< Предыдущая | Следующая > |
---|
Банк России обязан проводить такую денежно-кредитную политику, которая способствовала бы росту национальной экономики, — это ключевое положение проекта закона, который был рассмотрен на заседании Госдумы 14 сентября как приоритетный законопроект фракции КПРФ.
Документ был внесён в декабре минувшего года. Под ним поставили свои подписи депутаты Госдумы Г. Зюганов, И. Мельников, В. Кашин, Н. Коломейцев, Ю. Афонин, Д. Новиков, К. Тайсаев. Этот перечень имён, состоящий из членов Президиума ЦК КПРФ, подчёркивает, сколь огромное значение придаёт руководство Компартии вопросу ответственности Центробанка РФ за развитие экономики нашей страны.
Сегодня функция ЦБ сводится к обеспечению устойчивости рубля и сдерживанию инфляции. В то же время именно проводимая ЦБ совместно с правительством денежно-кредитная политика определяет условия для производственной деятельности. Каковы эти условия, с цифрами в руках показал первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, представивший палате законодательную инициативу коммунистов. «Самая главная проблема нашей экономики — это недоступность финансовых ресурсов и их дороговизна», — подчеркнул докладчик. Если в Евросоюзе ключевая ставка, по которой устанавливаются процентные ставки по кредитам, составляет 1,25% (а до недавнего времени на протяжении нескольких лет она была нулевой), в США — 2,5%, в Китае — 3,65%, то у нас она 8%. И это считается хорошо. За последние 8 лет ключевая ставка в России ниже и не опускалась, а в первые месяцы после начала специальной военной операции ЦБ задрал её аж до 20%, тем самым отрезав доступ экономики к деньгам. Николай Васильевич, у которого за плечами огромный опыт работы в производственной сфере, общаясь с руководителями предприятий, видит: не благодаря, а вопреки проводимой политике создаются сегодня в стране материальные блага. Чтобы подать заявку на кредит, надо собрать кучу справок. И если даже заявку одобрят, то потом начнут руки выкручивать: не туда вложил, не так потратил…
Какая политика — таков и результат: после кризиса 2015 года, когда Россия оказалась обложена санкциями, рост ВВП к 2018 году едва-едва достиг отметки 2,5%, а потом снова пополз вниз и в 2020-м скатился в пандемийную яму (–3,1%). После такого падения показатель 2021 года — рост в 4,7%, безусловно, выглядел впечатляюще. Но специалисты прекрасно понимали, что ускорение годового роста ВВП обусловлено в первую очередь низкой базой предыдущего года. Сыграло свою роль и закрытие границ: граждане охотнее стали пользоваться возможностями внутреннего туризма. В этом году Центробанк прогнозирует спад экономики в 4—6%. Вот так и бултыхаемся: то нырнём, то вынырнем.
Николай Коломейцев обратил внимание на внутреннее противоречие во власти. Выступая недавно на пленарной сессии Московского финансового форума, помощник президента РФ Максим Орешкин заявил: «Моё мнение очевидно: доллар и евро надо менять на рубль, а никак не на другие валюты». Такое прозрение у бывшего министра экономического развития, видимо, наступило после того, как Россия вышла на первое место в мире по числу санкций (10 тысяч) и наша финансовая система лишилась половины золотовалютных резервов.
Однако просветление в головах произошло не у всех. Министр финансов Антон Силуанов продолжает упорствовать: резервы надо хранить за рубежом. Только теперь минфин намерен инвестировать в юани, при этом, как и Центробанк, мечтая на словах о финансовом суверенитете России. Но, судя по тому, как утекают капиталы за рубеж, мечтам этим в ближайшей перспективе и самое главное при сохранении прежней финансовой и денежно-кредитной политики, осуществиться не удастся: за первое полугодие 2022 года совокупный отток капитала из России составил 138 миллиардов долларов — почти вдвое больше, чем в прошлом году, а по итогам всего нынешнего года ЦБ РФ прогнозирует, что из страны будет вывезено 243 миллиарда долларов. В 2003 году президент России поставил задачу достигнуть полной конвертируемости рубля, в 2008-м — создать в России мировой финансовый центр, но планы пока остаются лишь на бумаге.
Поэтому инициатива коммунистов по изменению ряда статей Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» и расширению полномочий ЦБ логична и обоснованна. Создание условий для восстановления роста экономики, осуществление «дедолларизации» финансового рынка, а также обеспечение во взаимодействии с правительством темпов стабильного развития экономики страны — вот те основные задачи, которые, по мнению фракции КПРФ, должны быть возложены на ЦБ.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев заметил, что Центробанк борется с инфляцией за счёт снижения индекса жизни населения, который сегодня находится на уровне 2008 года, и снижения темпов роста экономики. Депутат Госдумы, член президиума Вольного экономического общества Олег Смолин двумя штрихами обрисовал социально-экономическую ситуацию: с 2013 года в нашей стране стагнация, с 2014-го — падение доходов населения, которое, по данным Росстата, составляет 8,5%, а по другим — ещё больше. В таких условиях изымать деньги из экономики — безумие. Коммунисты, апеллируя к ведущим отечественным и зарубежным экономистам, ратуют за насыщение её ликвидными активами. 30 лет наша экономика находится на голодном пайке: уровень её монетизации не превышает 45—50%, тогда как в Китае — 120%, в США — 140%.
Надо использовать опыт Советского Союза, который в условиях полной изоляции сумел провести индустриализацию, а затем, после Великой Отечественной войны, в рекордные сроки восстановить разрушенную экономику, считает Николай Коломейцев. «Мы предлагаем провести эмиссию и направить безналичные средства на строительство заводов комплектующих изделий, на проведение импортозамещения. Никакой инфляции это не вызовет, если вкладывать деньги в инфраструктуру и индексировать все социальные выплаты и зарплаты, — ссылаясь на нобелевского лауреата по экономике Дж. Стиглица, подчеркнул депутат. — А то ведь получается, в чужие ценные бумаги вкладывать можно, а в свои эмитировать, чтобы дать правительству дополнительный ресурс, нельзя». Николай Коломейцев считает ошибочным упование на частные инвестиции. «Главным инвестором является инвестиционный дешёвый кредит или бюджетное вливание, — заметил он. — К тому же бюджетное вливание ещё и гарантия стабильности. Если государство вкладывает, значит, и частник будет вкладывать».
Алексей Куринный напомнил, что фракция КПРФ не поддержала переназначение Эльвиры Набиуллиной на пост председателя Центробанка. А Виктор Соболев, председатель движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки», с генеральской прямолинейностью рубанул: «Кому принадлежит вообще-то Банк России? Он принадлежит Федеральной резервной системе США и Международному валютному фонду или России всё-таки? И почему он не отвечает за развитие России? И зачем нам нужен такой банк?»