< Предыдущая | Следующая > |
---|
В начале месяца донские парламентарии-коммунисты провели в областном ЗакСобрании заседание «круглого стола» с участием депутатов, представителей регионального правительства и общественности по теме, которая волнует сегодня каждого жителя донского края: «О состоянии цен на потребительские и продовольственные товары». Предлагаем Вашему вниманию Рекомендации заседания "круглого стола", выработанные по итогам его работы.
Рекомендации
заседания «круглого стола» на тему:
«О состоянии цен на потребительские и продовольственные товары»
Обсудив состояние цен на потребительские и продовольственные товары участники круглого стола отмечают следующее:
Согласно официальным данным Ростовстата по итогам 2014 года на потребительском рынке Ростовской области общее удорожание основных товаров и услуг составило 11,8 процента, что превышает среднероссийский показатель (11,4%), и значительно выше среднеобластного уровня прошлого года (6,6% в декабре 2013 года). При этом, на региональном рынке, опережая среднероссийские темпы удорожания, росли цены на продовольственные товары (на 0,7 процентного пункта) и платные услуги (на 0,1 процентного пункта). На рынке непродовольственных товаров зафиксированы равнозначные темпы удорожания (на 8,1%).
Основным фактором роста цен на потребительском рынке области в прошедшем году стало удорожание продовольственных товаров – на 16,1% к уровню декабря 2013 года (по Российской Федерации – на 15,4%). Менее значительно выросли цены на платные услуги – на 10,6% (по Российской Федерации – на 10,5%) и основные непродовольственные товары (на 8,1%).
По итогам 2014 года среди представленных на региональном рынке продовольственных товаров более всего выросли цены на продукты переработки зерна и изделий из них. Так, крупа и бобовые подорожали на 45,8 процента, макаронные изделия – на 7,9 процента, хлеб и хлебобулочные изделия – на 6,3 процента, пшеничная мука – на 4,3 (к уровню декабря 2013 года, а к уровню января 2014 г. на 8%). Кроме того, выросли цены на сахар (на 45,2%), сыры (на 20,9%) и мясопродукты (на 20,1%). Значительно подорожала плодоовощная продукция, включая картофель (на 20,0%). При этом, овощи стали дороже на 22,7 процента, фрукты и цитрусовые – на 20,7 процента, картофель – на 14 процентов. Было отмечено повышение цен на молоко и молочную продукцию, а также на рыбопродукты (на 15,5% по каждой товарной группе), сливочное масло (на 15,3%). Чай и кофе подорожали на 11,8 процента, кондитерские изделия – на 11,5 процента, соль, соусы, специи и концентраты – на 7,6 процента, яйца – на 7,3 процента. Более умерено подорожало варенье, джем, повидло, мед (на 4,9%).
Рекордсменами в подорожании из социально значимых товаров первой необходимости стали: крупа гречневая – на 122 %, сахар-песок – на 66,5%, капуста – на 65%, рис – на 39%, рыба замороженная неразделанная – на 36,1%, куры – на 32,7%, свинина – на 30,9%.
В целом по группе социально значимых товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. № 530, по официальным данным подорожание за 2014 год составило 21,1%.
Реально же по оценкам экспертов стоимость выросла ещё больше.
При этом среднемесячная начисленная заработная плата в Ростовской области выросла по данным Ростовстата на 9,4 %, а среднедушевые денежные доходы населения области на 7,24%.
К концу 2014 года на потребительском рынке непродовольственных товаров среди товаров необязательного пользования в разной степени вырос уровень средних цен на все наблюдаемые товары: средства связи (на 1,3%), ковры и ковровые изделия (на 4,7%), меха и меховые изделия (на 5,4%), персональные компьютеры (на 7,1%), ювелирные изделия (на 7,3%), легковые автомобили (на 8,2%), моторное топливо (на 9,9%), табачные изделия (на 27,7%). Подорожали товары ежедневного пользования (моющие и чистящие средства, парфюмерно-косметические товары, предметы галантереи) – на 8 – 9 процентов. Прирост потребительских цен отмечен на товары длительного пользования (телерадиотовары, предметы мебели, электротовары) – на 4,7 – 7,9 процента. Подорожали товары личного пользования (одежда, обувь, верхний трикотаж, чулочно-носочные изделия, бельевой трикотаж) - на 5,7 – 7,2 процента. Среди товаров домашнего обихода нитки стали дороже на 12 процентов, постельное белье – на 9,2 процента, стеклянная посуда – на 6,5 процента, фарфоро-фаянсовая посуда – на 6,3 процента, металлическая посуда – на 5,4 процента, часы – на 5,3 процента, полотенца – на 4,7 процента, спички – на 3,5 процента. Выросли цены на топливо (уголь, используемый населением для отопления жилища – на 37,0%), медикаменты (на 12,4%), печатные издания (на 11,7%), школьно-письменные принадлежности (на 10,1%), бумажно-беловые товары (на 8,6%), предметы садоводства (на 8,5%), товары для животных (на 7,9%), велосипеды и мотоциклы (на 6,7%), игрушки (на 6,1%), перевязочные материалы (на 5,0%), прочие культтовары (на 4,4%), строительные материалы (на 4,0%).
Удешевление (на 0,2%) было отмечено только на товары для физической культуры, спорта и туризма.
По итогам 2014 года среди наблюдаемых видов платных услуг, оказываемых населению области, с опережением подорожали отдельные виды услуг: услуги в сфере зарубежного туризма (на 58,8%), страхования (на 23,4%), ветеринарные услуги (на 11,2%), услуги организаций культуры (на 11,1%), образования (на 7,7%). С разной интенсивностью выросли цены и тарифы на все обязательные для населения виды платных услуг: жилищно-коммунальные услуги (на 12,9%), услуги пассажирского транспорта (на 8,0%) и связи (на 2,5%).
На основании изложенного участники «круглого стола» РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Законодательному Собранию Ростовской области
1. Учесть фактические показатели роста цен на социально значимые товары первой необходимости при внесении изменений в законодательные акты о прожиточном минимуме в Ростовской области и социальных выплатах в Ростовской области.
2. Разработать законодательное обеспечение по поддержке потребительской кооперации личных подсобных хозяйств и доступа их продукции на рынки и в торговые организации области.
2. Правительству Ростовской области:
1. Разработать комплекс мер по развитию сельскохозяйственного производства, стимулированию развития предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, меры финансовой поддержки непосредственно сельхозпроизводителей и переработчиков сельхозпродукции.
2. Предложить комплекс мер по обеспечению доступности товаров донских производителей на розничные рынки и в торговые организации на территории области.
3. Прекратить ликвидацию розничных рынков, мелкого и среднего бизнеса в сфере торговли, особенно в г. Ростове-на-Дону, в интересах крупных торговых сетей, не допускающих местного производителя на свои прилавки. Разработать меры поддержки этой сферы деятельности.
4. Обеспечить разработку и обеспечение комплекса мер по поддержке потребительской кооперации личных подсобных хозяйств и доступа их продукции на рынки и в торговые организации области.
5. Заморозить тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги естественных монополий, находящиеся в ведении РСТ Ростовской области.
3. Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Принять поправки к закону о торговле о введении ограничений торговой надбавки от производителя до реализации товара.
2. Проработать меры по контролю за обеспечением исполнения требований закона и применений мер административной и уголовной ответственности за нарушения в этой сфере.
3. В реализации антикризисных мер предусмотреть направление финансовых средств непосредственно производителям и переработчикам сельскохозяйственной продукции, а не банковским структурам.
4. Заморозить тарифы на электроэнергию, энергоносители, тарифы компаний с государственным участием (в первую очередь железнодорожный и водный транспорт).
5. Ограничить товарооборот иностранных торговых сетей до 30% в общем объеме товарооборота России.
6. Разрешить Муниципальным образованиям устанавливать предельно допустимые максимальные цены.
7. Разрешить субъектам РФ устанавливать предельно допустимые минимальные цены на товары отечественных товаропроизводителей.
8. Отменить в Законе « О рынках » норму обязательного перевода розничных рынков в стационарные помещения.
9. Создать потребительскую кооперацию, оказать ей финансовую помощь и содействие в возвращении утраченного имущества.
Участники «круглого стола» ЗАЯВЛЯЮТ:
Выход страны из тупика, куда ее завели либеральные поводыри, не в латании дыр, а в смене курса – это главное решение. Это решение можно реализовать только через разработку профессионально сделанной, научно обоснованной программы. И такая программа есть у КПРФ. Эта программа есть и у правительства, и у президента. Ее пока что положили под сукно, но жизнь все равно заставит вытащить и реализовать. Иной альтернативы просто нет.
В чем суть программы КПРФ?
Прежде всего, необходима смена экономического курса от ликвидации экономики к ее развитию. Это станет возможным только при вложении резервных средств в экономику и развитие инфраструктуры. При этом должна возрасти роль государства, как главного регулятора экономических процессов. Не может нормально развиваться тело без головы.
Надо создать мощный государственный сектор экономики, национализировав естественные монополии и базовые отрасли экономики. Государство для выполнения своих функций должно иметь мощную государственную экономическую базу, а не уповать только на фискальные функции.
Перекрыть каналы утечки капитала через офшорные зоны и зарубежные дочерние предприятия. Ограничить вывоз капитала юридическими и физическими лицами. По оценкам экспертов, в 2015 году из экономики России может быть выведено более 100 млрд. долларов. На фоне снижения инвестиционной активности, сокращение денежной массы внутри страны является дополнительным негативным фактором.
Больше уделять внимание внутреннему рынку страны, чем внешним связям, которые делают Россию потребителем высокотехнологичной продукции, а не партнером.
Остановить приватизацию. Установить мораторий на банкротство промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Субсидии сельскому хозяйству установить на уровне стран Евросоюза.
Остановить рост внутренних цен на газ, электроэнергию, горюче-смазочные материалы, особенно для сельского хозяйства.
Необходимо ввести прогрессивный налог на доходы и сверхдоходы.
Остаются актуальными предложения КПРФ на государственную монополию производства и реализацию вино-водочной продукции и табачных изделий. За время «реформ» к сожалению, и водка, и табак добавили много крестов на кладбищах, более 1 миллиона за этот период. Госмонополия позволила бы в значительной мере избежать этих жертв. Более того, госказна получила бы 15-18% дополнительных, так необходимых средств.
Все это даст возможность существенно увеличить доходную часть бюджета и вдохнуть свежее дыхание в стагнирующую экономику России.
Но правительство пока остается глухим к этим предложениям, продолжая двигаться по либеральному пути, указанному западными советниками еще в начале 90-х годов прошлого века.
Участники «круглого стола» обращаются к Президенту Российской Федерации В.В. Путину - отправить в отставку Правительство Российской Федерации во главе Д.А. Медведевым и сформировать правительство народного доверия из представителей народно-патриотических сил.