Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Партия действует! » Депутаты и главы » Н.В. Коломейцев: Создаст ли предпосылки экономического роста федеральный бюджет в период 2018 - 2020 гг
Пятница, 27 Дек 2024

Н.В. Коломейцев: Создаст ли предпосылки экономического роста федеральный бюджет в период 2018 - 2020 гг

Печать
Предлагаем вашему вниманию статью первого заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Н.В. Коломейцева.
 
 
 
Проектировки федерального бюджета на 2018 - 2020 гг., подготовленные Минфином России, уже одобрены Правительством РФ. Основой для разработки указанных проектировок стали «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и Прогноз социально-экономического развития РФ на 2018 - 2020 гг., разработанный Минэкономразвития России.
 
Федеральный бюджет формируется, исходя из основных прогнозных показателей: инфляция — 4%; цена на нефть марки Urals 40,8 долл./барр. в 2018 г., 41,6 долл./барр. в 2019 г. и 42,4 долл./барр. в 2020 г.; курс рубля в 2018 г - 68.7 руб/ долл., затем ослабление с 69,8 руб./долл. до 72,7 руб./долл. в 2020 г. Подобный сценарий предполагает рост рублевой цены нефти с 2848 руб./барр. до 3082 руб./барр. в 2020 г., что и должно позволить нарастить нефтегазовые доходы (с 5,4 трлн руб. в 2018 г. до 5,8 трлн руб. в 2020 г.).
 
Экономические прогнозы предполагают возобновление мирового экономического роста, сохранение финансово-экономических санкций. В этих условиях прогнозируемый рост ВВП в 2018 году – 1,5%.
 
На 2018 год основными направлениями бюджетной политики остаются все те же задачи: снижение уровня инфляции, процентной кредитной ставки, активизация промышленного производства в условиях импортозамещения.
 
Бюджетная политика РФ на 2018 - 2020 гг. в целом остается консервативной: планируется снижать дефицит бюджета более активно за счет мобилизации доходов темпами, превышающими рост расходов.
 
Повышение доходов запланировано лишь на уровень инфляции в 2018 г. до 14,7 трлн руб. (+0,7 трлн руб.), а в 2019 г. до 15,3 трлн руб. (+0,5 трлн руб.).
 
Отсутствие роста доходов обусловленосохранением низких цен на нефть, сокращением объемов добычи, истощения запасов, то есть сохранением высокой сырьевой зависимости нашей экономики.
 
При этом планируется увеличить долю ненефтегазовых доходов до 64% в основном за счет налоговых поступлений. Так, в общей сумме ненефтегазовых доходов процент налоговых платежей за 3 года составит 52%: НДС – 35%; акцизы – 10%; налог на прибыль – 7%.
 
При этом расходы планируется практически заморозить на прежнем уровне (чуть более 16 трлн руб.). На основе нового бюджетного правила объем предельных расходов федерального бюджета на 2019 - 2020 гг. не может превышать суммы, складывающейся из нефтегазовых доходов, рассчитанных, исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю; прогнозного объема ненефтегазовых доходов и прогнозного объема расходов на обслуживание государственного долга.
 
Дефицит бюджета планируется сокращать: до 1,5 трлн руб. в 2018 г. (в 2017 г - 2 трлн руб.); 0,8-0,9 трлн руб. в 2019 - 2020 гг., соответственно. Основными источниками финансирования дефицита как и прежде будут внутренние заимствования посредством выпуска облигаций федерального займа (порядка 1 трлн руб. в год), и средства, накопленные в резервных фондах. С 2019 года планируется финансировать дефицит только за счет заимствований.
 
Таким образом, проект федерального бюджета фактически не направлен на реализацию необходимых структурных реформ в экономике и изменений бюджета (например, роста расходов для поддержки экономики или налоговых маневров). Изменение основных параметров связано в основном с корректировкой макроэкономического сценария. В результате правительство фактически консервирует существующий порядок вещей, отказываясь от активных действий по созданию условия для экономического роста.
 
Как известно, важнейшим фактором экономического роста является внутренний спрос.
 
Правительство РФ уверено, что «устойчивый рост внутреннего спроса в 2018 - 2020 гг. будет возможен благодаря продолжению роста реальных заработных плат» («Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», стр. 30). Однако для повышения реальных заработных плат предусматривается лишь индексация на уровень инфляции зарплат бюджетников.
 
Фактически же ситуация с уровнем доходов граждан России остается очень сложной. Согласно данным мониторинга РАНХиГС реальные доходы населения в июле 2017 г. упали на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Если брать данные с января по июль, то доходы снизились на 1,4%.
 
По экспертным данным ВШЭ уровень жизни россиян неуклонно снижался почти 3 года подряд, в результате чего граждане России обеднели на 20%. Согласно данным Росстата 22 миллиона россиян, или 15% населения, получали доход ниже прожиточного минимума. Из этих 22 миллионов 5 миллионов граждан работают за МРОТ. Остальным платят чуть больше МРОТ, но уровень их доходов все равно ниже прожиточного минимума.
 
Правда, недавно Президент РФ В.В. Путин предложил решить проблему соответствия МРОТ и размера прожиточного минимума в два этапа: в 2018 году поднять МРОТ (сейчас - 7,8 тыс. руб.) до 85% от прожиточного минимума (сейчас - около 11 тыс.руб.), а в 2019 г. уравнять эти показатели.
 
В тот же день Минтруд сообщил о подготовке законопроекта, который поднимает МРОТ почти на 22% с 2018 г. — до 9,5 тысячи рублей. Также Минтруд предлагает сравнять МРОТ и прожиточный минимума с 1 января 2019 года. Ожидается, что документ внесут в Госдуму одновременно с проектом федерального бюджета на 2018-2020 годы.
 
Однако уровень жизни можно поднимать двумя способами. Первый, эволюционный, предполагает стимулирование экономического роста и увеличение производительности труда. За счет внедрения инноваций, развития малого и среднего бизнеса растет экономика, а работники получают больше денег. Но этот вариант, даже в целевом прогнозе Минэкономразвития России, не предусмотрен. Увеличение объемов экономики в 2020 году прогнозируется на 3,1%, а рост реальных доходов прогнозируется на уровне 2,1% в 2018 г., 1,1% в 2019 г., 1,2% в 2020 г. То есть, эволюционным путем преодолеть бедность не получится.
 
Второй путь — уничтожение бедности по формальному признаку. Выравнивание МРОТ и прожиточного минимума это как раз такой способ, т.к. если МРОТ достигнет уровня прожиточного минимума, то автоматически сократится число граждан, живущих за чертой бедности,
 
Следует сказать, что прожиточный минимум — условный показатель, оторванный от реальности. Компоненты, из которых складывается прожиточный минимум, не всегда отражают реальное потребление. В прожиточный минимум в равных долях входят траты на еду (преимущественно хлеб, картофель и молоко; меньше на мясо, рыбу и фрукты), на непродовольственные товары вроде одежды и на оплату ряда услуг. На показатель прожиточного минимума ориентируются, например, при формировании бюджета, при определении расходов на социальные обязательства перед населением.
 
При этом, существует такой показатель, как субъективная бедность. По данным Росстата, в первом квартале 21,3% российских домохозяйств сообщили, что денег им хватает только на еду или не хватает даже на нее.
 
Таким образом, рассчитывать на то, что внутренний спрос граждан России в ближайшую трехлетку создаст условия для экономического роста, не приходится.
 
Нужны реальные меры по структурной реформе экономики, создание рабочих мест с достойной зарплатой. Этому могли бы способствовать, в том числе: осуществление реальных программ импортозамещения; удешевление и облегчение доступа к долгосрочным кредитам отечественным производителям, для чего необходимо законодательно ввести ответственность Банка России за обеспечение экономического роста, увеличения инвестиций и занятости.
 


Rambler's Top100