22 марта на заседании Государственной Думы от имени фракции КПРФ выступил депутат Н.В. Коломейцев. Публикуем текст его выступления.
Уважаемые коллеги!
Действительно, гибель людей – это трагедия не только для родственников, но и в целом потеря для страны.
В связи с этим вспоминаешь, что у нас только за последние 10 лет в горной отрасли произошло более 200 аварий, и ловишь себя на мысли, что причиной многих из них является одно и то же - жажда наживы и нежелание принимать меры по итогам предыдущих.
Если вы посмотрите, крупнейшая авария произошла в Кузбассе, где погибли 112 человек. 300 километров горной выработки были приведены в негодность никогда ранее не происходившим взрывом такого масштаба.
Если вы посмотрите письма жён шахтеров шахты "Северная" и посмотрите письма жён шахтеров шахты "Распадская", или других, то они примерно одни и те же. А если почитаете письма уволившихся за 2-3 дня до трагедии шахтеров с этих шахт, то увидите, что причина одна - жажда наживы, так как имеют место повышенная запыленность в условиях высокого содержания метана, несоблюдение правил техники безопасности в части энергетики. А вы понимаете, что в условиях повышенного содержания метана искра от короткого замыкания сразу же дает мощнейший взрыв.
И самое страшное, как одна из жён написала, что если хозяин шахты рабовладелец, то ему наплевать на семьи погибших. Почему-то у нас, как правило, подавляющая часть шахт является частной собственностью, а возмещение семьям погибших идет за счет бюджета. Справедливая постановка вопроса со стороны вдовы, понимаете?
В любой нормальной стране в ближайшие три дня после аварии владельцы шахты поседели бы от контролеров и объяснений. В нашей стране умудряются спускать на тормозах, и только через 5 лет привлекать исполнительных руководителей к ответственности, скажем, в Кузбассе, и то, только после того, как они оказывали давление на свидетелей. А вы знаете, что судебное заседание началось только сейчас. Это о чём говорит? Если деньги преобладают над моралью и разумом, то катастрофы будут продолжаться систематически.
Переходя от этого к другим вопросам, хотелось бы сказать, что, к сожалению, по нашему глубокому убеждению, нарастающие кризисные проблемы в нашей стране сродни тем, о которых я говорил по результатам аварий. У нас, казалось бы, высшее руководство страны на всевозможных форумах делает правильные посылы. Вы, наверное, уже забыли, но в 2012 году в Питере Владимир Владимирович поставил задачу уйти от продовольственной зависимости в ближайшие четыре-пять лет. Уже четыре года прошли, это было в феврале, ушли ли мы от продовольственной зависимости? Конечно, нет. Почему не ушли? Потому что у нас вошло в привычку обманывать руководство страны, и, к сожалению, не совсем достоверная статистика не позволяет принимать правильные решения.
Вот смотрите, сейчас в южных регионах, несмотря на запоздание весны, уже идёт подготовка к посевной. Но что происходит? С экрана говорят: все средства дошли. На самом деле средства к подавляющему большинству не дошли, также как и субсидии за прошлый год. Но более глубокий анализ показывает, что 90 процентов бюджетных субсидий получили 23 процента самых богатых хозяйств. Это я говорю к тому, что при таком подходе 40 миллионов необрабатываемых земель не будут вспаханы никогда. Потому что необходимо изменить ситуацию, когда государственную поддержку могут получить только те, у кого есть нормальный баланс. А как же он может быть нормальным, если Центробанк в один день делает его ненормальным? Поэтому необходимо в сельском хозяйстве перейти к погектарной поддержке и поголовной поддержке. Только такая система может давать более-менее справедливое распределение государственной помощи и даст нам шанс на исправление ситуации.
К сожалению, у многих экономистов и правительственных чиновников есть устойчивое мнение, что налоговая система Российской Федерации является одной из наиболее приемлемых для жизнедеятельности и работы предприятий. Это глубокое заблуждение. Кроме сырьевых отраслей налоговая нагрузка на подавляющую часть производств в РФ, по мнению Российской академии наук и ее Института экономики, в 1,8 раза выше, чем в развитых странах. Именно поэтому у нас идёт стагнация в производящих отраслях под рассказы о модернизации и инновациях.
Ещё хуже дело обстоит с политикой амортизации. У нас фактически либеральными словоблудами внесены изменения в налоговое законодательство, которые отменили обязательность использования амортизационных отчислений на модернизацию. Хотя в странах Запада в течение пятидесяти - шестидесяти лет существует строгая политика амортизационных отчислений, когда их невозможно использовать никуда под страхом уголовной ответственности.
Мы считаем, что необходимо принять закон об ускоренной амортизации, который бы позволял сразу увеличить в 2,5 раза вложения в модернизацию. Вот думайте сами. Данные за 2014 год: 4,8 триллиона амортизационных отчислений собрано, но 2,6 триллиона потрачены неизвестно куда. Или, точнее, по усмотрению людей, распоряжающихся счетами.
Но в данной ситуации мы с вами проедаем возможности будущих поколений. Потому что сегодня вложения в основной капитал у нас в 4-5 раз ниже, чем в странах "семёрки".
Если вы посмотрите, то инновационные наши возможности крайне низки. Причём, подумайте, в странах "семёрки" 70 процентов инвестиций идёт за счёт амортизационных отчислений, примерно 10 процентов идёт за счёт заёмных средств, остальное за счёт прибыли. У нас это строго наоборот. Всего 20 процентов - это амортизация, 57 процентов - до декабря были за счёт заёмных средств, остальное за счёт прибыли.
Скажите, пожалуйста, если ваша рентабельность ниже ключевой ставки, какие заёмные средства на модернизацию вы возьмёте? Поэтому это путь в никуда. И если мы действительно думаем о будущем страны, то обязаны его изменить.
Я думаю, что уже любому разумному человеку понятно, почему мы - КПРФ - предлагаем в течение нескольких лет возвращение дифференцированной шкалы налогообложения. Во всех развитых странах этот налог был введён сто лет назад. В царской России он был введён в 1916 году, но не успели его внедрить. И многие считают, что это стало причиной революции, потому что получается, что богатые жируют, а страна беднеет.
Кроме того, если вы посмотрите, то, к сожалению, в нашей стране колоссальная безответственность чиновничества. Она основана на том, что у нас нет персональной ответственности министра за деятельность отрасли. У нас есть макроразговоры, и любое министерство по своей структуре предполагает чуть ли не правительство. Любой министр, в общем-то, может много говорить, но конкретно ни за что не отвечать.
Есть масса госкорпораций, внутри которых созданы коммерческие структуры. Руководители госкорпораций получают незаслуженно высокую заработную плату без ответственности за конкретные результаты. Поэтому мы считаем, что без решения ключевых вопросов -национализации базовых отраслей, принятия закона о дифференцированной шкале налогообложения, принятия закона об ускоренной амортизации и введения отраслевого управления невозможно восстановление страны в условиях стагнации.