< Предыдущая | Следующая > |
---|
Выступление первого заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Н.В. Коломейцева 11 декабря 2018 года на пленарном заседании по вопросу «О проекте федерального закона №549419-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (в части уточнения полномочий Госкорпорации «Роскосмос»).
Уважаемые коллеги! Вот что хотелось бы услышать от представителя правительства, заместителя генерального директора ГК «Роскосмос», который представляет три законопроекта? Ответы на вопросы.
Первый вопрос: почему мы утратили лидерство в пилотируемой космонавтике? На 1991 год мы примерно на 40 лет опережали американцев в пилотируемой космонавтике.
Хотелось бы получить ответ и на второй вопрос: что вы вынесли из анализа происшедших аварий? Почему они случились? Честно ответьте. Вместо генерального конструктора, генерального директора вы поставили псевдоменеджеров, которые ничего не понимают в космонавтике. В результате началась замена материалов, которые в принципе не могут быть заменены с учётом условий. Вы порушили космическую отрасль, в советское время конкурентную, потому что тогда, как правило, КБ параллельно занимались решением одинаковых задач, но с разными подходами. Вы уже оптимизировали всё, что можно было оптимизировать, с коммерческим подходом, о котором здесь докладывал представитель комитета, вы в принципе ликвидировали все наши преимущества.
С нашей точки зрения, ни один из предлагаемых законопроектов не решит ни одну из насущных проблем. Проблему вопиющего воровства, что происходило на космодроме Восточный, что происходило у вашего предшественника и было выявлено различными контрольными органами, лицензированием нельзя решить!
В любой отрасли, особенно в таких отраслях, как авиация, космонавтика, прежде всего, должны быть школы, которые в состоянии понять, чем они занимаются, и продуцировать кадры. А у нас, что получается? Если раньше для космической отрасли студентов отбирали фактически со вторых курсов, потом давали им специальные стипендии и привлекали к разработкам, то, что происходит сегодня? У нас фактически, я сказал бы так, утерян престиж инженерной профессии как таковой. По пальцам одной руки можно посчитать технические вузы, где ещё выпускают инженеров, которых не страшно допускать к серьёзным разработкам.
Административный штраф — это дело хорошее, но в данной ситуации... Я же задал вам вопрос, а вы не ответили. Вот, скажем так, вы взяли и запустили в космос несколько миллиардов, они упали, ну выписали вы штраф 300 тысяч рублей — а кто возместит стране упавшие миллиарды? Не может космос приносить прибыль. Не может! При нынешней структуре, которую вы сделали... Я же вам специально задал вопрос о "Молнии" и центре Хруничева. Это две головные корпорации, два КБ, которые разработали проект "Буран": тринадцать создали, один слетал, а из всех остальных в лучшем случае музей или ресторан сделали.
Сегодня наша страна не сможет сделать "Буран", в то время как американский аэрокосмический самолёт — я вам здесь приводил данные наших спецслужб — уже летает два года, и мы не знаем, где он летает, где он опускается, что он фотографирует и что у него на борту. Мы это сделать не можем, потому что с такой структурой, как у вас, когда по принципу приближённости ко двору можно получить любое предприятие, нельзя что-то серьёзное собрать. С моей точки зрения, только замкнутая система предприятий, которые способны производить серьёзные летательные аппараты... Воссоздание этой системы — это уже даже не одного десятилетия вопрос, потому что утеряны школы. Что бы вы здесь ни рассказывали, для того, чтобы школу создать, нужны десятилетия, чтобы потерять — полгода. Вы что, не знаете, что центр Хруничева хоронили из-за желания осуществить застройку в центре Москвы, где у него слишком много земли? Поставили некомпетентных руководителей, которые вывели активы, станки, повесили на центр чужие долги, чтобы обанкротить. Если вы этого не знаете, я вам могу дать документы.
Здесь проблема заключается в следующем. Если мы хотим вернуться в строй конкурирующих... Сегодня мы не являемся таковыми, вы же знаете: вы из "Роскосмоса", и вы знаете, что мы неконкурентоспособны в коммерческих запусках вообще, потому что все эти падения нанесли колоссальный, непоправимый урон. И самое страшное, что даже на такие предприятия, как "Энергомаш", вы пускаете американцев. Это страшное дело! С моей точки зрения, это непонимание государственной ответственности за ваши задачи.
В данной ситуации, по нашему глубокому убеждению, ни один из предполагаемых законов не решит ни одной проблемы, не вернёт нашей космической отрасли конкурентоспособность, потому что не может быть без вложений ни одного серьёзного изобретения. Мы, к сожалению, ни в авиации, ни в космосе лидерами уже не являемся в силу утери школ.
Мы не будем поддерживать эти законопроекты, потому что пока не видим в них смысла. Нужна серьёзная мозговая атака, нужно переформатирование, а главное — должны быть руководители, которые понимают, чем они управляют. "Роскосмосом" должны управлять как минимум инженеры, которые не менее 30 лет посвятили космосу, которые понимают космические задачи, которые знают, что луноход на Луну мы посадили раньше, чем туда слетали или не слетали американцы. Мы это сами делали. Ведущей может быть страна, которая может сделать подшипник для гироскопа, которая может сделать самолёт и которая может запустить спутник. Мы эти три задачи решить не можем.