< Предыдущая | Следующая > |
---|
7 февраля в Госдуме на правительственном часе отчитывался Министр экономического развития РФ М.С. Орешкин. Ему задали вопросы депутаты-коммунисты. Они также выступили после доклада.
Н.В. Коломейцев:
- Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги.
Уважаемый Максим Станиславович, у нас все министры, которые отчитываются, особенно ваш предшественник умудрялся даже по пять прогнозов нам давать и статистический материал.
Связано ли то, что у вас ни слайдов, ни материала с тем, что вы сделали ведомственным Росстат, и из-за этого нет возможности получить информацию? Спасибо.
Председательствующий. Наверное, будет возможность в ответах Максиму Станиславовичу пояснить, почему нет материалов, с которыми могли депутаты ознакомиться. Ну, это недоработка, безусловно, потому что к "правительственным часам" нужно готовиться. Мы готовим "правительственные часы" совместно с аппаратом Правительства Российской Федерации, информация заранее есть и в аппарате правительства.
Александр Юрьевич, обращаем внимание на некачественную подготовку "правительственного часа".
С.М. Пантелеев:
- Спасибо. Максим Станиславович, любая страна, которая хочет развиваться без потрясений поступательно просто обязана планировать свое будущее, ставить цели, определять механизмы их достижения не на год, два, а на наиболее длительный период.
Ваш предшественник на посту министра фактически торпедировал тему стратегического планирования. Ваше личное отношение? И идет ли работа в недрах вашего министерства по данному направлению - внедрению стратегического планирования в Российской Федерации на срок от десяти и более лет в том числе в части стимулирования по росту объемов, качества и новых видов продукции в обрабатывающих отраслях промышленности?
Спасибо.
М.С. Орешкин:
- Спасибо большое за вопрос.
Ну вот из той работы, которую мы сделали за последний год - это и подготовка комплексного плана действий правительства, который как раз и показывает те ключевые точки, за счёт которых российская экономика могла расти. Мы этот прогноз сейчас представили, представили и в правительстве, в Администрацию президента. Я думаю, скоро сможем более детально о нём поговорить.
Отдельная работа - это стратегия пространственного развития. Сейчас мы провели очень большую работу по сбору из регионов информации о потребности в инфраструктуре, в первую очередь в федеральной инфраструктуре. Сейчас это всё собираем в общий план как раз для того, чтобы была единая карта развития инфраструктуры и она была, конечно же, увязана с теми проектами в том числе обрабатывающей промышленности, потому что инфраструктура - это то, что, во-первых, обеспечивает большую конкурентоспособность российских предприятий и обеспечивает доступ на внешние рынки, то есть сбыт продукции как на внутренний, так и на внешние рынки. Поэтому это направление считаем одним из самых важных и приоритетных, и сейчас вот как раз с регионами ведется активная работа, в том числе на следующей неделе на региональном форуме в Сочи будем с губернаторами эту тему подробно обсуждать.
П.С. Дорохин:
- Уважаемый Максим Станиславович, мой вопрос развивает вопрос коллеги моего Пантелеева.
Действительно, несколько лет назад при активной поддержке фракции КПРФ в Госдуме был принят закон о стратегическом планировании. Закон вернул в лексикон само понятие "планирование" и предложил принципы целевого, индикативного, стратегического планирования при развитии всех отраслей государства от экономики и социальной сферы до безопасности и обороны. Однако орган по стратегическому планированию - Росплан, со специальными полномочиями, как предусмотрено законом, в рамках Кабинета министров не был создан.
По инерции, согласно перечню полномочий, в правительстве за планирование отвечает Министерство экономического развития. В этой связи, как вы относитесь к созданию госкомитета по стратегическому планированию в Российской Федерации - Росплана на базе вашего министерства с его перепрофилированием для предания специальных
полномочий по межотраслевому и межрегиональному контролю на постоянной основе?
М.С. Орешкин:
- Я считаю, что создание каких-то дополнительных органов власти или организаций на самом деле зачастую будет маскировать проблему, а её не решать.
На самом деле мы активно продвигаемся в вопросах стратегического планирования. Сейчас, например, на площадке Совета Безопасности дорабатываются и вместе с ними, с коллегами, работаем по стратегическому прогнозу.
А что касается, вот я уже отвечал на вопрос целевого сценария, более высоких темпов роста, за счёт чего они могут быть достигнуты, разложены по факторам и по мерам, такой документ мы тоже представили. Он сейчас обсуждается в администрации президента.
В.Ф. Рашкин:
- Максим Станиславович, мы, фракция КПРФ, считаем, что экономическая ситуация тяжелая, кризисная в России, реальные доходы населения сокращаются, доходы населения не могут догнать потребительские цены на тарифы и продукты. Задача - уйти от сырьевого придатка развития - не решена, хотя президентом ставилась. Фракция КПРФ внесла в Государственную Думу законопроект, который предусматривает меры по переходу к плановому хозяйству. И, кроме этого, мы предлагаем строить экономику развития на основе планового хозяйства. Также мы предлагали проведение национализации в ряде отраслей, борьбу с коррупцией, утечкой капиталов за рубеж, уход предпринимателей в теневой сектор, деофшоризация , ну и многое другое. Мы делали письменный вопрос, чтобы вы осветили в докладе свою позицию по данному закону и данным предложениям.
Просьба тогда сейчас, мы не услышали это в докладе, прокомментировать ваше мнение по данному... (Микрофон отключён.)
М.С. Орешкин:
- Спасибо большое.
Ну что касается вопросов, то здесь на самом деле мы на все вопросы, которые поступили от всех фракций Государственной Думы, дали подробные ответы и направили эту информацию в Госдуму несколько дней назад, поэтому там ответы эти есть.
Но что касается эффективности планового хозяйства, я, может быть, себе позволю такую фразу. В своё время Леонид Ильич Брежнев ставил цель на одном из съездов КПСС решить продовольственную проблему. И продовольственная проблема в нашей стране была решена как раз не при плановом хозяйстве к концу 80-х годов, мы все прекрасно с вами знаем, какая была ситуация с доступностью продовольствия, а решена была при рыночной экономике.
Поэтому будем работать над тем, чтобы и доходы росли, и экономика росла. Спасибо.
Н.В. Арефьев:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги. Если Советский Союз был угроблен в результате "холодной войны", то Россию постепенно убивает война финансово-экономическая. Призывы к затягиванию поясов, к сплочению, единению уместны, но они звучат фальшиво на фоне реальных событий.
Еще совсем недавно вот с этой трибуны звучали гневные речи в адрес польских и украинских фашистов, которые уничтожают памятники советским воинам и советскую символику. В то же время в России было снесено восемь памятников Ленину, один памятник детям войны, и переименован город Тутаев, названный фамилией красноармейца.
Разве в России не искореняют советскую символику? Полным кощунством выглядело Знамя Победы без серпа, молота и звезды, которое несли на параде 2 февраля в городе Волгограде.
Чем же отличается Россия от Польши и Украины? Если там советскую символику уничтожают фашисты, то как называются люди, которые это делают у нас?
Выскабливание истории великого государства в том числе победы, щедро политой кровью наших отцов и матерей, - это измена своему Отечеству, великому народу, это подножка делу укрепления мира и единства народа, это подарок нашим заокеанским врагам.
Впрочем таких подарков много - вывоз капитала, уничтожение промышленности, сельского хозяйства, разрушение социальной сферы, Вооруженных Сил.
За всю последнюю историю России одно светлое пятно было в истории - это правительство Маслюкова, Примакова, которым удалось в короткие сроки восстановить разграбленную страну, но их быстро заменили, видимо, укрепление страны не входило в политические планы наших правителей.
Начиная с 2000 года, итоги всех последующих лет были плачевными и привели к неутешительному результату.
Удельный вес промышленности в 1999 году составил 32 процента, через 16 лет снизился до 27. Если в промышленности России вычесть 10 процентов нефтяной отрасли, то объем промышленности в ВВП составит 17 процентов, в Германии - 84.
Доля машиностроения в ВВП выглядит еще удручающе: в 2000 году было 15 процентов, в 2012-м - 8, в 2015-м - 1,4. По сравнению с 2000 годом страна стала производить вдвое меньше станков и троллейбусов, в три раза меньше тракторов, в пять раз меньше подшипников и так по всей номенклатуре.
Уровень использования среднегодовой производственной мощности за 16 лет стал в среднем составлять: в тракторостроении - 12 процентов, в станкостроении - 14, в производстве подшипников - 27. Вот вам резервы для экономического роста.
По итогам 2017 года все основные макроэкономические показатели за 17 лет стали ниже уровня 2000 года, то есть экономическая политика вела экономику не к развитию, а к упадку. По предварительным итогам 2017 года, рост экономики будет около 2,5 процента, промышленность и торговля выросли на 1 процент, услуги - на 0,2, строительство упало болеем чем на 2 процента. Необходимо отметить, что даже микроскопический рост был обеспечен не объёмами производства, а инфляцией. Если общая инфляция сложилась в 2,5 процента, то инфляция в промышленности - 7,6, на транспорте - 8, в энергетике - 5,7, в обеспечении водой - 9,5.
Всё это отразилось на уровне жизни народа. С 2013-го по 2017 годы доходы населения снизились на 13 процентов, соответственно расходы уменьшились на 15. В стране идёт массовое закрытие столовых, кафе, ресторанов и даже отечественных магазинов. Нет спроса. Плачевное состояние экономики отчасти объясняет повысившаяся цена на нефть. Появились лишние деньги, зачем же производить, если можно купить?
Импорт вырос на 24 процента, в том числе продовольствие - на 16. Годом ранее было снижение.
Об импортозамещении, похоже, забыли, с июня 2015 года, за 2,5 года, в России реализовано 882 проекта, вроде бы неплохо, но вспомните, сразу после войны в Советском Союзе восстанавливалось по 1,5 тысячи заводов и страна семимильными шагами шла к прогрессу. Чтобы сладить с импортозамещением, сегодня надо воссоздать те 75 тысяч заводов и фабрик, которые уничтожили эффективные менеджеры, при сегодняшних темпах понадобится 85 лет.
В то же время за 2017 год ликвидировано в обрабатывающих производствах 37 тысяч организаций, в 2016 году - 55 тысяч организаций, а открыто 495 проектов в рамках импортозамещения.
Цифры явно несопоставимые. Ликвидация опережает ввод новых мощностей. В условиях экономической экспансии Запада, продолжение уничтожения организаций просто неизбежно: в добывающей отрасли в общем объёме уставных капиталов 42 процента иностранные, получается, что иностранцы за 1,4 миллиарда долларов купили контроль над одной третьей оборота добывающей промышленности.
В торговле доля организаций с участием иностранного капитала - 81 процент, в пищевой промышленности — две трети, мы под контролем Запада изнутри, а ведь это всё-таки враги.
Где вы ещё можете увидеть такую игру в поддавки со странами, которые обложили государство санкциями? Но в правительстве продолжают скучать по иностранным инвестициям, но только зачем они? По данным Центрального банка, за последние 16 лет легальный вывоз капитала из России составил 550 миллиардов долларов или 32 триллиона рублей.
Незаконный отток, по данным "Global Financial Integrality", достиг 782 миллиарда долларов или 46 триллионов рублей по текущему курсу. Сегодня теневая экономика оценивается в 46 процентов ВВП, никто даже не пытался остановить этого беспредела, наоборот, сегодня на заседании мы пытаемся узаконить это преступление.
Есть такой ход: когда в стране беспорядок, выпускают уголовников из тюрем и начинается хаос. Вот сегодняшний закон, который мы сейчас будем рассматривать, похож на тот, что всех уголовников со всего мира мы приглашаем к себе, чтобы в стране навести хаос.
Созданы и узаконены схемы разворовывания государственных денежных средств, корпорация "Роснефть" и "Роснефтегаз" показывают убытки. Повышение курса доллара обогатило олигархов, зато Центральный банк утратил 9,9 триллиона рублей активов, лишился 630 миллиардов рублей доходов, 211 миллиардов рублей прибыли, а ведь это наши государственные средства.
Три года, как подняли ключевую ставку и курс валют ради борьбы с инфляцией, но кредитные ресурсы и сегодня остаются недоступными.
Инфляция 2,5 процента. Тогда почему ключевая ставка больше 7 процентов? Кредиты...
Она должна быть 3-4 процента, кредитные ресурсы от 12 до 25 процентов, а должны быть 5-6. Почему душат экономику без причин и какова роль в этом случае Минэкономразвития?
Но министерство занимается гаданием на кофейной гуще: что будет с экономикой в ближайшие годы. Даже гадалка на рынке даёт один вариант ответа, а Минэкономразвития даёт три и ни один не сбывается. То есть, руководства экономикой нет, она плывёт по течению, на дно. Тогда зачем это министерство, которое ничем не руководит, не направляет, ни за что не отвечает, но пожирает огромные средства?
Сейчас в год выборов скромно заявляют, что, возможно, экономика даст 3 процента роста в ближайшие годы. Но что это такое? 3 процента роста в ... экономике - это полсмены выпуска станков, меньше сменного выпуска комбайнов в советское время. Российская экономика сегодня находится в таком положении, когда рост даже в 10 процентов нельзя считать значительным. Нужно загружать действующие производственные мощности, строить новые заводы и фабрики, а для этого надо отобрать у США более 100 миллиардов долларов наших денег и отдать их на инвестиции, ввести санкции на все иностранные торговые сети, выгнать всех иностранных инвесторов-кровососов, сделать кредиты на уровне 3-4 процента годовых, повысить потребительский спрос. В общем, надо сделать то, что знает даже студент второго курса экономического факультета. Жаль, что Минэкономразвития руководствуется не наукой, а домыслами гайдаровского форума и советами заокеанских друзей. Эти советы превратили нашу страну из мощного государства, с которым все считались, в побирушку, которая клянчит деньги, у которой арестовывают за границей граждан, счета, суда, самолёты, у которой не пускают на Олимпиаду спортсменов, предлагают унизительные процедуры участия. "За державу обидно" - так говорил таможенник Верещагин. Спасибо.