- Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые коллеги!
Отношения России с Западом испортились, как только Москва решительно заявила о своих притязаниях на исторические территории. Возвращение Крыма в состав России было воспринято на Западе как прямой вызов. В одностороннем порядке США, ЕС и НАТО прекращают сотрудничество с Россией по целому ряду направлений. Раздаются призывы наказать Москву, вводя все новые санкции. НАТО заявила о приостановке всего комплекса военного и гражданского сотрудничества с Россией, усиливаются группировки войск в Польше, Румынии, Прибалтике, боевые корабли ВМС США входят в Чёрное море.
В унизительной форме шельмуются руководители России высокого ранга, некие привратники преграждают им вход в учреждения международных организаций.
К официальным блокадным действиям присоединяются, к сожалению, частные структуры, очень сильно завязанные на нашем атомном комплексе. Это, в частности, "Сименс". Вероятный противник в лице так называемых западных партнёров России открыто обозначил свои планы. Отсутствие жёсткой реакции с российской стороны поощряет его действия.
Недавно я встречался с представителями Донецкой и Луганской областей. Они прямо выразили озабоченность позицией российского руководства. И настораживает очень невнятная в последнее время позиция нашего МИДа, все инициативы которого свелись к разговорам кота Леопольда.
Ситуация в некотором роде напоминает 22 июня 1941 года, когда немцы уже бомбили Севастополь, Киев и Минск, а в Германию из СССР продолжали идти эшелоны с хлебом и нефтью.
В сложившихся обстоятельствах Россия продолжает выполнять свои серьёзные обязательства по ряду международных договоров, существенно затрагивающих национальную безопасность, позволяющих контролировать состояние и повседневную деятельность наших Вооружённых Сил как обычных, так и ядерных, в том числе стратегических.
Имеется в виду Договор по ракетам средней и меньшей дальности, заключённый в 1987 году, Договор по открытому небу (в 1992 году), Договор СНВ-3 (2010 год) и так называемый Венский документ 2011 года о мерах по укреплению доверия и безопасности.
В соблюдении этих договоров критически заинтересованы США и НАТО. Поэтому введение моратория на их исполнение со стороны России могло бы в значительной степени повлиять на позицию лидеров западных стран.
Возьмём договор по РСМД. Он заключался в условиях, когда никто не подвергал сомнению статус СССР, как великой державы.
И для того времени, может быть, его подписание имело какой-то смысл. Сегодня, как считают в Генеральном штабе Вооружённых Сил Российской Федерации, вполне вероятно возникновение на границах России конфликтов регионального масштаба, в которых применение ракет дальностью действий от 500 до 5,5 километров могло бы решающим образом повлиять на исход боевых действий. Вопрос о выходе из этого договора неоднократно поднимался нашими специалистами.
Что касается Договора об СНВ-3. Необходимо иметь в виду два главных обстоятельства.
Во-первых, по мере естественной убыли российских стратегических вооружений американцы гарантированно пошли бы на пропорциональное сокращение своих ядерных боеголовок. Скрупулезно считающий деньги американский конгресс, как правило, отказывается выделять средства на избыточное вооружение, тем более, что ещё в 90-х годах заокеанские эксперты считали, что для США именно это количество ядерных боеголовок достаточно, а мы выдаем это за свою победу при заключении договора об СНВ, отдав себя под полный контроль и уничтожив большую часть училищ, подготовивших специалистов для ракетно-ядерной обороны. Это самообман.
Второе самое важное обстоятельство заключается в том, что Договор СНВ-3 позволяет американцам осуществлять тщательный тотальный контроль за состоянием стратегических ядерных сил России, их боеготовностью и системами управления. Это особенно ценно для США в условиях, когда Минобороны Росси взяло курс на перевод значительной части отечественных стратегических ядерных вооружений в мобильный статус.
С этих позиций соблюдение Договора СНВ-3 в обстановке фактически возрожденной "холодной войны" кажется примером поразительной открытости, представляется стратегической ошибкой, допущенной в результате поверхностного анализа «сердюковским женским батальоном» тенденций мирового развития.
Согласно Договору по открытому небу в целях контроля за военной деятельностью инспекторские группы примерно 35 стран, от Канады до Прибалтики, имеют право совершать полёты над российской территорией, осуществляя наблюдение с помощью бортовой контрольной аппаратуры. Российские наблюдатели, конечно, тоже имеют право на подобные облёты других стран. Однако неравенство здесь очевидно.
Распыление контроля над территорией десятков стран неэффективно, так что ценность получаемой таким способом информации для нас представляется довольно относительной.
Однако самые непонятные мотивы - это те, по которым Россия подписала Венский документ 2011 года, разработанный под эгидой ОБСЕ. Он фактически заменил договор по обычным вооружениям, Вооружённым Силам в Европе, выполнение которого потеряло смысл после распада СССР и ликвидации организации Варшавского договора. Венский договор, хочу обратить ваше внимание, не рассматривался в стенах Государственной Думы и не проходил ратификацию. Но предполагает однако регулярный обмен с ОБСЕ информацией о Вооружённых Силах, вооружениях, развитии Вооружённых Сил, военных расходах и так далее.
Вот, например, какую информацию обязана представлять Россия о своих сухопутных войсках. Цитирую: "по каждому формированию и боевой части сухопутных войск до бригады/полка или эквивалентного уровня включительно, указывается сегодня наименование и подчинённость, является ли регулярной или нерегулярной, место обычного расположения в мирное время его штаба с указанием точных географических наименований и координат с точностью до ближайших 10 секунд, численность личного состава по штатам мирного времени, основные штатные системы вооружения и техники с указанием количества каждого типа: боевых танков, вертолётов, БМП, бронетранспортёров, пусковых установок, самоходных и буксируемых артиллерийских орудий, миномётов, реактивных систем залпового огня, танковых мостоукладчиков и так далее". Такие сведения требуют от нас по ВВС, авиации ПВО, и морской авиации.
Подтверждающие данные должны направляться в руководящие органы ОБСЕ о тактико-технических характеристиках и отличительных признаках, подчёркиваю, основных отечественных систем оружия и военной техники - боевых танков, боевых бронетранспортёров, БТР, БМП, пусковых установок противотанковых управляемых ракет, самоходных и буксируемых артиллерийских орудий, миномётов и так далее.
Подробно прописаны в Венском документе обязательства по представлению информации о содержании военных доктрин, планах развёртывания основных систем вооружения и техники, перемещения и смене дислокации войск, замыслах и масштабах войсковых учений.
Известно, с какой целью в 1940 году немецкие горные стрелки из дивизии "Эдельвейс" массово под видом туристов посещали советский Северный Кавказ.
В целом содержание данного документа обязывает Россию широко декларировать фактически секретную информацию о состоянии своих Вооружённых Сил, их численности и боевом составе.
Понятно, если такой информацией обмениваются западные страны, между ними нет серьёзных противоречий. Подавляющее большинство этих стран входят в одни и те же военные и экономические блоки, и все они готовы противодействовать России на консолидированной основе. Именно на основе Договора по открытому небу и Венскому документу Украина, США и ОБСЕ требуют свободных пролётов вдоль российско-украинской границы, представления нами данных о группировках войск, более того, используются для провокаций, как это было сделано недавно в связи с намеченным инспекторским пролётом американо-чешской команды 14-16 апреля этого года.
Перечисленные международные соглашения являются анахронизмом, необходимо сегодня объявить о приостановлении их действия, так как они представляют нашему вероятному противнику... (Микрофон отключён).
(Аплодисменты).