< Предыдущая | Следующая > |
---|
На 12-м заседании Законодательного Собрания Ростовской области принят областной закон "О представительных органах и главах муниципальных районов и главах поселений в Ростовской области". Следуя его букве, главы поселений теперь будут избираться депутатами поселенческих, а главы районов - депутатами районных Собраний. Возглавлять поселенческую и районную администрации и распоряжаться местными бюджетами станут назначенные по контракту сити-менеджеры. «В каждой территории должен быть эффективный хозяин», - сказал, представляя законопроект, губернатор Ростовской области Василий Голубев. Депутаты от «Единой России», взяв под козырек, отстранили жителей донского края от прямого участия в выборах органов муниципальной власти.
Мы попросили прокомментировать новый областной закон секретаря-координатора Ростовского обкома КПРФ, депутата Законодательного Собрания Ростовской области Владимира Карпенко, бывшего в девяностые годы главой города Сальска и Сальского района.
- Нынешний режим проводит реорганизацию системы формирования муниципальных органов власти практически перед каждыми выборами. Изменяя в очередной раз «правила игры» разработчики нового областного закона ставили три задачи: преодолеть тенденцию по снижению интереса к муниципальным выборам, повысить ответственность глав муниципальных образований за результаты своей работы, а также консолидировать усилия органов власти, направленных на повышение благосостояния жителей Ростовской области. Но из-под кудрявой шерсти торчат ослиные уши: в сентябре в регионе грядут губернаторские выборы и власть, не уверенная в их положительном исходе, стремится зачистить политическое поле и дезориентировать участников все ширящегося протестного движения.
Интерес к муниципальным выборам действительно упал до критического уровня. Но не к прямым выборам, а к выборам без выбора. И тут уж, говоря словами народной пословицы, нечего на зеркало пенять, коль рожа крива: в сельской глубинке волеизъявление народа давно заменено практикой замаскированных назначений. А улучшить благосостояние жителей Ростовской области и повысить ответственность глав администраций за выполненную работу вполне можно и при действующей системе формирования органов муниципальной власти. К сожалению, добиться более высокой степени открытости и гласности в действиях исполнительной власти в нашей действительности можно только массовыми акциями протеста.
В Сальском районе, когда я работал главой администрации, не было главы городского поселения, это направление курировал один из моих заместителей. Сейчас, в дополнение к районной, есть у города своя управа, обвешанная чиновниками. А вот налогооблагаемая база, что в городе, что в районе скукожилась: большинство промышленных и сельскохозяйственных предприятий или приказали долго жить, или ходят в долгах. И в структуре доходной части бюджета доля собственных доходов с 50-60 процентов сократилась до 16,5. Остальное – трансферты, дотации, субвенции, субсидии, федеральные и региональные. И сити-менеджеры будут не хозяевами, а обычными приказчиками по распределению этих финансовых поступлений.
Ну а главы города, района и сельских поселений, работающие на неоплачиваемой основе, превратятся в «свадебных генералов». Повысить их ответственность за результаты работы очень трудно, ведь они практически ни за что не будут отвечать, и оценить можно будет разве что их ораторское искусство. Да и с сити-менеджеров взятки гладки: как только «запахнет жареным», они подадут заявление «по собственному желанию» и – ищи ветра в поле.
При нынешней системе формирования муниципальных органов контроль за деятельностью должностных лиц гораздо более действенный. Жаль, что применяется он выборочно. На ежегодных отчетах перед депутатами представительных органов «неуды» выставляются редко, в основном, только представителям оппозиции. Так «двоечниками» незаслуженно стали мэр города Новочеркасска коммунист Владимир Кондратенко, глава Обливского района коммунист Александр Золотовский, мэр города Таганрога беспартийный Владимир Прасолов. А единороссы, глава Каменского района Николай Кольжанов и глава Орловского района Юрий Лопатько, не отстранены от должности даже находясь под следствием и под судом. Весь секрет в том, что одни являются «своими», а другие – «чужими».
При пока еще действующей системе формирования органом муниципальной власти прохождение кандидатов от оппозиции в депутаты представительных органов, избрание оппозиционеров главами поселений или муниципальных образований крайне затруднительно. Когда же начнет действовать новый закон, оппозиционным кандидатам, тем более коммунистам, путь к должности главы или сити-менеджера будет закрыт. Проиллюстрирую ситуацию на примере Сальского района. В районе 11 сельских поселений, в составе которых - по несколько населенных пунктов, находящихся на немалом расстоянии друг от друга. Преимущество кандидатов в депутаты от партии власти очень ощутимо благодаря административному, финансовому и информационному ресурсам. А теперь «медвежье» большинство депутатов, сформированное в «медвежьих углах» сельской глубинки, поставит непреодолимый барьер перед оппозиционными соискателями должности главы района или сити-менеджера.
Древнегреческий философ Диоген, который жил в бочке и ходил по Афинам днем с зажженным факелом, на недоуменные вопросы прохожих отвечал: «Я ищу человека». Разработчики проекта закона во главе с зам. губернатора, бывшим депутатом областного Заксобрания единороссом Александром Ищенко, без факелов быстренько нашли «человеков», способных стать хозяевами территорий, которых уже сейчас называют «не пришей кобыле хвост». А поспешишь, предупреждает русская пословица, и людей насмешишь.
Скажем, может так случиться, что глава одного из поселений будет избран главой Сальского района. Работать он тогда будет «на два фронта», сам себе подчиняться, но не получать за свои труды ни копейки и ждать «пожертвований в конвертах» от сити-менеджеров. Так называемый глава района, он же председатель районного Собрания депутатов, будет подписывать все нормативно-правовые акты, регламентирующие основы жизнедеятельности территории, но не будет иметь своего аппарата, ибо уже сейчас специалисты этой категории выводятся из штатного расписания. С ролью «пешки», которая никогда не станет ферзем, вряд ли кто из должностных лиц захочет. И тогда районной управленческой цепи неизбежно возникнут «замыкания», противоречия и конфликты.
Фракция КПРФ в областном Законодательном Собрании формирует пакет документов для обращения в Конституционный Суд о признании этого закона неконституционным. Но, скорее всего, у высшего арбитра в области государства и права до рассмотрения вопроса руки дойдут только после выборной кампании будущего года. А людям надоело ждать у моря погоды. Известно, что самым главным революционером является власть, своими действиями или бездействием она приближает революционную ситуацию, когда народу ничего не останется, как выйти на площадь.