< Предыдущая | Следующая > |
---|
Выступление депутата фракции КПРФ В.М.Карпенко на заседании областного Законодательного собрания 18 ноября.
Карпенко В.М.:
Сегодня мы обсуждаем документ чрезвычайной важности, затрагивающий интересы нашей Ростовской области, как неотъемлемой и важной части всей нашей страны, всего нашего общества. Сложная ситуация, в которой Россия оказалась из-за ухудшения внешнеполитической обстановки, вдвойне обязывает нас проявить максимум ответственности при обсуждении бюджетного проекта.
Из года в год мы говорим о системных недостатках бюджетной политики Правительства Ростовской области, являющейся естественным продолжением государственного бюджетного курса Российской Федерации, который Геннадий Андреевич Зюганов емко и образно назвал гробовым. Неоднократно выступая с этой трибуны по проблемам формирования и исполнения областного бюджета, я говорил о том, что проделанную Минфином Ростовской области техническую работу по превращению в закон либерально-монетаристской концепции, предложенной Минфином Российской Федерации, с позиций профессионализма и квалификации можно считать безупречной. Подтверждаю это и сегодня. Но соответствует ли главный финансовый документ области тем приоритетам, целям и задачам, которые обозначены в пояснительной записке?
Решительно утверждаю: нет!
В пояснительной записке к закону сказано, что главной целью бюджетной политики Правительства Ростовской области традиционно является улучшение условий жизни и самочувствия населения донского региона, выполнение первоочередных задач, поставленных Губернатором и определенных основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ростовской области.
Эти и другие, несомненно, важные цели и задачи неизменно объявляются во всех основных бюджетных документах. И ежегодно повторяются, как заклинания, во вступительной части очередного проекта. А после его принятия с лёгкостью предаются забвению. Реальное содержание этих проектов и тем более правительственные отчёты по исполнению бюджета раз за разом свидетельствуют о фиктивности заявленных намерений и о безответственном отношении к исполнению закона.
Обратимся к некоторым показателям, явно свидетельствующим о снижении уровня жизни жителей области. Среднедушевые денежные доходы населения области за январь-август 2014 года выросли всего чуть более чем на пол процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а цены растут. За год, например, в Ростове-на-Дону они выросли на свинину – на 30%, масло сливочное – на 20%, сахар – на 13,8%, хлебобулочные изделия из пшеничной муки – на 27%. За 8 месяцев 2014 года в области на 22,7% выросли цены на санаторно-оздоровительные услуги, на 21,7% услуги дошкольного воспитания, на 9,6% жилищно-коммунальные услуги.
Как можно повысить качество жизни и улучшить самочувствие, если в доходной части бюджета - 2015 предусмотрено снижение по сравнению с плановыми показателями 2014 года на 9,6%, а по сравнению с ожидаемым исполнением на 10,2 % или на 12, 9 миллиарда рублей?
Практически оказываются без средств к существованию 10 таких территорий как Сальский район с населением 108 тыс. жителей каждая.
Нас убеждают, что доходная часть областного бюджета обязательно вырастет за счет безвозмездных поступлений из федерального. Не сомневаемся. Но, во-первых, в сложившейся ситуации нам не гарантирована вся необходимая сумма, во-вторых, значительная часть дополнительных финансовых средств из федерального бюджета, как всегда, поступит концу года и не будет освоена в полном объеме. В-третьих, если образно сравнить последовательное погодовое формирование бюджетов как строительство здания, а доходы, как его циклы, смело можно утверждать, что здание никогда не будет возведено, если каждый год разбирать часть возведенной стены и вновь начинать с нулевого цикла.
Достоверность и обоснованность бюджета, как и его наполняемость, оставляют желать лучшего. Ежегодно, на основе прогнозного плана, разрабатываются и утверждаются проекты бюджета на последующую трёхлетку. И затем в эти проекты вносится множество корректировок, которые, в конечном счёте, тоже не соблюдаются. Нас уже сегодня предупреждают, что придется не раз принимать поправки в бюджет. Практически, процесс реализации программных задач бюджета переходит в ручной режим управления, что делает бессмысленным трехлетнее планирование.
Бюджет привязан во многом к внешним факторам. Начиная с 2008 года лет все наши беды объясняли мировым кризисом, потом его последствиями, теперь условиями осложнения геополитической обстановки, санкциями, курсом доллара, снижением цены на нефть, консервативной инвестиционной политикой частных компаний, замедлением внутреннего спроса на промышленную продукцию.
В целом, анализ показывает, что, несмотря на ряд положительных показателей, учитывая действие множества негативных экономических и социальных факторов, в прогнозируемом периоде наблюдается замедление темпов роста оборота малых и средних предприятий, а также производства продукции отдельных отраслей промышленности.
Остановимся на расходной части бюджета.
При всем обилии представленных к закону приложений, диаграмм, таблиц, нет четкого преставления о прямой связи объема валового регионального продукта, производимого в области и структуры расходной части бюджета. В то же время, при общем снижении расходов областного бюджета по сравнению с плановыми показателями 2014 года на 10,5 млрд. по разделу национальная экономика намечено снижение на 4 млрд. Комментарии излишни.
По данным социологических опросов, одной из самых проблемных в области является система ЖКХ, которая теряет при этом в 2015 году почти 3 миллиарда.
Существенные потери в финансировании несут здравоохранение, образование, физическая культура и спорт.
Что касается подавляющего большинства муниципальных образований, то в них вводится прямое внешнее управление бюджетами, что в совокупности с принимаемым сегодня законом о выборах глав и депутатов муниципальных образований окончательно ставит крест на едва теплившихся в области демократических основах
Одной из важнейших заявленных в пояснительной записке задач является соблюдение взвешенной долговой политики, направленной на ограничение размера государственного долга Ростовской области и дефицита областного бюджета с учетом требований бюджетного законодательства. При этом в представленном законопроекте дефицит областного бюджета на 2015 год запланирован в сумме 13,7 млрд. рублей, что почти в два раза выше первоначального.
В суммарном отношении верхний предел долга в 2015 году увеличится в сравнении с первичным показателем на 1 января 2015 года на 11 ,6 млрд. рублей, или на 42,8%. В плановом периоде предусмотрено также увеличение относительного показателя до 55,8% в 2017 году.
Таких, мягко говоря, тревожных показателей в Ростовской области никогда не было.
При этом по непонятным мотивам Правительство области предпочитает брать коммерческие кредиты, не используя возможности привлечения бюджетных под 0,1 %
Из года в год наши прогнозы сбываются. Но никакой реакции на свои предложения мы не видим. И каждый раз приходится констатировать, что предлагаемый бюджет не отвечает интересам жителей Донского края, и абсолютно не соотносится с задачами реального развития экономики и социальной сферы области
Такой бюджет мы поддержать не можем.