< Предыдущая | Следующая > |
---|
На прошлогодних выборах в областное Законодательное Собрание коммунисты Ростовской области провели восемь депутатов. Избранников от КПРФ, по общему убеждению, было б намного больше, да власти против известных красных лидеров использовали административный ресурс и прочие выборные технологии. Татьяна Иващенко, поселенческий депутат из хутора Ленинаван, опасности, по мнению выборных технологов, не представляла. Первый номер в партийном списке был «непроходным», так как из пригородных Аксайского и Мясниковского районов депутатов в региональный парламент еще никогда не избирали: в Ростове-на Дону и Новочеркасске своих претендентов-тяжеловесов было с избытком. И триумф безработной учительницы оказался неожиданным для всех. Кроме – первого секретаря Мясниковского райкома КПРФ Багдасара Псрдияна. Он-то в ее бойцовских качествах не сомневался.
Безработной Татьяна Хевондовна, зам. директора хуторской школы по воспитательной работе и учитель истории и обществоведения, стала два года назад, когда вместе с учениками старших классов воспрепятствовала захвату участка школьной территории под строительство непрофильного объекта. Строительные работы были заблокированы, а зачинщицу «бунта» вызвали в районную администрацию, где ее пыталась образумить начальник управления образования.
- Вы нарушили профессиональную этику, не выполнив распоряжение директора, убеждала ее кандидат филологических наук Рита Бзизян. – Не допустите ошибки, когда подобная ситуация возникнет снова…
- Я свои принципы не меняю в зависимости от обстоятельств! – ответила Татьяна Хевондовна и этим превратила себя в безработную.
- Человек с принципами не может работать в бюджетной сфере! - заключила начальник управления, привыкшая к тому, что ее слово в районном школьном «царстве» было законом.
«Зачинщица бунта» была «отделена» от школы. Но оставались ребята, оставались члены родительского комитета. 190 хуторян поставили подписи под обращением к главе района Владимиру Калифяну с требованием предоставить застройщикам другой участок. Так акции в защиту школьного двора плавно перешли в агитационную кампанию по выборам Собрания Краснокрымского сельского поселения, в котором после дня голосования появилась фракция КПРФ из двух депутатов. Тут уж любые земельные аферы не могли проскользнуть мимо Татьяны Иващенко, и были они обречены на провал. На одном только «фронте» сдвигов не было: в учительский коллектив, в школу, которую строили ее дед и отец, путь ей был закрыт.
Дед Татьяны Иващенко, Крикор Пудеян, был одним из создателей в хуторе колхоза, после войны вывел хозяйство в передовые. В Ленинаване были на средства колхоза построены добротные дома, современная школа, клуб и другие объекты инфраструктуры. Председательский сын, Хевонд Пудеян, проводил в дома хуторян лампочки Ильича, был бригадиром передовой комплексной бригады и парторгом хозяйства. А мама, хуторская учительница создала в школе краеведческий музей, и передала эстафету своим дочерям Ларисе и Татьяне, которые и в годы «перестройки» не разбазаривали, а преумножали драгоценные экспонаты. И живут в памяти нынешнего поколения бойцы бессмертного полка хутора Ленинаван – в фронтовых треугольниках писем, траурных «похоронках», в добытых кровью земляков орденах и медалях.
За два «безработных» года сдвинулся с мертвой точки вопрос о строительстве здания начальной школы: как раз пригодился участок «отбитый» у застройщиков учениками и учительницей Иващенко. Говорят, что и проект уже есть, и бюджетные средства выделены, и срок начала строительства определен. А в центре хутора появился парк культуры и отдыха. На его сооружение муниципальные чиновники денег у государства не просили: все расходы, в том числе и изготовление проекта, оплатил хуторской колхоз «Новая волна», председателем которого является старшая сестра Татьяны Хевондовны – Лариса. Тоже в свое время работавшая заместителем директора хуторской школы по учебно-воспитательной работе и учителем истории и обществоведения. Аграрием Лариса Хевондовна стала… нечаянно.
- Пришла она вместо мужа на собрание пайщиков земли, и поняла, что намечается грандиозная афера по продаже долевых паев, расположенных у автотрассы, - вводит в курс дела Багдасар Псрдиян. - Лариса Хевондовна, сама владеющая основами юриспруденции, нашла нужных специалистов, и махинаторы получили повестки в суд.
Четыре года длились судебные тяжбы, авторов фальшивых протоколов удалось вывести на чистую воду. А Лариса Крюкова, по воле 306 владельцев 1224 гектаров долевых паев стала председателем колхоза, названного, в память о колхозе «Волна революции», созданном в 30-е годы прошлого века. Теперь в хуторе Ленинаван есть лучший в районе парк – с аллеями, цветниками, дорожками, ротондами и памятниками.
А летом 20018 г. начался новый этап в жизни большой семьи Пудеян – Крюковых – Иващенко. Лидер районных коммунистов Борис Псрдиян предложил Татьяне Хевондовне дать согласие на включение первым номером в окружной партийный список по выборам депутатов областного Законодательного собрания. Звучит «титул» громко, но на самом деле место было «непроходное». Понимали и родные, совета у которых попросила Татьяна, что ее главное предназначение – борьба на «политических баррикадах». Но – поддержали, воодушевили и обещали помощь и в агитационной работе, и на избирательных участках. А Багдасар Саркисович, партийный секретарь, и на этот раз не сомневался в успехе. Потому что знал, из какой героической она семьи, никакие трудности ее не остановят.
- Так я, списочница, впряглась в работу и как одномандатница, трудилась до седьмого пота, - с улыбкой вспоминает она жаркое лето 2018 года. – Побывала несколько раз во всех хуторах, на всех предприятиях, не пропустила ни одного детского сада, ни одной школы.
Пришла на ее встречу с избирателями и начальник районного отдела образования, чтобы принародно «дать бой» зарвавшейся «бунтарке». Как водится, безопелляционно изрекла: «Конфликтный человек не может быть кандидатом!» И получила достойный ответ – уже не от простой учительницы, а от закаленного в борьбе политического бойца.
- Я не конфликтный, я, скорее, эмоциональный человек, - сказала Татьяна Хевондовна. – Но в отличие от вас, Рита Вартересовна, человек очень принципиальный. И очень горжусь своими учениками, из которых смогла воспитать молодых граждан, имеющих гражданскую позицию!
Закрутить гайки было уже поздно. Иващенко продолжила агитационную работу в соседнем Аксайском районе. С такой же настойчивостью, упорством, несмотря на противодействие чиновников. И, как говорит секретарь Аксайского РК КПРФ Евгений Голец, ее пример не давал расслабиться молодым агитаторам-аксайчанам. На участках для голосования избиратели, не найдя ее фамилию в бюллетене, теребили членов УИК: «Где можно проголосовать за Иващенко? Поддались ее «гипнозу» даже учителя, которых, как известно, немало в избирательных комиссиях. В большинстве УИК не было тотальной фальсификации. И партийный список КПРФ в Мясниковском и Аксайском районах набрал третий результат в области.
За полгода, что прошло со времени вручения мандата народного избранника, имя депутата-новичка дважды было, как говорится, у всех на устах. Сначала – в районе и в родном хуторе, где по инициативе депутата Иващенко была открыта «парта героя». В хутор Ленинаван приехали чиновники и депутаты Заксобрания и сразу четыре депутата Государственной думы. Теперь парта, за которой сидел когда-то одноклассник Татьяны Хевондовны Арменак Тарабашьян, погибший в Афганистане, стала музейным экспонатом. А гости, донские и московские, были приятно удивлены, что в небольшом хуторе имеется такой профессионально оформленный краеведческий музей. Второй раз Татьяна Иващенко приковала к себе внимание на шестом заседании Законодательного собрания.
Обсуждался на нем статус административного центра Ростовской области. Вопрос уже в кулуарах власти решенный, дебаты были, можно сказать, формальными. До того момента, пока слово не предоставили Татьяне Иващенко.
- Авторы закона утверждают, что его создание решит множество проблем с транспортным обслуживанием, с экологией, с рабочими местами, с развитием инфраструктуры, - сказала Татьяна Хевондовна. – А что мешает и мешало уже сейчас изменить ситуацию на мосту Малиновского, на кольце Вавилова, что мешало сначала построить дорогу, а потом Суворовский жилой массив?
И хоть депутат не уложилась в положенное по регламенту время, председательствующий не решился отключить микрофон. А потом доброжелатели передали ей слова больших начальников: Мясниковский район не будет включен в агломерацию. А еще - и что ее речь не зазорно произнести и с трибуны Государственной думы.