Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Партия действует! » Депутаты и главы » Н.В. Коломейцев: Кто ответит за потерю контроля России над важнейшими отраслями национальной промышленности
Суббота, 23 Ноя 2024

Н.В. Коломейцев: Кто ответит за потерю контроля России над важнейшими отраслями национальной промышленности

Печать

Нежелание российского руководства пересматривать итоги приватизации 90-х годов привели к процессу перевода российской национальной собственности в иностранную юрисдикцию. Возможно потому, что идеологами реформ 90-х годов российские «эффективные собственники» изначально планировались как временные хозяева российской собственности, а на следующем этапе бывшая государственная собственность может перейти в собственность иностранцев или транснациональных компаний, что и происходит сейчас.



На протяжении ряда лет при приватизации и акционировании российских компаний появлялись доли собственности, принадлежащие иностранным юридическим и физическим лицам, иностранцы включались в органы управления российскими компаниями. Этот процесс позволил наладить контакт с международным капиталом, а со временем размер долей иностранных собственников увеличивался и, следовательно, увеличивалось влияние иностранцев на управление компаниями.

Например, в Совете директоров у ПАО «НК «Роснефть» из 11 членов 7 членов – иностранцы, включая Председателя Совета директоров экс-канцлера ФРГ Г. Шредера. Заместителем Председателя работает немец М. Варниг, который владеет 92 633 акциями ПАО «НК «Роснефть» (0,0009% от уставного капитала Компании), он также является исполнительным директором компании Nord Stream 2 AG (Швейцария). В состав Совета директоров входят: Роберт Дадли, который и в настоящее время является директором и членом Совета директоров компании BP p.l.c.; Гильермо Кинтеро, который также является директором GQO Consultants LTD; Ханс-Йорг Рудлофф – по настоящее время является Председателем Правления Marcuard Holding и исполнительным директором ABD Capital S.A., а также и Президентом ABD Capital Eastern Europe S.A.; Файзал Алсуваиди - является одновременно представителем Qatar Investment Authority; Хамад Рашид Аль Моханнади – член Попечительского совета Международного Катарского Фонда энергетики и устойчивого развития, является также представителем Qatar Investment Authority. (Ист.https://www.rosneft.ru/ governance/corpboard/item/195357/).

Таким образом, в Совете директоров ПАО «НК «Роснефть» представлены члены, представляющие интересы Британской компании BP (принадлежит 19,75% Роснефти) и интересы Катарского инвестиционного фонда (18,93%).

Росимуществу принадлежит 1 акция Роснефти (0,01%), а АО «Роснефтегаз» - 50%+1 акция.

Иностранцы в Совете директоров, конечно, имеют возможность влиять на деятельность компании. Не потому ли Роснефть выступает против закрепления для нефтедобывающих компаний обязательной нормы использования при разработке шельфа отечественной техники специального назначения. Руководство Роснефти предлагает исключить из рекомендаций консультативного совета при Комитете по энергетике Госдумы 5 из 12 пунктов поправок в законодательство, вменяющие в обязанность руководству нефтедобывающих компаний использовать при разработке шельфа не менее 70% отечественной техники специального назначения. Поправки, предлагаемые компанией, предусматривают ограничение обязательной доли участия российских предприятий в поставках оборудования. По мнению руководства Роснефти, «в таких «карательных поправках» нет необходимости, т.к. госкомпания уже взяла на себя обязательства использовать российские наработки и оборудование». Но при этом в поправках точно не обозначает обязательную долю российской продукции.

По мнению представителя «Роснефти», денежные штрафы и увязка предоставления налоговых льгот с фактическим уровнем производства оборудования для шельфа в России, приведут «к осложнению ситуации». А закрепление нормы обязательного участия российских проектных организаций во всех видах и стадиях работ на шельфе может вообще «полностью блокировать добычу полезных ископаемых на этих месторождениях». (Ист.: https://versia.ru/mozhet-li-rossijskaya-goskorporaciya-radet-o-nacionalnyx-interesax-esli-polovina-eyo-rukovodstva-inostrancy). В чьих интересах такие высказывания?!

Мы постоянно слышим: «Газпром – национальное достояние!». Но насколько национальной является эта компания?!

Владельцами акций ПАО «Газпром» являются:

Российская Федерация в лице Росимущества - 38,37%;

АО «Роснефтегаз» - 10,97%; ОАО «Росгазификация» - 0,89%;

владельцы АДР имеют 25,20%; прочие зарегистрированные лица - 24,57%.

То есть в сумме Российская Федерация владеет 50,23% акций «Газпрома». Контрольный пакет есть, но более 25 % акций принадлежит владельцам АДР – это Американская Депозитарная Расписка.

АДР свободно обращаются на иностранных фондовых рынках, выпускаются американским банком-депозитарием The Bank of New York Mellon. То есть США обладает блокирующим пакетом акций и потенциально может накладывать вето на решения Совета директоров «Газпром». Ещё 24,57% владеют некие частные лица, физические и юридические.

Как показывает жизнь, при определенных обстоятельствах российское достояние может перестать быть российским. Например, чтобы выйти из-под санкций, российские собственники крупных компаний усиливают позиции англо-американских собственников. В результате российское достояние переходит под управление транснационального капитала.

Так произошло с предприятиями, которые принадлежали О.Дерипаске.

Добиться снятия санкций США со своих компаний En+, «РУСАЛа» и «Евросибэнерго» ему удалось лишь после согласия на реализацию плана, предложенного экс-министром энергетики Великобритании Г.Баркером. Согласно которому, О. Дерипаске пришлось снизить свою долю голосующих акций до 35% и покинуть совет директоров РУСАЛа, а, следовательно, отказаться от контроля над своими активами. При этом он лишен доходов от всех компаний — они будут поступать на специальный, недоступный Дерипаске счет. (Ист. https://russian.rt.com/world/article/636068).

Причем из 12 директоров компании «Еn+» только 4 может назначить О. Дерипаска, а 8 других будут независимы, 6 из них должны быть гражданами США и Англии. Соблюдение этой нормы будет контролировать Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США. (Ист. https://www.interfax.ru/business/647958).

Это означает, что значительные активы в алюминиевой отрасли промышленности России теперь находится под управлением и контролем США. При том, что эта отрасль является стратегической и важнейшей для развития авиации, судостроения, освоения космоса.

Необходимо отметить, что все управленческие структуры «РУСАЛа» до санкций располагались в оффшорных зонах, на Виргинских островах и острове Джерси.

Но такая ситуация касается не только алюминиевой промышленности. Государство потеряло влияние на многие отрасли российской экономики, отдав множество предприятий «эффективным собственникам».

Эксперты свидетельствуют, что государственного участия в добыче железной руды нет совсем, а почти все добывающие предприятия имеют оффшорных акционеров. Ни одного предприятия в государственной собственности нет среди угледобывающих предприятий, но много оффшорных.

Та же ситуация с добычей меди. В России ее добычей занимаются всего 3 компании: ОАО "Норильский никель", УГКМ (Уралэлектромедь, Учалинский ГОК) и ЗАО "Русская медная компания". Все три компании выведены на Кипр или Виргинские острова. (Ист. http://so-l.ru/news/y/2017_03_15_).

Добычей никеля и кобальта также государство не занимается, а занимается, в основном, ОАО "Норильский никель". Структура его акционерного капитала следующая: Bonico Holdings Co. Limited (Кипр) - 14,44%; Aktivium Holding B.V. (Амстердам) - 26,9%; "THE BANK OF NEW YORK MELLON" - 39,62%. То есть банк США владеет почти 40 % активов «Норильского никеля».

В пищевой промышленности не менее 2/3 отрасли контролируется иностранным капиталом. Доля иностранного капитала в пищевой промышленности уже составляет 60% и продолжает устойчиво расти.

Как только на российском рынке появляется сильное отечественное производство или бренд, пользующийся популярностью у потребителя, они сразу скупаются иностранными корпорациями.

В большинстве подотраслей российского рынка продуктов питания и напитков наибольшая доля рынка принадлежит иностранным корпорациям: почти 60% рынка переработки молока; более 70% рынка соковой продукции; порядка 80% рынка замороженных овощей и фруктов; более 90% рынка плодовоовощной консервации; более 80% рынка пивоварения. Отечественные компании пока сохраняют лидерство на рынках мясопереработки и хлебобулочных изделий, однако в данных сегментах также прослеживается общий для всех тренд – поглощение более мелких компаний крупными корпорациями, в том числе –западными. Это является прямой угрозой продовольственной безопасности страны. (Ист.http://mcx-consult.ru/d/77622/d/ ).

Иностранный капитал широко представлен в банковской системе РФ.

Так, по данным на 1 января 2019 г., величина иностранных инвестиций в уставные капиталы кредитных организаций составила 391,7 млрд руб. (Ист: https://www.vestifinance.ru/articles/114840).

В структуре акционерного капитала Сбербанка 45,64% акций принадлежит иностранным компаниям и гражданам. Это блокирующий пакет акций. В Наблюдательном совете банка много иностранцев, а президент банка Г.Греф также является членом правления в JP Morgan Chase (американский финансовый холдинг). Видимо, поэтому Сбербанк не работает в Крыму и избежал секторальных санкций со стороны США. При этом Сбербанку принадлежит почти половина российского рынка вкладов.

В другом крупнейшем банке России – ВТБ., контрольный пакет акций принадлежит Росимуществу. Но, все тот же М.Варниг (зампредседателя Совета директоров Роснефти») является членом комитета по стратегии и корпоративному управлению, а француз Ив-Тибо де Сильги является председателем комитета по аудиту.

В нашей стране сложилась ситуация, когда иностранный гражданин или человек, имеющий двойное гражданство, не может по закону быть избран даже депутатом муниципального образования, но может занимать должность в российских компаниях любого вида собственности, в т.ч. в госкомпаниях, и влиять на их развитие.

Вместе с тем, появилась информация, что Правительство РФ в закрытом режиме готовит ряд сделок по продаже государственных компаний иностранным инвесторам. Эту информацию сообщил на Всемирном экономическом форуме в начале 2019 года в Давосе министр экономического развития России М.Орешкин. По его словам: «мы работаем над рядом сделок [по приватизации], работаем в закрытом формате. Есть целый ряд активов, которые станут позитивными для российской экономики, если туда поступят дополнительные инвестиции также и со стороны иностранных партнеров». И вновь надежда на иностранных партнеров!


Значительная доля иностранного капитала наблюдается в металлургии, железнодорожном и энергетическом машиностроении. В свою очередь незначительный удельный вес можно отметить в авиастроении (почти все производители находятся в госкорпорациях ОАК и ОДК) и станкостроении (непривлекательные отрасли для частного капитала вследствие кризиса в этих отраслях и высокой конкуренции со стороны импорта).

Значительно выросло влияние иностранного капитала в цветной металлургии, нефтепереработке, полиграфической, химической и пищевой промышленности, производстве кожи и обуви, текстильной промышленности.

В результате Россия сегодня фактически потеряла контроль над большей частью важнейших отраслей экономики, которые создавались всей страной, а это удар по национальной безопасности.

С точки зрения экономической безопасности российские ключевые стратегические предприятия должны контролироваться государством. Поэтому мы будем настаивать на пересмотре результатов приватизации и продолжим требовать расследования того, каким образом 70% нашей алюминиевой промышленности перешло сначала в офшоры, а потом под контроль Минфина США.

В 2019 году истекает действие трехлетней правительственной программы приватизации, и готовиться новый план приватизации на 2020-2022 годы.

Правительство обязана предоставить депутатам Госдумы необходимую информацию о своей программе приватизации на эти годы, насколько она должна предусматривать интересы российской экономики и обеспечивать экономическую безопасность страны. Это также сверхважные данные, необходимые для формирования бюджета на 2020 - 2022 годы.



Rambler's Top100