< Предыдущая | Следующая > |
---|
Предлагаем вашему вниманию статью первого заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Н.В.Коломейцева «Дивидендные доходы бюджета: госкомпании не спешат рассчитаться за вложенные в них триллионы».
Правительство РФ с 2015 пытается ввести норму выплаты дивидендных доходов в федеральный бюджет всеми госкомпаниями на уровне 50% прибыли по МФСО, но некоторые крупнейшие нефтегазовые компании и госбанки стремятся эту норму, приводя различные причины, не выполнять.
В 2018 году исключение из правила сделано для "Газпрома", но Минфин в бюджете на 2019-2021 гг. вновь заложил выплату "Газпромом" дивидендов в размере 50% прибыли по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности).
В бюджет на 2019-2021 годы Минфин вновь заложил выплату дивидендов всеми госкомпаниями не менее 50 % чистой прибыли, что должно составить 542,3 миллиарда рублей в 2019 г. (против 250,7 млрд руб. в 2018 г.), а в 2021 году - 639,7 млрд рублей.
Дивидендную политику госкомпаний регулирует распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2006 года №774-р (с изменениями на 18 мая 2017 года), согласно этому документу, госкомпании должны отдавать акционерам не менее 25% прибыли. В 2016 году Минфин подготовил поправки в распоряжение №774-р, включая фиксацию нормы о 50% прибыли, но после согласований они были утверждены лишь частично, и минимальная планка в 25% прибыли в документе осталась.
Минфин РФ заложил в проект федерального бюджета 2019–2021 годов прогнозируемое поступление дивидендов госкомпаний в сумме около 1,9 трлн руб. за 3 года. Однако Росимущество — главный администратор данного вида доходов —планирует указанные доходы значительно в меньшем размере 581 млрд руб. По прогнозу Минфина, в 2019 году госкомпании должны перечислить в федеральный бюджет 588 млрд руб. дивидендов, в 2020 году — 625,8 млрд руб. и в 2021 году — 674,8 млрд руб. Прогноз Росимущества на 2019-2021 гг. — 195,7 млрд руб., 202,2 млрд руб., 183,5 млрд руб., соответственно. Такое расхождение в прогнозных поступлениях дивидендных выплат свидетельствует о низком уровне бюджетных прогнозов и их недостаточной обоснованности.
Минфин и Росимущество не в первый раз расходятся в количественных оценках поступления дивидендов.
В 2017 году прогноз Минфина по дивидендам доходам на 2018-2020 гг. превосходил соответствующую оценку Росимущества в 2,3 раза, в 2016 г.— в 2,1 раза. В 2017 году консервативный прогноз Росимущества оказался более точным, а Минфин РФ в ходе исполнения бюджета 2017 года был вынужден наполовину сократить свой первоначальный план. То есть Минфин РФ при планировании федерального бюджета закладывает риски неисполнения в полном объеме части доходов федерального бюджета.
Минфин РФ при планировании дивидендов на 2019-2021 гг. в очередной раз запланировал выплату всеми госкомпаниями 50% чистой прибыли, соответственно. А Росимуществом по ряду крупнейших акционерных обществ представлен прогноз выплаты дивидендов в размере менее 50% чистой прибыли, определенной по МСФО, исключения сделаны «с учетом специфики долгосрочных программ развития некоторых акционерных обществ и специфики деятельности в соответствующих отраслях».
Такая практика применяется несколько лет, так в 2017 году правительство принимало «отдельные» решения по выплате дивидендов для «Газпрома» (20% чистой прибыли по МСФО), «Роснефти» (35% чистой прибыли по МСФО), международного аэропорта Шереметьево (всю прибыль оставить в распоряжении предприятия), концерна «Алмаз-Антей» и корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (не предусматривать выплату дивидендов), «Россетей» (сделать ряд исключения из чистой прибыли, используемой для расчета дивидендов), «Транснефти» (100% чистой прибыли по РСБУ- российскому стандарту бухгалтерского учета).
Одной из причин завышения прогнозных данных Минфина РФ о дивидендах относительно прогноза Росимущества — использование Минфином данных агентства «Блумберг» о прогнозных объемах чистой прибыли госкомпаний. («Блумберг» («Bloomberg») - это мировая корпорация, основной сферой деятельности которой являются вопросы финансового консультирования, ведущий поставщик финансовой информации для профессиональных участников финансовых рынков. «Bloomberg» — это американская компания, была основана в 1981 году, основатель Майкл Блумберг)
Насколько надо не доверять своим компаниям, своим федеральным ведомствам и министерствам, чтобы за основу расчета бюджетных проектировок брать данные американской компании.!!!
Но, оказывается, такое решение обосновано, т.к. и компании, и ведомства занижают базу расчетов дивидендов.
Так, Росимущество для своих расчетов дивидендных выплат, использовало данные, представленные самими компаниями (что соответствует Методике прогнозирования доходов федерального бюджета, которую сам же Минфин в свое время согласовал).
Минфин пояснил, что поступления дивидендов «рассчитаны на основе прогноза Росимущества, при этом по крупным публичным компаниям расчет был скорректирован в части оценки прогноза чистой прибыли. Данные о прогнозе чистой прибыли были сформированы на основе консенсус-прогноза «Блумберг».
По данным Минфина РФ консенсус-прогнозы «Блумберг» формируются как среднее значение множества прогнозов профильных аналитиков. При прогнозировании используется широкий круг как российских, так и зарубежных прогнозных центров».
По оценке Счетной палаты, существует риск неисполнения прогноза Минфина РФ по сбору дивидендов госкомпаний — минус 392,3 млрд руб. в 2019 году, 423,5 млрд руб. в 2020 году и 491,3 млрд руб. в 2021 году.
При этом, по мнению А.Кудрина, не надо законодательно закреплять норматив выплаты дивидендов в размере 50% чистой прибыли. "В каждой конкретной ситуации акционеры, в том числе правительство, выбирает стратегию: больше инвестировать в данный момент, допустим, если это выгодные вложения, или лучше выплатить дивиденд, в каждом конкретном случае это требует уточнения»(Ист:https://www.vestifinance.ru/articles/ 107594).
Каждая государственная компания в 2017 году нашла причину не выполнять норму выплаты дивидендных доходов в федеральный бюджет (На примере 5 госкомпаний):
1. По результатам 2017-го года «Газпром» должен был направить на выплату дивидендов от 17,5 до 35% чистой прибыли, но по факту направил лишь 26%, объяснив это тем, что расширяет бизнес и тратит все свободные деньги на инвестиции.
2. «Газпромнефть» принадлежит «Газпрому» на 95% — большая часть денег идет на инвестиции материнской компании, а не инвесторам. Газпромнефть», обязавшаяся выплатить не менее 25% чистой прибыли в виде дивидендов, выплатила 28%.
3. «ИнтерРАО» была обязана направить на дивиденды не менее 25% прибыли – направила фактически ровно 25%. Формальное пояснение: большая часть акций «ИнтерРАО» принадлежит трем государственным компаниям. Не совсем понятно, как это влияет на обязанность платить дивиденды, в том числе и государству.jQuery18306239449817586018_1542031157148?
4. «Россети» получили прибыль по МСФО, но убыток по РСБУ. По дивидендной политике компания может не платить дивиденды. По МСФО у компании прибыль за 2017 г., а по РСБУ - чистый убыток 13,243 млрд руб. против чистой прибыли в размере 222,4 млрд руб. в 2016 г.
Акционеры «Россетей» приняли решение не выплачивать дивиденды по итогам 2017 года из-за чистого убытка. Решение было принято на годовом общем собрании акционеров компании.
По итогам 2016 года общая сумма дивидендов за 2016 г. составила 3,79 млрд руб., по итогам 2015 года компания не выплачивала дивиденды в связи с убытком по РСБУ. До этого выплата дивидендов «Россетей» была произведена в 2013 году по итогам работы за 2012 год, объем дивидендов по привилегированным акциям составил 166 млн руб.
5. «Сбербанк» обязан был направить на дивиденды не менее 25% прибыли – фактически отправил 36%. Руководство считает, что в настоящий момент лучше не тратить значительные средства на дивиденды, а сохранять деньги на счетах, чтобы не допустить дефолта банка. Банк рассчитывает начать направлять на выплату дивидендов 50% чистой прибыли, начиная с 2020 года, когда планирует заработать 1 трлн рублей прибыли.
По мнении экспертов главная проблема выплаты дивидендов российскими госкомпаниями «…находится несколько глубже, чем это принято рассматривать. Она заключается в том, что Россия никак не может определиться с типом экономической парадигмы. Если Россия привержена рыночной экономике, то тогда государственное вмешательство в дивидендную политику госкомпании должно осуществляться в соответствии с рыночным механизмом (собранием акционеров). Если же экономика преимущественно плановая, то тогда все еще проще: дивиденды определяются в соответствии с государственным планом». (Ист. Центр аналитики и финансовых технологий).
По факту мы видим некую гибридную форму, в которой главный ориентир – на плановость, для учета дивидендов в бюджете, но при этом, «чтобы, как на Западе», окончательно решение принимается собранием акционеров с учетом финансовых потребностей отдельных госкомпаний.
Получается, что и процесс определения дивидендов непрозрачный и не рыночный, т.к. уровень дивидендов «некоторых» российских государственных корпораций определяется за закрытыми дверями. Этот механизм не вызывает доверия у инвесторов.
Таким образом, Минфин из года в год в разы ошибается в своих прогнозах по дивидендным поступлениям в бюджет, так как существует «ручное управление». А госкомпании, используя это, находят причины и не спешат рассчитаться за вложенные в них государством триллионы.
Такая ситуация сохранится до тех пор, пока не будет ясно какую конкретно модель экономической политики будет проводить Правительство.