< Предыдущая | Следующая > |
---|
1 апреля Государственная дума обсуждала в первом чтении законопроект «Об оплате труда, выплате вознаграждений и компенсаций руководителям, их заместителям, членам коллегиальных органов (наблюдательных советов, советов директоров) государственных корпораций, государственных компаний, организаций, созданных на основании федеральных законов, а также публичных акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности».
До сих пор нет законодательно установленного единого подхода в системе оплаты труда руководящих работников государственных компаний и корпораций, а также акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Поэтому размеры предельных уровней выплаты вознаграждений и компенсаций (так называемых золотых парашютов) членам наблюдательных советов и советов директоров при расторжении трудового договора с организацией выплачивались произвольно, причём часто в заоблачных размерах. Во внесённом депутатами фракции КПРФ законопроекте предлагается установить предельные уровни их заработной платы, вознаграждений и компенсаций, позволяющие обуздать ничем не ограниченные аппетиты чиновников, использующих всю мощь государственного финансового и имущественного потенциала вверенных им в управление государственных организаций для своего беспредельного обогащения.
Законопроект представлял член Президиума ЦК КПРФ, заместитель руководителя фракции КПРФ в Государственной думе, замести-тель председателя Комитета Государственной думы по труду, социальной поли-тике и делам ветеранов Н.В. Коломейцев:
— Развитие любого государства зависит от справедливости законов и от мотивации к труду. Ещё в ХIХ веке было установлено: несоразмерно низкая зарплата делает человека жалким и нищим, несоразмерно большая — наглым и самоуверенным, и только умеренная и справедливая зарплата делает человека человеком. А что происходит у нас?
Постановлениями правительства создано 69 предприятий, руководители которых (так называемые топ-менеджеры) по закону обязаны заполнять декларации о доходах. Но что получается на практике? Они их или «забывают» написать, или пишут с большим опозданием, или пишут очень неточно. Но ещё циничнее, когда госкомпания со стопроцентным участием государства в пять раз уменьшает прибыль, а менеджмент умудряется заплатить себе дивидендов в три раза больше.
Вот совсем недавно одна корпорация (речь идёт об ОАО «РЖД») объявила о снижении зарплаты. Это случилось в моём округе, а я поддерживаю связь и с локомотивным, и с вагонным депо, и с товарной станцией. На встречах с их работниками мне говорят, что все начальники как получали, так и получают зарплату и вознаграждения в прежнем размере, а машинистам электровозов, всему персоналу вагонного депо (прежде всего рабочим) зарплату урезали. В результате те, кто жировал, ещё больше жирует, а те, кто пахал, стали жить беднее. Но страшно то, что безопасность пассажиров, тех, кто ездит на электропоездах и на поездах дальнего следования, сегодня вообще под большим вопросом. В компании существенно сокращены штаты.
Я изучил материалы аварии в Белой Калитве, где химические реагенты взорвались из-за того, что поезд сошёл с рельсов: переутомлённый машинист не увидел склон и не снизил скорость. Разбирательство показало, что машинист был совсем с другого участка и не должен был вести состав на этом участке. Более того, машинист перерабатывал, что в принципе по правилам, по железнодорожному уставу, недопустимо. Надо отдать должное, компания быстро исправила ситуацию, всё восстановила. Только жизни людей не восстановишь... Подобные примеры можно долго продолжать.
К вопросу о Чубайсе, который был здесь задан… Ответ на него можно найти в докладе бывшего председателя Счётной палаты Степашина. Только за то, о чём там написано, надо если не на электрический стул сажать, как в Америке, то, как минимум, несколько пожизненных сроков давать. Но так поступают в Америке. А у нас что? Мы этому человеку даём 237 миллиардов рублей бюджетных денег, государством гарантированных, на разработку и внедрение нанотехнологий. Но проверка Счётной палаты показывает, что 47 миллиардов из них выведено в офшорные зоны, что колоссальные деньги тратятся на персонал, что средняя ежемесячная зарплата в этой компании — 436 тысяч рублей. Зарплата у топ-менеджмента этой компании в несколько раз выше, чем у президента Российской Федерации!
А где, я вас спрашиваю, нанотехнологии?! Когда проталкивали идею ваучеризации и приватизации, нам говорили, что государство — плохой собственник, неэффективный, не умеет управлять. Вот-де когда проведём приватизацию, появится настоящий собственник и начнёт двигать Россию вперёд, тогда не будем знать, куда девать богатства! Но что получилось? Действительно, триста тысяч отъехавших в Лондон и ездящих сюда на шабашку, не знают, куда девать свои личные богатства. Ещё несколько сотен тысяч отъехали в другие страны после того, как сколотили себе на приватизации нехилые состояния. Но в результате бо`льшая-то часть граждан Российской Федерации живёт в бедности!
У нас сегодня 35% молодых людей в возрасте до тридцати лет — вдумайтесь: 35%! — являются безработными. А ведь это возраст тех, кто стоял на Майдане с автоматами, тех, кто был на Болотной. И если мы своих соотечественников, которым ещё нет тридцати лет, не научим, не дадим им работу, то они окажутся неизвестно где. Они — ещё хуже — и у нас будут устраивать майданы. При и без того высокой безработице власти Российской Федерации поощряют завоз в страну трудовых мигрантов. Я посмотрел их структуру. 50,4% въехавших из Узбекистана (Узбекистан сегодня занимает первое место по миграции в Россию) не имеют образования и не говорят по-русски. Так мы множим не трудовые ресурсы, а бедность и нищету! Тех, кого можно отнести к категории высококвалифицированных специалистов, среди этих трудовых мигрантов всего 0,9%. Как с такими кадрами будем проводить модернизацию, внедрять инновации?! У нас же само слово «инженер» превратилось в ругательство!
Но есть в России люди, которым эта нищета и бедность выгодны, которые в них заинтересованы. Посмотрите прибыль у Сберегательного банка. За прошлый год она составила, если не ошибаюсь, 464 миллиарда рублей. От этого у руководителя заработная плата, если верить финансовым журналам, выросла до 25 миллионов долларов. Но в то время, когда у Сбербанка прибыль 464 миллиарда, у сельского хозяйства, как все вы знаете, за прошлый год убытки 500 миллиардов и 2 триллиона долг. Зачем же нам банк, который богатеет, убивая остатки того, благодаря чему живёт страна?! Сельское хозяйство — это фундамент страны! Поймите: быстрее любых идей Майдан организуют люди, которые перекроют «крантики» по поставке покупаемых нынче за рубежом 60% продовольствия!
Но самое главное заключается в следующем: принятые нами законы совершенно не регламентируют размер и условия оплаты труда в этих самых государственных корпорациях. Я вам зачитываю фрагмент из одного документа: «Вопросы оплаты труда руководителей, членов коллегиальных органов (наблюдательных советов, советов директоров, правлений) и работников государственных корпораций, государственных компаний, организаций, созданных на основании федеральных законов для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также созданных в форме акционерных обществ, акции которых принадлежат государству, в основном регулируются внутренними нормативными актами...» Это же настоящий произвол, который дальше терпеть нельзя!
Мы, авторы законопроекта, обеспокоенные такой несправедливостью, предлагаем, чтобы средняя заработная плата высшего персонала превосходила среднюю по заводу или по корпорации (государственной корпорации!) не более чем в восемь раз. Это — первое. Второе. Здесь много раз звучало, и мы с вами были очень удивлены: были случаи, когда увольняющиеся генеральные директора государственных корпораций получали выходные пособия более 200 миллионов рублей. Мы считаем, что необходимо ограничить выходное пособие тремя средними заработными платами, а если уж имеются особые заслуги, то дать право президенту увеличить компенсацию до шестикратной зарплаты. Но не более.
Кроме того, мы считаем, что необходимо разобраться с акционерной собственностью. Я пытался проанализировать, сколько же государство получает в бюджет от акций, которыми оно владеет. К сожалению, вы этой цифры нигде не найдёте. Только одна организация — «Вьетсовпетро», которую много раз пытались приватизировать, напрямую вносит в государственный бюджет деньги, у остальных всё покрыто мраком. Мы считаем, что это неправильно.
В заключении комитета сказано, что поступило два положительных отзыва от органов государственной власти субъектов Федерации, остальные мнения не выразили. Я вас уверяю: все субъекты Российской Федерации согласны с тем, что необходимо ограничить аппетиты «жирных котов», владеющих государственными ресурсами и получающих неадекватные вознаграждения.
Третье. Меня удивляет позиция объединений профсоюзов. Кто, как не профсоюз, должен заботиться о достойной оплате труда наёмных работников? Кто, как не профсоюз, должен ограничивать аппетиты топ-менеджеров? Но, оказывается, нынешние официальные профсоюзы России против такого подхода!
И ещё. Мы всё-таки считаем, что государству необходимо провести ревизию. На это дополнительных денег не потребуется, мы указали и пригодный для такой работы уполномоченный орган. Кстати, президент три года назад, наверное, предчувствуя, что произойдёт, предписал всем чиновникам заполнять декларации. И были созданы структуры, которые обязаны проверять эти декларации. Мы не предлагаем создавать новую структуру, мы предлагаем: пусть уполномоченный федеральный орган проверяет исполнение закона. Это позволит упорядочить заработную плату, и я считаю, что аппарат для решения этой важной задачи совершенно достаточен. Мы убеждены: принятие нашего закона как раз позволит восстановить справедливость. А голосование покажет, стремитесь вы к справедливости или нет.
Мы просим наших коллег поддержать тот законопроект, который комитет считает сбалансированным, концепцию которого может поддержать абсолютное большинство депутатов, готовых решать эту назревшую проблему.