов, ни маршрутных карт. Из своего нищего бюджета Кировская область выделила 1 млрд рублей на покупку мусоровозов марки «Мерседес», которые не приспособлены для северной климатической зоны. Но эти деньги пошли не напрямую в акционерное общество «Куприт», а в государственную компанию «Вятавтодор», которая занимается строительством дорог. «Вятавтодор» сдал АО «Куприт» мусоровозы в аренду с правом выкупа. Естественно, что АО «Куприт» закладывает в платёжки за услуги ЖКХ стоимость аренды и выкупа мусоровозов.

В Кировской области, как в столице региона, так и в районах, ужасающее состояние инфраструктуры ЖКХ: эксперты оценивают износ сетей, канализации и водопровода от 70 до 90%. Постоянно происходят локальные аварии, отключение горячей воды и отопления даже в зимний период. Остро стоит проблема с питьевой водой для Кирова. Качество воды, поступающей из реки Вятки, по данным Роспотребнадзора, мягко говоря, низкое, и воду не рекомендуют употреблять даже после кипячения. Для перевода водоснабжения на артезианскую скважину из федерального центра пришло 3 млрд рублей. Деньги были освоены, но до сего времени водовода нет, и никто не может ответить, куда же они исчезли.

В районах также существует проблема с питьевой водой. Благодаря активным действиям коммунистов суд признал, что качество воды в Советске не соответствует нормам потребления, но решение суда не исполнено (а прошло уже два года). Чиновники обещают поставить новую систему водоподготовки к 2023 году.

Остро стоит проблема газификации. Россия продаёт газ за границу, а в Кировской области в ХХI веке лишь 46% жителей имеют доступ к природному газу. Газификация Кировской области проходит крайне низкими темпами, там тоже сегодня аресты и посадки в связи с нашими запросами. ФСБ и прокуратура опубликовали информацию в СМИ в апреле 2021 года, арестовав главного газовика Кировской области и его заместителей.

Компартия много раз поднимала вопрос о необходимости обновления инфраструктуры системы ЖКХ, однако власти, вместо того чтобы проводить капитальный ремонт, основные фонды ЖКХ сдали в аренду олигарху Вексельбергу. Миллиарды рублей вывозятся с нашей территории в офшорные зоны. Должно быть государственное регулирование всей системы ЖКХ, а не частное олигархическое обогащение при обнищании народа».

 

Лучшее средство от преступности
 

О мотивах и характере преступности в сфере ЖКХ рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий СИНЕЛЬЩИКОВ:

«Годовой оборот в сфере ЖКХ составляет 4 трлн рублей. Это солидные деньги. Есть что воровать, тем более что совместный общественный, государственный контроль и контроль со стороны правоохранительных органов в стране не налажен.

В 2021 году в сфере ЖКХ зарегистрировано 2154 преступления. Размер причинённого материального ущерба по делам составил 2,3 млрд рублей. По оценкам Росфинмониторинга, общий объём сомнительных операций в этой сфере достигает ежеквартально 10 млрд рублей. Эти цифры, конечно, не совсем правдивые, ибо очень высока латентность преступности в этой сфере. По оценкам специалистов, она достигает от 60 до 90%.

Вообще наметился незначительный спад преступности в данной сфере. Он обусловлен двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что ЖКХ всё больше стареет. А во-вторых, тем, что правоохранительная система сейчас ушла от практики регистрации каждого дополнительного эпизода преступлений, совершённых одним и тем же лицом».

В структуре преступности распространены кражи гражданами воды, газа, электроэнергии; мошенничество, связанное с присвоением средств, которые собираются с жильцов многоквартирных домов за коммунальные ресурсы и услуги, хищение вверенных денежных средств; причинение ущерба путём обмана без целей хищения, когда денежные средства, полученные от граждан, идут на иные цели.

«Существует жёсткая зависимость уровня жизни населения от уровня преступности, — сообщил доказанный факт Ю. Синельщиков. — Чем ниже уровень жизни населения, тем выше преступность в этой сфере. Самая высокая преступность в Северо-Кавказском федеральном округе — два преступления на 100 тысяч населения, далее следуют в порядке убывания Южный федеральный округ, Приволжский, Северо-Западный, Дальневосточный, Уральский, Центральный, и самые лучшие показатели в Сибирском федеральном округе, где коэффициент преступности в два раза ниже, чем на Кавказе, и составляет менее единицы. Так вот, Северо-Кавказский регион показывает по сравнению с другими округами самые худшие социально-экономические результаты по всем позициям: уровень занятости, безработица, среднемесячное номинальное начисление зарплаты, число автомобилей, число студентов, число театров, зрителей и т.д. Остальные округа наращивают эти показатели по мере снижения преступности. Вообще, это иллюстрация классической теории Маркса и Ленина о причинах преступности.

Подавляющее большинство преступлений в сфере ЖКХ совершается с участием профессионалов, тех, кто долгие годы работал в этой системе, потому что для того, чтобы здесь совершать хищения, надо хорошо знать законы, уметь скрывать следы преступлений и их последствия. У этих преступлений также есть два важных признака: многоэпизодный характер и сближение с теневой экономикой. По уровню концентрации теневого капитала сфера ЖКХ делит одну из ведущих позиций со сферой строительства.

Система ЖКХ была создана в послевоенный период, она строилась на передовых принципах тех лет в условиях господствующего социалистического строя — сфера ЖКХ формировалась вокруг градообразующих предприятий, и это позволяло своевременно финансировать и контролировать средства. А самое главное — отсутствовал конфликт экономических интересов. Теперь всё это утрачено, система оказалась недееспособной в ныне действующей социальной и экономической среде, поэтому денежные средства используются всё чаще незаконно.

По данным статистики за 2019 год, фактический уровень возмещения населением затрат составил по России в среднем 88,7%. Руководители управляющих компаний, вынужденные погашать из средств своей организации общую задолженность за поставленные коммунальные ресурсы, неправомерно используют денежные средства, поступившие в дальнейшем от населения за поставленные коммунальные ресурсы, на нужды деятельности своей организации.

В ходе исследований криминологов были установлены основные мотивы, побуждающие граждан оправдывать совершение преступлений. 43,6% респондентов считают несправедливым, когда преступники, приближённые к власти, получают за многомилионные хищения условные наказания, а простые люди приговариваются судами к реальному лишению свободы за незначительные, с точки зрения обывателя, преступления. Почти для четверти респондентов рыночные отношения в сфере добычи и поставки природных ресурсов являются неприемлемыми. Также достаточно распространённым (17,7%) является отрицание общественной опасности бытовых хищений в сфере ЖКХ».

 

Регионы разные — беды общие
 

Депутат Сахалинской областной думы Светлана ИВАНОВА поведала о том, в каких условиях живёт население острова. 60% территории не газифицировано, хотя здесь добывается «голубое топливо», которое преимущественно идёт за пределы региона. Сети электроснабжения изношены на 50%. В областной столице, городе Южно-Сахалинске, люди до сих пор ходят с вёдрами и коромыслом за водой. Но и этой возможности их попытались лишить накануне Нового года: компания, которая собиралась работать на этом ресурсе, срезала последнюю колонку. Пришлось обращаться к губернатору, чтобы её восстановить. Но теперь управленцы думают над повышением тарифа на воду. А ведь заработная плата не растёт такими темпами, как увеличиваются тарифы на коммунальные услуги, и люди этим возмущены.

Остро стоят проблемы экологии. Использование твёрдого и жидкого топлива для обогрева домов, огромное количество автомобилей плюс низменная местность приводят к тому, что над многими районами Южно-Сахалинска постоянно висит смог. Люди задыхаются от дыма. Очень высока смертность населения от онкологических заболеваний. Расходы, касающиеся вопросов жизнеобеспечения, должны быть защищёнными статьями бюджета, считает депутат.

Метели в эту зиму стали серьёзным испытанием. Вводился режим ЧС. Все боялись, как бы не отключили электроэнергию: без электричества жизнь была бы полностью парализована. В советское время таких проблем не возникало, вспоминает Светлана Иванова, хотя снегопады бывали и похлеще. Но все вопросы решались централизованно и оперативно. Первый секретарь обкома Компартии приглашал в кабинет руководителей, и все включались в борьбу со стихией. Сегодня, к сожалению, на эти призывы никто не откликается. Нужно искать ресурсы, технику — всё это в частных руках. Мобилизовать людей в таких условиях — сложная задача.

Узкая, но общая для всех проблема — оценка запасов пресной воды, полагает депутат Законодательного собрания Краснодарского края, заместитель председателя комитета по вопросам строительства и ЖКХ, член фракции КПРФ Иван ЖИЛИЩИКОВ. Последняя объективная всеобъемлющая оценка запасов воды в Краснодарском крае проводилась в 80-х годах прошлого века. Расчётным методом, основываясь на ещё советских исследованиях, установлено, что Кубань сегодня является вододефицитным регионом, как и большинство регионов юга России.

Действующие законодательные нормы и условия, в которых находятся предприятия-водопользователи, делают невозможным проведение оценки запасов воды. В соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О недрах» лицензия на водопользование выдаётся сроком на 25 лет. А при её продлении предприятия обязаны проводить переоценку запасов воды. В пределах конкретного месторождения подземных вод водопользователем является, как правило, муниципальное предприятие. Денег на переоценку в муниципальных бюджетах нет.

На территории Краснодарского края только три крупнейших предприятия смогли произвести переоценку запасов и продлить себе лицензию. 165 муниципальных предприятий позволить себе это не могут. Это значит, что в ближайшее время предприятия, у которых срок действия лицензий заканчивается, не смогут легально добывать воду и поставлять её людям. По предварительным оценкам, в крае переоценка запасов необходима для двух тысяч водозаборных скважин на общую стоимость 1 млрд рублей. Таких денег у региона нет.

Это проблема стратегического развития страны. Окончание срока действия лицензий муниципальных ресурсоснабжающих организаций приведёт к их краху.

Депутат-коммунист считает, что оценку запасов пресной воды в целом по России следует вменить в обязанность одному из профильных федеральных министерств — природных ресурсов или строительства и ЖКХ. А далее целесообразно рассмотреть вопрос о включении мероприятий по оценке запасов пресной воды в какую-либо госпрограмму — «Экология» или «Чистая вода». Регионы сегодня перегружены полномочиями, которые зачастую не обеспечены финансами, поэтому сами они эту задачу не осилят.

Руководитель фракции КПРФ в Пермской краевой думе Анна БАРАНОВА обобщила проблемы ЖКХ, с которыми чаще всего обращаются к депутатам жители её региона:

«Программу капремонта в Прикамье критикуют уже не один год. Недавно пресс-служба Фонда капитального ремонта Прикамья сообщила, что в 2021 году в рамках региональной программы капремонта в Пермском крае было отремонтировано 226 многоквартирных домов. При этом планировалось провести ремонт в 489 домах, то есть выполнение плана только на 46%. В Фонде капремонта пояснили, что одна из причин невыполнения программы — недобросовестные подрядчики. И ещё один фактор — некорректность самой программы. Кроме того, возникают проблемы у тех, кто решил собирать деньги за капремонт на спецсчёт через управляющую компанию. Жители домов, в которых работы уже проведены, жалуются, что собственников вынудили по факту подписать акт выполненных работ, а подрядчики так и не собираются исправлять те недоделки, которые были допущены в ходе капитального ремонта. Важно отметить проблему быстро стареющего жилого фонда, из-за чего потребность в ремонте увеличивается в геометрической прогрессии.

В адрес фракции сегодня поступают обращения жителей также и по обращению твёрдых коммунальных отходов в Пермском крае. В частном секторе контейнеры устанавливаются настолько далеко от жилых массивов, что людям просто иногда не дойти до них.

Волнуют жителей Пермского края и тарифы на услуги ЖКХ. Генпрокуратурой были выявлены нарушения в связи с их завышением. С 2014 по 2020 год плата за жильё в домах государственного и муниципального жилищных фондов Пермского края повысилась на 46%, плата за холодное водоснабжение — на 28%, за водоотведение — на 57%, за горячее водоснабжение — на 34%, за отопление — на 40%, за газ — на 32%, за электроэнергию — на 37%.

В начале 2000-х годов основной ресурсоснабжающей организацией в Пермском крае стал холдинг «Российские коммунальные системы», которым владеет Виктор Вексельберг. Уже проведено не одно журналистское расследование на эту тему. Так, один из крупных информационных ресурсов «ПроПермь» в 2018 году опубликовал статью «Кому же принадлежит Пермь?». По данным статьи, в 2017 году прокуратура Перми выявила нарушения при реализации инвестиционной программы в сфере водоснабжения. Надзорный орган пришёл к выводу, что нарушаются права граждан на надлежащее водоснабжение и водоотведение, происходит неэффективное использование денежных средств, поступающих от потребителей, а тарифы необоснованно растут. Были внесены представления с требованиями устранить выявленные нарушения и привлечь виновных лиц к ответственности.

Тарифы Пермской сетевой компании — одна из самых болезненных тем для Перми. Тарифы на тепло для абонентов ПСК после приобретения компании уже названным олигархом выросли только за один 2008 год на 257%. Более чем за 20 лет частного владения коммунальными сетями Перми и Пермского края произошёл колоссальный рост тарифов, но качество оказания услуг с каждым годом лишь ухудшается, что подтверждается десятками обращений граждан в мой адрес и в адрес нашей фракции. Необходимо на федеральном уровне вернуть ЖКХ в государственное управление».

Близка к критической ситуация в ЖКХ в столице Башкирии Уфе. Депутат Государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан, член фракции КПРФ Рустам ХАФИЗОВ отметил, что практически все здешние управляющие компании в предбанкротном состоянии, а некоторые уже банкроты. «И выхода не видно, — говорит депутат. — Некоторые дворники по полгода не получают зарплату, живут в подвалах. Раньше, когда были государственные управляющие компании, они могли встать в очередь на жильё, а теперь этой возможности нет. Вместо уменьшения управляющих, то есть оптимизации налоговой базы, пытаются сделать единую управляющую компанию, которая фактически будет частной, что добавит к платежам жителей республики 20% НДС».

Рентабельные водоканалы, вероятнее всего, объединяются с целью их дальнейшей продажи олигархам. Тепловые сети, как и во многих других регионах, тоже принадлежат олигархическим структурам. Местные власти воздействовать на них не могут. Уже третий год население бунтует, у здания правительства проходят митинги, в прошлом году «чуть ли не захват произошёл». Но ситуация не меняется. «Мусорная реформа» заключается только во взимании с народа денег. Один башкирский предприниматель хорошее дело затеял: делать из мусора скамейки и контейнеры для того же мусора. Государству поддержать бы доброе начинание, но помощи нет.

Кроме самого тарифа на отопление и другие услуги, на жителей ещё ложится инвестиционная составляющая монополистов. Реализуют они или нет свои инвестиционные мероприятия, но всё, что они построят за наши деньги, перейдёт на их баланс.

Расселение ветхого аварийного жилья — тоже острая проблема Башкирии, которая должна решаться на федеральном уровне. Если государство не возьмёт её на себя, то на людей крыши скоро начнут падать.

Запретить на федеральном уровне взимать комиссию с платёжек за коммунальные услуги предложил заместитель председателя комитета по вопросам ЖКХ, строительства, транспорта, связи и дорожного хозяйства Законодательного собрания Владимирской области, член фракции КПРФ Шамиль ХАБИБУЛЛИН. Во Владимирской области каждая семья получает порядка пяти платёжек. В среднем комиссия Сбербанка составляет около 40 рублей за каждую. Значит, семья ежемесячно платит за коммуналку сверх платёжек 200 рублей. Этим активно пользуются предприятия ЖКХ. Собрав деньги у населения, они размещают их на депозитных счетах и получают от этого процент, но необходимые мероприятия вовремя не проводят, капитальный ремонт и прочее не делают.

Москвичей обобрали на миллиарды. Советник Председателя ЦК КПРФ Владимир РОДИН показал, как «наваривается» «Московская объединённая энергетическая компания». В 2015 году активист КПРФ юрист Тимур Абушаев выявил завышение платежей по 101 лицевому счёту на 3 млн рублей, то есть по 30 тыс. рублей на каждый лицевой счёт. Если умножить эту сумму на 12 млн жителей Москвы, то выйдет, что управляющими компаниями незаконно получено 360 млрд рублей. Неудивительно, что такие расчёты делают граждан неплатёжеспособными. За последние 3—4 года, по данным Росстата, задолженность россиян по платежам за услуги ЖКХ увеличилась на 25%.

Председатель одного из московских ЖСК Владимир ШАТАЛИНСКИЙ считает введённый в Москве с 1 января этого года расчёт платы за вывоз мусора с квадратного метра жилплощади абсурдом. «Это всё равно, что на каждый унитаз повесить счётчик со спектральным анализом для определения, что люди потребляют», — заметил он.

Депутат Государственной думы второго созыва Михаил ТАРАНЦОВ призвал добиваться отмены платы за капремонт, который должен проводиться, по его мнению, за счёт государства, а не граждан.

Член Молодёжной общественной организации «Много Нас Молодёжь» и Общественной палаты городского округа Чехов Ксения БАЗУАШВИЛИ и активист движения «За Новый Социализм» Анастасия РАТЬКОВА обратились к депутатам Госдумы с просьбой рассмотреть вопрос о долговой амнистии для определённых категорий граждан, в частности для тех, кому долги достались, что называется, по наследству, и для многодетных семей.

Депутат Совета депутатов города Королёв Московской области, член фракции КПРФ Светлана ПЕТРОВА, общаясь со своими избирателями, совершенно точно может сказать, что ежегодно увеличивающиеся тарифы на услуги ресурсоснабжающих организаций несоразмерны как с доходами людей, так и с качеством оказываемых услуг. Экстренные аварийные работы с вынужденным выселением людей из своих домов стали делом обыденным. От ветхости обваливаются крыши домов, старые трубы не выдерживают давления, системы вентиляции «ушли на покой».

Люди вынуждены за свой счёт устранять последствия аварий, бороться с плесенью внутри квартир, образовавшейся из-за того, что протекают крыши. Из-за отсутствия понимания и связи с управляющей компанией и местной властью жители собирают подписи, на свои пенсии, зарплаты, социальные выплаты делают независимые экспертизы, обращаются за помощью в Роспотребнадзор, в МЧС с просьбой установить аварийность, ветхость, невозможность нормально проживать, да ещё и с детьми, в условиях, которые угрожают жизни и здоровью. У многих случаются частые простудные заболевания, обостря-ются хронические заболевания лёгких, бронхиальная астма. А представители власти, чаще всего уже доведя дело до суда, говорят: будем рассматривать вопросы о ремонте, поиске и выделении средств. Зачастую решение таких вопросов затягивается на годы. А дома тем временем превращаются в трущобы.

В столичном регионе, если человек имеет дачный участок и живёт в квартире, то он вынужден платить за вывоз мусора с двух мест. Это неправильно, считает депутат Московской областной думы, член фракции КПРФ Татьяна НИКИТАС. Депутаты-коммунисты в Мособлдуме поддержали инициативу Ярославской областной думы, предложившей брать плату за ТБО по месту регистрации человека, а для подтверждения того, что человек не живёт на даче, ориентироваться на показатели электрических счётчиков.

Депутата Московской областной думы, члена фракции КПРФ Елену МОКРИНСКУЮ волнует расползание концессий на градообразующие ресурсоснабжающие предприятия:

«На территории городского округа Щёлково находится одно из самых крупных муниципальных предприятий в Московской области — «Щёлковский межрайонный водоканал», обслуживающий городские округа Королёв, Пушкинский, включая Ивантеевку, Фрязино, Щёлково. К нему относятся межрайонные очистные сооружения, в которые сейчас вложили несколько миллиардов рублей. Сформирован филиал «Теплоресурс». В него входят объекты водоснабжения, водоотведения, котельные, ЦТП, тепловые трассы, 806 километров водопроводных и более 700 километров канализационных сетей. Предприятие не является убыточным, его прибыль, по некоторым данным, более 2 млрд рублей. При этом администрация планирует в ближайшие месяцы заключить концессионное соглашение, постановление главы уже есть.

В своё время «Щёлковский межрайонный водоканал» уже включали в план приватизации, и в 2019 году, когда мы пришли в Совет депутатов, мы доказали, что нарушен федеральный закон, и исключили его из плана приватизации. Сейчас пошли другим путём — концессии. Причём в роли концессионера выступает компания, которая не имеет собственных средств. И непонятно, какие средства эта компания может вложить как инвестор в предприятие, где уставной капитал более 700 млн рублей. При этом концессия не исключает вложения бюджетных средств, и получается, оплачивать реконструкцию и строительство будет муниципалитет, а прибыль получать — частные лица.

Естественно, увеличится тариф. Потом это всё ляжет на бюджет и на жителей, и закончится тем, что муниципальное предприятие приватизируют. Ведь сейчас по закону все существующие по состоянию на 8 января 2020 года МУПы и ГУПы подлежат ликвидации или реорганизации до конца 2024 года. Они должны быть преобразованы в акционерные общества, то есть приватизированы. Если сейчас «Щёлковский межрайонный водоканал» защищён тем, что он является субъектом естественных монополий, потому что осуществляет водоснабжение, водоотведение с использованием централизованных систем, то после передачи этого имущества в концессию он практически будет обречён, поскольку у него останется только управление жилым фондом и теплоснабжение. А производство тепловой энергии не относится к сфере деятельности естественных монополий.

Начав с передачи в концессию частным лицам централизованных систем водоснабжения и водоотведения, мы на финише получим частные котельные и увеличение тарифа на горячую воду и тепло. И без того ежегодное повышение цен и тарифов — непосильное бремя для людей. С 1990 года плата за коммуналку выросла в 278 раз, в то время как доходы граждан, по официальным оценкам органа статистики, — в 152 раза. По России долги за ЖКХ уже составляют больше 1,5 трлн рублей, и муниципальное имущество всё уйдёт в частные руки. Нельзя уничтожать градообразующие муниципальные предприятия».

Этот пример подтверждает выводы Геннадия Андреевича Зюганова: «Всё, что делается в последние годы, — это ликвидируются коллективные формы организации и управления нашей общественной жизнью. Чувство коллективизма — это один из столпов, на которых зиждется и держится наше тысячелетнее государство. Какой бы лом ни вставляли сверху вниз, если он не базируется на поддержке и контроле коллективов, это пространство не может быть единым государством.

Было 50 тыс. коллективных хозяйств — ликвидировали, разогнали. Сегодня взялись за последние сельсоветы, МУПы и ГУПы. Это означает, что опять очередные десять упырей будут определять температуру в каждом регионе и порядок коммунального обслуживания. Это антигосударственная, совершенно ненормальная линия, связанная с жизнью и бытом нашей страны.

Я выступал в Думе и приводил пример, когда помещики из Курской губернии пожаловались Петру Великому, царю крепкому, сильному, очень волевому, что много крестьян из Курской губернии бежали на Дон. Тот издал указ: вернуть беглых с Дона. Казачий круг заседал целый день, рассматривал это обращение Петра и принял решение: «С Дона выдачи нет». Ни одного человека не отдали. Это была наша форма организации жизни и управления.

В моей деревне в Орловской области был случай: приехали сотрудники из НКВД и первый секретарь, привезли нового председателя. Целую ночь колхозники заседали и постановили: изберём своего — Поликанова, он у нас толковый, грамотный мужик. И как ни ломали — ничего не добились: колхозное собрание приняло своё решение. Люди сказали районному руководству: «Если у нас Поликанов не справится, привозите своего через год, а сами не приезжайте — мы все проголосуем за вашего. Но наш будет работать лучше». Так он и работал, одним из лучших руководителей хозяйств был на моей родине.

Сегодня подняли руку на МУПы, ГУПы, на сельсоветы, на органы местного самоуправления. Я обращаюсь ко всем, кто ещё в состоянии сопротивляться: пришли за последним! Вы не имеете права отмалчиваться, отсиживаться, надо принимать экстренные меры. Мы подготовили и соответствующие проекты законов, и бюджет развития.

Ликвидируется нормальная система управления. Без коллективной формы организации жизни мы не можем существовать. И крестьянская община, и казачий круг, и партхозактивы, и комсомольские собрания, и собрания «деловых людей», и т.д. — это всё формы нашей жизни, выстроенные веками. Это принципиально. Ликвидируется форма коллективной жизни и управления в державе, обратная связь, без которой ни один начальник не может нормально управлять».

Подвёл итог обсуждения заместитель руководителя фракции КПРФ в Государственной думе Николай Коломейцев. Отвечая на сомнения, звучавшие в некоторых выступлениях участников парламентских слушаний, дескать, положение безнадёжно и о социальном, коллективном характере ЖКХ можно забыть, депутат-коммунист подчеркнул: возможно всё, а залог успеха — в нашей сплочённости!

«Коммунальное хозяйство по определению является общественным, муниципальным и не может принадлежать частным лицам» — этот тезис «красной строкой» был вписан в рекомендации, принятые участниками парламентских слушаний и направленные правительству РФ, Федеральному собранию, органам исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Участники форума, в частности, рекомендовали: считать главной задачей правительства РФ повышение доходов населения, заработной платы, пенсий до уровня 150—200 тыс. рублей в месяц; признать нецелесообразной передачу в частную собственность, аренду или концессию коммунального (общественного) хозяйства; восстановить финансирование ЖКХ в полном объёме и обеспечить достаточное финансирование для текущего содержания и модернизации объектов ЖКХ до момента, когда доходы граждан достигнут величины, при которой они смогут оплачивать тарифы в объёме 7% дохода семьи, достаточных для содержания объектов коммунального хозяйства без государственных дотаций; освободить предприятия ЖКХ от уплаты налогов на бизнес; поручить правоохранительным и надзорным органам установить постоянный и действенный контроль над расходованием средств предприятиями и компаниями коммунального хозяйства; возвратить в муниципальную и государственную собственность все объекты коммунального хозяйства, изъяв их у недобросовестных собственников, арендаторов и концессионеров; в целях унификации тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства считать целесообразным использовать, при необходимости, перекрёстное субсидирование в отраслях коммунального хозяйства.



Rambler's Top100