< Предыдущая | Следующая > |
---|
Суровая, пандемийная, сложная… Такой выдалась девятая, предпоследняя перед выборами в Госдуму восьмого созыва, осенняя парламентская сессия. Проходила она, по словам первого заместителя руководителя фракции КПРФ в Госдуме Николая Васильевича Коломейцева, в напряжённом, неоднозначном законотворческом процессе. Принятые летом поправки к Конституции РФ стремительно претворялись в законы, с которыми в большинстве КПРФ не согласилась. И уже страна должна жить по новым предписаниям. А как ей жить?
Н.К. – Судите сами. В стране, по официальным данным, 20 миллионов человек нищие, из них 80% – семьи с детьми. И ситуация с бедностью ухудшается. По опросам независимых агентств, в стране на самом деле не 20, а 39 миллионов живут за чертой бедности. Росстат говорит, что безработных не более 6%. Но, думаю, что цифра занижена. Только в этом году из-за пандемии уволено 12 миллионов человек. Многие ли нашли работу? Немногие. С трудоустройством у нас плохо. Из реальных дел – занижение показателей по нищим и безработным.
– Нас убеждают, что неустанно борются с нищетой.
– Почему же тогда держатся за такой прожиточный минимум – 12 700 руб.? Как человеку прожить на такие деньги? К Новому году страна подошла с тяжелым багажом проблем.
– Народу говорили, что поправки к Конституции обеспечат гарантии значительной социальной поддержки населения.
– Говорили много чего… В 93-м Конституцию протаскивали под расстрел парламента, после всероссийского голосования спешно объявили результаты и вскоре уничтожили все документы… Зачем? Народ сомневается, что ельцинскую Конституцию поддержало 50% граждан. Поправки Путина тоже вносились без соблюдения законного порядка – в отсутствие Конституционного Собрания и без широкого народного обсуждения. Под покровом коронавируса провели трехдневное голосование и провозгласили поправки принятыми.
А надо было сначала принять закон о Конституционном Собрании, созвать его, обсудить поправки. Наша фракция внесла законопроекты о Конституционном Собрании. Но думское большинство, «Единая Россия», всё проигнорировала. Нам показали, что принимать и дополнять Основной закон можно так, как вздумается.
Президент получил всё, что хотел, а народ остался «на бобах». В России осталась одна ветвь власти – президентская, остальные – подручные, демократические институты переходят в административную зависимость.
Например, «Единая Россия» и администрация президента внесли поправки в закон о Конституционном Суде (КС). Единороссы их приняли, и КС стал судом при президенте. В результате, сократились возможности граждан обращаться в КС и получать ответы. Причина – предельно усложненная процедура подачи обращений гражданами в КС. Человеку придётся преодолеть массу бюрократических барьеров, на что потребуется не менее полугода, и только тогда гражданин сможет подать своё обращение в КС.
Сокращена численность судей с 18 до 11. Если раньше кворум судейства составлял две трети от 18, и каждый судья мог написать особое мнение, то теперь для кворума достаточно 6 человек, и судьям запрещено комментировать решения КС. Во всех случаях решающее слово – за президентом. КС утратил самостоятельность. Бывшая судья Морщакова так и говорит: теперь КС стал при президенте.
Есть поправки о якобы расширении полномочий Госдумы и Совета Федерации. Парламентариям дается право утверждать не только премьер-министра, но и его замов, ряд министров. Но какие это полномочия, если абзацем ниже сказано, что президент может уволить любого из указанных чиновников, не советуясь с парламентом? Декорацию создали, а реальных полномочий нет.
Назначает всех – и судей, и членов правительства – президент. Прокурор, который обязан надзирать за исполнением законов, тоже отдан под президента. Счётная палата, которая, по Конституции, является органом Федерального Собрания по контролю за исполнительной властью, тоже «ушла» под президента.
Так, под разговоры о достойной социальной поддержке людям, принятые поправки расширили до бесконечности монархические возможности президента. Его нельзя привлечь к ответственности, даже если он совершит преступление, что в принципе недопустимо. Ему гарантировано пожизненное кресло сенатора в Совете Федерации. «Единая Россия» одним махом приняла такие законы, пренебрегая мировой практикой и здравым смыслом.
– Людям внушали, что в поправках главное – усиление социальных гарантий…
– Да, никаких социальных гарантий не усилено. И те социальные статьи, что остались, не реализуются «из-за нехватки финансовых ресурсов». Так нам объясняют. У нас 6 лет не индексируются пенсии военным пенсионерам, не индексируются пенсии работающим пенсионерам. А это – нарушение конституционных гарантий, статьи 55-й, части II, где сказано, что не могут приниматься законы и решения, ущемляющие права граждан.
Если проведете нехитрый подсчет размера своей пенсии, то узнаете, что получаете меньше того, что соответствовало бы накопившимся средствам в Пенсионном фонде после многолетнего откладывания средств в виде социального взноса вами и вашим работодателем.
С целью уменьшения пенсионных выплат постоянно увеличивают так называемый возраст дожития. Не выполняется ратифицированная у нас Конвенция МОТ, которая требует, чтобы при начислении пенсий коэффициент замещения был не меньше 60%, у нас он недотягивает и до 40%. Поэтому у нас большинство пенсионеров являются людьми с недостаточным финансовым обеспечением. Мы единственная страна, где работающие люди являются бедными.
Мы вносили в Госдуму законопроект о том, чтобы МРОТ (минимальный размер оплаты труда) был 25 тыс. рублей. Бурно обсуждали. «Единая Россия» заблокировала.
Осенью принят «постковидный» дефицитный бюджет, где почти все расходные статьи сокращены на 10%.
– А куда делись 13 нацпроектов?
– Туда же, куда ушли прежние социальные майские указы президента, где «застряли» обещанные 25 млн высокотехнологичных высокооплачиваемых рабочих мест… Да что говорить! Имея 12,5 трлн рублей в Фонде национального благосостояния (ФНБ) и 585 млрд долларов золотовалютных резервов, власть зачем-то форсирует внутренние и внешние заимствования. По-прежнему наши накопленные триллионы отдаются на хранение под минимальные проценты тем, кто объявил России санкции.
– Социальные обещания растаяли, как дым, повалили валом репрессивные законы?
– Да, эта сессия ознаменовалась законами, устанавливающими полицейщину… Сравниваем: президенту – привилегии, полномочия и гарантии, а народу – полицейщина, запреты на протесты, митинги, пикеты, шествия, штрафы, аресты, блокировки, угрозы, вплоть до стрельбы со стороны полицейских. Введены штрафы и разные прочие кары за пользование свободным интернетом. Штрафы и даже лишение свободы от 2 до 5 лет за клевету на чиновников. Просто затыкают людям рот. Отнимают у народа, оппозиции, право на протест из-за невыносимой жизни.
– Полиции разрешили еще и стрелять в протестующих?
– По инициативе «Единой России» внесены поправки в закон о полиции, которыми разрешается вооруженным полицейским стрелять в того, кто ей покажется подозрительным из числа протестующих. Полиции разрешали вскрывать квартиру без каких-либо разрешений, вскрывать машину гражданина, если им так захотелось, и не нести никакой ответственности за причинённый владельцу ущерб.
Полиция получила право после проведения митинга выписывать административные штрафы, не предупреждая наказуемого…
– Для чего это делается?
– Чтобы заткнуть рот официально действующим партиям и пресечь протестные выступления в условиях нарастающего социально-экономического кризиса. Главная мишень для нынешней власти – это КПРФ. Мы под прицелом на всякие санкции, запреты, штрафы. За малейшее отступление от протокола – от 50 тыс. до 1,5 млн рублей. Есть уголовная ответственность за несанкционированные выступления. За клевету, а это очень размытое понятие, могут оштрафовать на тысячу, пять тысяч, 10 тысяч, 50 тысяч, и так до полутора миллиона, могут и к уголовной ответственности привлечь…
Между прочим, следует заметить, что партия власти никогда не уведомляет и не заказывает время и место проведения своих митингов. «Единая Россия» – на привилегированном положении.
– В последнем своем послании президент говорил о «национализации» элит. Что имелось в виду?
– То, что успешные влиятельные люди в России при власти, крупные бизнесмены должны делом доказать преданность стране. Те, которые сидят в офшорах, а их дети, жены живут за границей, доверия не вызывают.
КПРФ поддержала требования к элитариям: не иметь иностранного гражданства, не иметь счетов за рубежом, исправно платить налоги в российскую казну, соблюдать приоритет российского законодательства над международным. Но мы, КПРФ, считаем непременным требованием к представителям национальной элиты – к президенту и его администрации, правительству, руководству регионами, депутатам всех уровней, судьям – не только декларирование своего имущества, но и введение запрета на владение имуществом за рубежом.
Путин говорил, что «нацэлита» должна быть надежной, которая не всадит нож в спину. Правильные слова. Тогда тем более «нацэлита» обязана отказаться от собственности за рубежом. Это положение мы предлагали внести в конституционные поправки. А «элита» в лице «Единой России» выступила категорически против… Единороссы и их союзники буквально встали на дыбы, чтобы не пропустить предложенный нами запрет. Почему они так ощетинились, понятно. Почти у каждого из них там, в США, Англии, Германии, Франции, Испании, членах НАТО, да и в других странах есть имущество, живут родственники, и ни один «элитарий» не хочет лишаться нажитого «непосильным трудом». Совершенно очевидно: патриотичная на словах «нацэлита» – с душком. И меняться не собирается. А президент разрешает данной «элите» жить по двойным стандартам, подписывая принятые ею законы.
Депутат-единоросс Вяткин дал красноречивый ответ на нашу инициативу. Он протащил закон о засекречивании сведений об имуществе чиновников, судей и силовиков. Вот и делайте выводы. Одни из них добиваются для себя необъятных полномочий, другие – утаивают от общества приватизированное добро, в том числе находящееся за рубежом… Тот же юрист Вяткин, продавливающий целую кипу драконовских законов против демократии, против народного большинства, против оппозиции, – яркий представитель этой «нацэлиты». КПРФ выступила категорически против вяткинских законов.
– Госдума не уходила на удаленку. Но работа была упрощена?
– Выхолощена, я бы сказал. Резко были сокращены правительственные часы. Фактически отменены выступления представителей фракций по важнейшим политическим вопросам, событиям. «Единой России» не хочется слышать острые и актуальные мнения и оценки оппозиции. Сокращено было время выступлений при обсуждении законов. А шло много вредных законов, только инициативы Клишаса-Крашенинникова чего стоили, не говоря о Вяткине. С моей точки зрения, это всё укладывается в одно значительное ущемление парламентских возможностей оппозиции.
– Народ часто спрашивает, а есть ли конкретные дела у КПРФ помимо думской работы?
– Мы 5 лет бились за сохранение сельхозмашиностроения. Сохранили Кировский завод сельхозмашиностроения. Сегодня это единственное предприятие полного цикла. Трактор К-744 завоевывает мировые рынки, а его производство за три года выросло в четыре раза. Его машины работают не только на полях России, но и Казахстана, Белоруссии, покупают канадцы, аргентинцы.
Участвуем в развитии народных предприятий. Каждый день приходится отбивать рейдеров от Совхоза им. Ленина Павла Грудинина. Мстят ему за то, что он пошел кандидатом в президенты от КПРФ. Но держится Павел Николаевич, мы ему помогаем. Хозяйства Сумарокова, Казанкова успешно развиваются. Хотя тоже приходится сражаться с недружественными нападками. В этих хозяйствах у людей – социальный пакет, нормальная зарплата, оптимизм. Мы призывает наших сторонников создавать коллективные народные предприятия. Это будет наш ответ антинародному режиму.
Мэр Новосибирска коммунист Анатолий Локоть, вопреки предписаниям сверху, не стал приватизировать городское хозяйство, сохранил аптечную сеть. И в его городе не было дефицита лекарств в острый ковидный период.
Всё это дается нам нелегко, КПРФ – гонимая партия. Но мы идем вперед и опираемся на поддержку народа.
– Что хотите пожелать россиянам в канун Нового года?
– Первое пожелание. Несмотря на нужду, ограничения люди должны осознать, что «гуртом батьку бить» – это не метафора. Это, если прямо расшифровывать, то будет так: организованные люди – это народ, неорганизованные – это толпа. Народ способен, организовавшись, защищать и проводить свои интересы, а толпу всегда как стадо стригут и используют.
Надо наконец-то становиться народом. Сейчас, в преддверии парламентских выборов, которые будут в наступающем году, люди должны понять, что власть меняется только двумя способами – или выборами, это удел разумных и организованных граждан, или мятежом и переворотом. Но от мятежа и переворота всегда страдают самые невиновные, и для государства это – минимум на 30 лет больших передряг.
Но если мы осознаем тяжесть ситуации, организуемся и поддержим единственную реально оппозиционную партию, имеющую программу выхода из кризиса – КПРФ, то мы с вами, по завету птицы Феникс, сможем быстро восстановиться. У нас есть опыт возрождения и после Гражданской войны, и после Великой Отечественной. Но для этого надо всем мобилизоваться и отвергнуть олигархический режим. Через выборы. Это возможно.
С наступающим Новым годом!
Беседовала
Галина ПЛАТОВА