Представляем Вашему вниманию анализ объема общего долга субъектов РФ, проведенный заместителем руководителя фракции КПРФ в ГосДуме РФ, членом Перзидиума ЦК КПРФ Николаем Коломейцевым.
Объем общего долга субъектов РФ и муниципальных образований, входящих в состав РФ, по данным Минфина России по состоянию на 1 сентября 2014 года составил более 2 трлн. рублей, этот показатель на 21 млрд. меньше, чем по состоянию на начало 2014 г., но на 404 млрд. рублей больше, чем на начало 2013 г..
Динамика общего долга субъектов РФ в 2013-2014 гг.
|
|
|
млрд. руб.
|
|
01.01.2013
|
01.01.2014
|
01.09.2014
|
Объем государственного долга субъектов Российской Федерации
|
1355,0
|
1737,5
|
1727,1
|
Объем долга муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации
|
245,3
|
288,9
|
278,0
|
Итого
|
1600,3
|
2026,4
|
2005,1
|
в том числе:
|
|
|
|
Ростовская область
|
|
|
|
Объем государственного долга субъектов Российской Федерации
|
9,9
|
15,1
|
20,0
|
Объем долга муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации
|
2,7
|
3,2
|
3,9
|
Итого
|
12,6
|
18,3
|
23,9
|
При этом государственный долг отсутствует в Крымском федеральном округе, Сахалинской области и Ненецком автономном округа, а в 40 субъектах РФ наблюдалось увеличение долга.
В структуре государственного долга субъектов Российской Федерации общая доля заемных средств кредитных организаций и бюджетных кредитов из федерального бюджета по состоянию на 1.08.2014г. составила более 68 %, что больше, чем на начало 2013 г. на 4,3 п. п.
Данные о структуре государственного долга субъектов Российской Федерации представлены в следующей таблице.
|
Структура государственного долга субъектов Российской Федерации в % по состоянию на:
|
|
01.01.2013
|
01.01.2014
|
01.08.2014
|
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации
|
27,8
|
25,9
|
25
|
Кредиты, полученные субъектами Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций
|
32,4
|
39,8
|
37,7
|
Государственные гарантии субъекта Российской Федерации
|
8,2
|
7,2
|
6,8
|
Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
|
31,5
|
27,1
|
30,5
|
Наибольший удельный вес в структуре государственного долга приходится на кредиты, полученные субъектами Российской Федерации от кредитных организаций (на 1 августа 2014 года – 37,7 % общей суммы государственного долга регионов), что может в дальнейшем отрицательно повлиять не только на устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, но и на устойчивость банковской системы.
При этом объем государственного долга по кредитам, полученным у кредитных организаций, в отдельных регионах (с высоким уровнем долговой нагрузки) на 1 августа 2014 года составил в общем объеме государственного долга существенную долю: в Астраханской области – 93,1 %, Ивановской области – 88,7 %, Ростовской области – 81,4 %, Ульяновской области – 79,9 %, Архангельской области – 74 %, Мурманской области – 72 %, Хабаровском крае – 67,9 %, Костромской области – 65,7 %, Рязанской области – 62 % и Омской области – 61,5 %.
В 2015 году проценты за пользование указанными кредитными средствами установлены в пределах от 7,61 % до 11,8 % годовых. В основном заимствования субъектам Российской Федерации предоставляются такими кредитными организациями, как ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Банк ВТБ».
Высокий уровень долговой нагрузки субъектов Российской Федерации свидетельствует о чрезмерной закредитованности регионов и об имеющихся рисках в обеспечении устойчивости региональных и местных бюджетов.
Необходимо внести в Бюджетный кодекс РФ нормы, регулирующие предельные размеры заимствований, которые могут осуществлять субъекты РФ и МО, в привязке к объемам прогнозируемых доходов субъектов РФ и МО.
В 2015 – 2017 годах планируется предоставить бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на общую сумму 516,0 млрд. рублей при этом сумма возврата ранее предоставленных кредитов составляет 511,3 млрд. рублей, или 99,1 % предоставленного объема бюджетных кредитов (данные СП РФ).
Минфин предлагает комплекс мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, Минфин предлагает "в 2015-2017 годах будут реализованы изменения бюджетного законодательства, ужесточающие условия для привлечения займов, возможность обслуживания и погашения которых не обусловлена ожидаемыми доходами. Предполагается также постепенное сокращение стоимости обслуживания займов, в том числе за счет их частичного замещения бюджетными кредитами из федерального бюджета, а также активизирована общая работа по финансовому оздоровлению субъектов РФ".