< Предыдущая | Следующая > |
---|
Несколько недель шли разговоры о возрождении советской марки автомобилей «Москвич» на базе производства в Москве, которое бросила компания «Рено». И вот появились подробности, и они не обманули ожиданий специалистов: под легендарным брендом будут выпускаться легковые автомобили китайской компании JAC.
На первых порах речь, видимо, идёт о крупноузловой сборке, но позже возможна локализация производства. Анонсированы четыре модели, одна из которых будет в двух вариантах: бензиновом и электрическом. Продукция JAC ранее в РФ не поставлялась, и китайские автопромышленники, безусловно, рады занять свою нишу на российском рынке.
Итак, новые «Москвичи» — это «отвёрточная» сборка машин из Китая. И в данном случае, даже рискуя нарваться на критику, скажем: это хорошо. Своё, конечно же, было бы лучше. Но отечественное легковое автомобилестроение почти уничтожено, и альтернативы, по существу, нет. Что предложил «АвтоВАЗ»? Он как раз на днях объявил цену более чем в 800 тыс. рублей за «ободранную», лишённую импортных деталей «Гранту», в которой нет ни антиблокировочной системы тормозов (АБС), ни даже одной (!) подушки безопасности. То есть нет того, от чего напрямую зависят безопасность движения и шансы людей выжить в ДТП. Это же безумие!
Кто-то скажет: раньше как-то ездили без АБС и подушек. Да, но не были разрешены скорости до 110 и даже 130 км/ч. Водители не изменят в миг стиль вождения, а значит, аварийность неминуемо вырастет. Выпустить такие поделки на дороги сегодня может позволить лишь буржуйская жажда прибыли.
Поэтому, уж извините, пусть лучше будут китайские машины, в которых системы безопасности есть по умолчанию. Главное, чтобы не ограничились сборкой, а действительно приступили к локализации их выпуска, то есть к возрождению не на словах, а на деле отечественной автопромышленности. В конце концов в 1930-е в СССР начинали с того, что на «ГАЗе» делали лицензионные «Форды». И здесь нельзя не напомнить о том, к чему от этого в весьма короткие сроки пришла советская автомобильная промышленность.
Приведём лишь один пример. Есть такой известный британский автомобильный журналист и телеведущий Джереми Кларксон, по совместительству — ярый националист и антисоветчик, который не раз глумился над советским автопромом, остроумно сравнивая машины разработки полувековой давности с современными, напичканными электроникой. Невзыскательной публике, в том числе и в РФ, очень нравилось. Но вдруг в одном из интервью господин Кларксон признался, что у его старшего родственника был «Москвич», а его собеседник немедленно сообщил, что и у его родственника — тоже.
Всё дело в том, что отдельная сборочная линия на АЗЛК выпускала «Москвичи» с «правым» рулём для Великобритании с её левосторонним движением. В те времена это были современные, конкурентоспособные в своём классе — доступных по цене малолитражек — автомобили. На рубеже 1960—1970-х более половины продукции АЗЛК шло на экспорт. «Москвич-412», помимо стран соцлагеря, везли в Бельгию, Францию, ФРГ, Нидерланды, Финляндию, Швецию, Норвегию, Грецию, его даже можно было увидеть на дорогах в странах Латинской Америки. А ещё «Москвичи» успешно участвовали в международных соревнованиях по ралли, заняв, к примеру, третье место среди заводских команд в 1970 году в туре Лондон — Мехико протяжённостью 26 тыс. км.
А потом были «лихие 90-е», а за ними — десятилетия «стабильности» и «вставания с колен», в ходе которых АЗЛК перестал существовать, как и тысячи других производств. В последние годы его остатки делали машины с шильдиком «Рено», но разработанные не во Франции, а на румынском подразделении данного автоконцерна под наименованием «Дача» (Dacia). Кстати, если кто вдруг не знал, популярная «Лада Ларгус» — это тоже «Дача». Короче, автомобильный «третий мир» как он есть, и туда загнали нас «либерал-реформаторы».
На таком фоне «Москвич» из Китая — это уж точно не шаг назад. Главное, чтобы далее последовало реальное восстановление производства, и импортозамещение не стало замещением одного импорта другим.