Избирательная комиссия Ростовской области 12 июля 2023 года на своём заседании утвердила постановлением № 33-9 «Инструкцию по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области», в которой для представителей политических партий, особенно оппозиционных, особый интерес представляет раздел 4 – «Обеспечение гласности в работе избирательных комиссий со списками избирателей».
В общем то разработка и утверждение различных инструкций в преддверии выборов Законодательного Собрания области является традиционной работой избирательной комиссии. Но вышеназванная инструкция для работы наблюдателей от оппозиционных политических партий, особенно после упразднения членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса и сокращения полномочий доверенных лиц по срокам до окончания агитационного периода.
В данной инструкции наибольший интерес представляет пункт 4.3, который гласит следующее: «Председатель либо секретарь участковой избирательной комиссии предъявляет для визуального ознакомления наблюдателей и иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ, список избирателей». И всё…
А теперь для сравнения посмотрим на аналогичную инструкцию, утверждённую Центральной избирательной комиссией Российской Федерации 01 июля 2021 года постановлением № 13/108-8 для использования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. В этой инструкции налогичный пункт имеет нумерацию 5.3 (при этом если сравнить, то пункты 4.1 и 4.2 областной инструкции и пункты 5.1 и 5.2 инструкции ЦИК РФ повторяются слово в слово).
Так вот пункт 5.3 инструкции ЦИК РФ гласит следующее: «Для ознакомления со списком избирателей наблюдатель вправе подойти к столу председателя либо секретаря участковой комиссии, членов участковой комиссии, выдающих избирательные бюллетени и работающих со списком избирателей и другими избирательными документами. Член участковой комиссии, обеспечивающий право наблюдателя на ознакомление с избирательными документами, осуществляет контроль за сохранностью этих документов в ходе ознакомления».
Как говорится – почувствуйте разницу. В инструкции ЦИК прямо указывается на право наблюдателя подойти к столу члена комиссии, работающего со списком, т.е. прописана технология осуществления права наблюдателя на ознакомление со списком избирателей, а в областной инструкции – расплывчатое «предъявляет».
При этом, как уже говорилось выше первый и второй пункты этого раздела, что в инструкции ЦИК РФ, что в инструкции ИКРО, идентичны!!!
Вот и возникает вопрос – «С чего бы это?».