< Предыдущая | Следующая > |
---|

Нашему вниманию предоставлен объемный, тщательно подготовленный по всем канонам действующей финансовой системы отчет об исполнении областного бюджета за 2013 год, предлагаемый для принятия в качестве закона. В нем языком цифр отражены все основные аспекты жизнедеятельности нашего донского края.
Уверен, что никто не ставит под сомнение утверждение, что бюджет не просто финансовый документ, а политическая программа действующей исполнительной и законодательной власти, определяющая реализацию стратегии развития региона, конечной целью которой является повышение жизненного уровня населения. Позволю напомнить, что формирование бюджета проходило на основе сдержанно-оптимистического (по определению министерства финансов) прогноза социально-экономических показателей деятельности хозяйственного комплекса области. В таком же тоне выдержан и предлагаемый к обсуждению отчет.
Безусловно, необходимо отметить определенную динамику исполнения доходной части областного бюджета. Конечно, если сравнивать показатели с аналогичными цифрами предыдущего года, как это, в основном, отражено в отчете министерства финансов, то возникает впечатление полного благополучия. Если же проанализировать исполнение, утвержденных нами плановых показателей, то картина выглядит не столь радужной.
О чем же говорят сухие цифры?
Рассмотрим доходную часть областного бюджета, которая исполнена на 94,6% от бюджетных назначений. Недополучено 6 миллиардов 963 миллиона, что равняется примерно 9 годовым бюджетам таких районов, как Песчанокопский, Егорлыкский или Пролетарский. При этом у нас не должно вызывать даже сдержанного оптимизма увеличение показателей доходной части бюджета на 2,2 %, поскольку даже уровень официально объявленной инфляции составил 6,5 %. Фактический баланс в данном случае имеет отрицательный показатель.
Обратим внимание на основной источник формирования доходной части бюджета, на налоговые доходы. При плане - 88,6 миллиардов, фактическое исполнение составляет - 81,3 при % исполнения - 91,7.
По итогам предыдущего финансового года отмечался хотя и мизерный -0,7% но рост по отношению к плану. При этом наметилась тревожная тенденция снижения удельного веса налога на прибыль в структуре налоговых доходов с 29,76% в 2012 до 25,8 % в 2013. К тому же плановые показатели находятся на уровне 89,4 % (-8 пунктов). Все это является прямым подтверждением неблагоприятного положения в производственном секторе, который является фундаментальной основой донской экономики.
В то же время в структуре доходной части бюджета продолжает расти доля налога на доходы физических лиц. Эти показатели выглядят следующим образом: 2012-32,8 %, 2013 - 33,4%, при исполнении 97.5%. Если к этому добавить повышение ставок НАЛОГА на СОВОКУПНЫЙ ДОХОД, то с полным основанием можно утверждать, что налоговое бремя на население начинает носить все более и более удушающий характер.
Обратим внимание на расходную часть, которая выполнена на 91,6% от плана. Для сравнения вспомним, что данный показатель по итогам предыдущего финансового года составлял 93,9%.
По мнению министерства финансов, неисполнение бюджетных назначений в первую очередь обусловлены следующими факторами: неосвоение средств недобросовестными подрядчиками при строительстве и капитальном ремонте, экономия по итогам конкурсных торгов, а так же неполное освоение средств областного бюджета , обусловленное введением режима экономного расходования средств. При этом в предыдущие годы ссылались на мировой кризис, сегодня имеются полные основания говорить о проблемах, связанных с Крымом и Юго-Востоком Украины. Но в 2013 году первая проблема уже не имела весомого значения, двух других еще не существовало.
Какие критерии лежат в основе всеобъемлющей формулировки об экономном расходовании бюджетных средств? Как в этом плане расценивать совместную работу депутатского корпуса, Правительства области, муниципальных образований в период формирования и принятия бюджета - 2013? Ведь на наши возражения о несовершенстве принципов формирования бюджета нас уверяли, что показатели выверены в точности до сотых долей рубля и что они исключительно оптимальны.
Мы считаем, что к числу причин, вызывающих неисполнение расходной части бюджета в первую очередь нужно отнести несовершенство нормативно-правовой базы, лежащей в основе формирования главного финансового документа, низкую финансовую и исполнительскую дисциплину и отсутствие ответственности за неисполнение бюджетной росписи. Скажите, как объяснить жителю Ростовской области, нуждающемуся в переселении из аварийного жилья и не получившему новое, жителям поселка, изнывающего в летний зной без воды, что их проблемы не решены потому, что плановые ассигнования по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» израсходованы на 60,8% (2012- 76,3%). Каждый житель донского края вправе спросить: почему раздел «Национальная экономика» профинансирован только на 91,2% (2012 - 86.3%), а такие важнейшие его подразделы, как «Сельское хозяйство» (при солидных вливаниях из федерального бюджета) на 95,7 % , а «Транспорт» на 72 %?
Даже при том, что не были учтены наши предложения при определении размеров детских пособий, и полноценному питанию матерей, обеспечению жильем детей сирот, поправкам к законам «О ветеранах Ростовской области», «Об охране труда», и другим направлениям, по разделу «Социальная политика» исполнение составило 97,1 % (2012- 97,7%). Мы много и красиво говорим о здоровье нации, но с постоянством, достойным лучшего применения, продолжаем урезать финансирование раздела «Физическая культура и спорт» - 72,9% от плана. В том числе, и подраздел «Массовый спорт», который исполнен только на 70,6 % (2012 - 90,6 %). При напряженной экологической ситуации, по разделу «Охрана окружающей среды» израсходовано 88,9 % (2012 - 95,4% ). Вряд ли найдется утверждающий, что в области решены все проблемы культуры. Тем не менее, расходы по данному разделу исполнены только на 86,7% ( 2012-92,9%). Нижайший процент исполнения кассовых расходов по подразделу «Дошкольное образование» - 59,4% при общеизвестной актуальности темы выглядит просто чудовищно.
Суммируя вышеприведенные факты, следует обратить внимание, что из 35 долгосрочных целевых программ полностью профинансирована только одна из них. Из 73 –х разделов и подразделов классификации разделов бюджета на 100% исполнены только три. Общая сумма неисполнения составляет 11 миллиардов 587,9 миллионов, что составляет около пяти бюджетов Сальского района
К сожалению, подавляющее большинство полученных нашими депутатами в процессе подготовки к сегодняшнему заседанию ответов, не несет информации о вынесенных неотвратимых наказаниях за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и допущенные нарушения. Когда, наряду со множеством аргументов, объективно и не очень, объясняющих причины неисполнения доходной и расходной частей бюджета предлагается такая как НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ, то это прямо говоря, вызывает серьезную тревогу и приводят к еще большей убежденности, что финансовая система государства, и как ее региональные части опасно больны.
Наша фракция открыто настойчиво и последовательно отстаивала свои позиции при утверждении бюджета. Они остаются неизменными. Такой отчет мы поддержать не можем.
Благодарю за внимание.