< Предыдущая | Следующая > |
---|
Во вторник, 23 марта, перед началом пленарного заседания Госдумы состоялся пресс-подход фракции КПРФ. Перед журналистами выступили депутаты Н.В. Коломейцев и О.Н. Смолин.
Н.В. Коломейцев:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня у нас очередное заседание. Вы, вероятно, знаете, что опять в повестке пятьдесят два вопроса. Вероятнее всего, будет рассмотрено тридцать, как всегда.
Мы очень сожалеем о том, что, с нашей точки зрения, очень важный закон о базовом окладе педагогических и медицинских работников уже раз тридцать переносился, и закон об индексации пенсий работающим пенсионерам - не меньше. Неудобство вызывает то, что наш сенатор приходит, а закон не рассматривается.
Хотелось бы довести до тех, кто не знает, что вчера мы провели, с нашей точки зрения, очень глубокие в части познания состояния образования и наших предложений по закону «Образование для всех» парламентские слушания. Я хотел бы предоставить слово организатору этих слушаний и основному докладчику - Олегу Николаевичу Смолину.
О.Н. Смолин:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас, действительно, есть по меньшей мере три информационных повода для того, чтобы поговорить об образовании. Один Николай Васильевич уже озвучил. Второй – это закон о базовой ставке, окладе педагогических и медицинских работников. Ну, а третий – это печально знаменитый, уже принятый Государственной Думой и переданный в Совет Федерации закон о так называемой просветительской деятельности.
Я начну с третьего повода. Как только закон был принят Государственной Думой, возникла популярная грустная шутка в интернете: «33-й год нашей эры, Иерусалим. По городу ведут на казнь еще молодого мужчину. Один горожанин спрашивает другого: «Это кто?». «Это преступник. Он совершил тяжкое преступление – занимался просветительской деятельностью без разрешения властей».
Эта шутка содержит только долю шутки. Остальное - правда. Потому что, вместо того, чтобы поддерживать просветительскую деятельность, закон, принятый Государственной Думой, собирается ее всячески ограничивать.
А почему ее нужно поддерживать? Я напомню, что в послесоветское время в грамотности населения произошел провал. Некоторые это даже называли «ликвидацией грамотности». На самом деле, примерно треть населения, если верить социологам, думает, что Солнце – это спутник Земли. Примерно столько же, или чуть больше, думают, что вся радиоактивность на Земле искусственного происхождения, то есть, естественной радиоактивности нет. Примерно столько же думают, что антибиотики убивают не только бактерии, но и вирусы. Примерно столько же не способны отличать псевдонауку от науки, и думают, что астрология – это наука. Кстати, в Соединенных Штатах только 5% так думают. Более половины населения плохо знают историю. В частности, они думают, что царя свергли большевики. И так далее, и так далее, и так далее.
Повторяю, образование вообще и просветительская деятельность в особенности нуждаются в поддержке. Полемизируя с нашими оппонентами из «Единой России», я позволил себе при обсуждении закона заявить: «Вы видите угрозу национальной безопасности России в просвещении, а мы считаем, что такой угрозой является власть тьмы».
Парламентские слушания, которые проходили вчера, представляли в очередной раз стратегию «Образование для всех», которая была разработана и в рамках отдельного большого закона. Дважды мы вносили этот закон: в прошлой Государственной Думе, еще в 2011 году, тогда под названием «Закон о народном образовании», и, соответственно, в этом составе Государственной Думы он был отклонен под названием «Образование для всех». Сверх того, мы подготовили целый блок законопроектов, направленных на реализацию отдельных положений закона.
Хочу напомнить вам, уважаемые коллеги, в программе «Единой России» «Россия 2020» было записано, что расходы на образование в 2020-м, прошедшем году должны были составить от 6,5 до 7% от валового внутреннего продукта. Вы будете смеяться, но ровно то же самое записано в нашем законе «Образование для всех», который был отклонен, причем в течение пяти лет, именно голосами «Единой России». То есть, мы пытались провести в жизнь программу «Единой России», а она ее, собственную программу, заблокировала.
Почему я обращаю ваше внимание на это обстоятельство? Потому что, конечно, мы все за то, чтобы развивались духовные потребности. Но любая власть, если она считает какую-то сферу приоритетной, должна поддерживать ее, в том числе финансово. Напомню, что по данным Алексея Кудрина, который, конечно, принадлежит к другому, чем мы с Николаем Васильевичем, политическому направлению, расходы на образование в последнем бюджете сокращаются с 3,9 до 3,6% от объема валового внутреннего продукта. То есть, они вдвое ниже, чем обещала «Единая Россия» и чем предлагали мы в законопроекте «Образование для всех».
Вы скажете, какое это имеет отношение к образованию? Самое прямое. В российском образовании прямо, явно нарастает кадровый кризис. Напоминаю, что по данным Народного Фронта, который тоже не является оппозиционной организацией и который опросил 1300 учителей, 44% учителей заявили, что в их школах не хватает математиков, 39% - учителей иностранного языка, 30% - учителей литературы, 26% - учителей начальных классов. Ситуация только ухудшается. По данным Народного Фронта пару лет назад средний российский учитель работал более чем на полторы ставки, а по данным Российской Академии Народного Хозяйства количество учителей, которые работают на две ставки, увеличилось вдвое (каждый седьмой работает на две ставки). Коллеги, я работал на полторы ставки молодым учителем. Это тяжело. Как работают на две ставки женщины постбальзаковского возраста, представить невозможно. Это значит, что они либо вообще не живут, либо вообще не готовятся к занятиям. Какое тогда будет качество образования?
Так вот, когда я прихожу в школу, например, в моем родном городе Омске, и привожу эти данные Народного Фронта, мне говорят: «Подумаешь, чем удивил. У нас есть учителя, которые ведут по сорок уроков, а учительница иностранного языка ведет пятьдесят уроков в неделю». Коллеги, для того, чтобы провести сорок уроков в неделю, нужно потратить, если по-честному, с учетом подготовки, воспитательной работы и так далее, примерно в два с половиной раза больше времени. Когда жить?
С этими же проблемами связаны другие вопросы развития российской школы. Многие из вас помнят, что в 2014 году Президент Российской Федерации дал поручение Правительству, в 2015-м году была принята специальная правительственная программа строительства новых школ. Согласно программе, мы должны были к 2020 году закрыть третьи смены, а к 2025 году у нас должны были все дети учиться в одну смену. Выделение денег из бюджета на эти цели таково, что даже по оценкам Председателя думского комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова мы будем решать эту задачу к концу XXI века, если не в XXII-м. Но к тому времени те школы, которые сейчас еще относительно новые, все станут, безусловно, старыми. Вопрос упирается в деньги вне всякого сомнения.
Острейшая тема, которую бурно обсуждали, в том числе вчера, связана с развитием дистанционных образовательных технологий. Пандемия показала, что российские школы, да и ВУЗы, в основном к этой теме не готовы. Да, занятия не прекратились. Но мы понимаем, что, по одним данным, в половине сельских школ, по другим данным, в двух третях школ Российской Федерации нет нормального интернета. Все, наверное, помнят историю о моем земляке, студенте Института водного транспорта, который забирался на березу, чтобы получить доступ к интернет-занятиям. Другие дети поднимались на пожарные каланчи в других регионах Российской Федерации, и так далее.
Мы внесли специальный законопроект раньше Правительства, раньше членов Совета Федерации, который предусматривает две позиции. Первое: перевод на дистанционные технологии при домашнем обучении возможен только с согласия родителей. 93% родителей против, напоминаю вам об этом. Второе: если в особых условиях Российская Федерация вынуждена переводить детей на обучение на дому с дистанционными технологиями, она обязана обеспечить детей всем необходимым, включая компьютеры, широкополосный интернет и соответствующее содержание, или, как говорят, контент. Правительство дало нам отрицательный отзыв на этот законопроект. Не удивительно, что родительское сообщество в основной массе выступает против, не очень разбираясь, где нормальное развитие электронного обучения, а где его профанация.
Мы считаем, что этот законопроект нисколько не устарел. Он, опять же, появился в повестке дня. Но сколько раз он будет переноситься, может двадцать, может тридцать, а может, вообще на следующую Думу, мы пока точно сказать не можем. Можем мы сказать только одно: главная суть нашей стратегии «Образование для всех» выражена в ее названии.
Мне вместе с двумя экспертными советами довелось побывать в Хорошколе. Хорошкола – это школа, которая создана Сбербанком при участии Германа Грефа. И, в отличие от того, что многие говорят на российском радио и телевидении, могу сказать, что это хорошая школа. Кстати, там не предполагается никого принудительно переводить на дистанционное обучение, своих учат вживую. Знаете, в чем разница со школой Грудинина? Да, они во многом похожи. В школу Грудинина берут всех детей, которых позволяет взять лицензия. В школу Грефа сначала отбираются дети по уровню подготовки, а потом для того, чтобы в этой школе поучиться, вы должны заплатить триста тысяч вступительного взноса и примерно по миллиону в год. Вот вам две хорошие школы, но принципиально разные стратегии: образование для всех и образование для богатых и управляющих, для тех, кто может его себе позволить.
Спасибо за внимание. Мы будем продвигать наши идеи, поскольку образование – это будущее страны.
Н.В. Коломейцев:
- Уважаемые коллеги. В завершение хотелось бы вам напомнить, что у нас будет отчитываться Председатель Счетной палаты Кудрин. Так вот, нас очень интересует, почему не принимаются и не реализуются законы, указы Президента 2012 и 2018 годов. Почему отрицательное заключение получил закон «О детях войны». И в то же время нет желания у Счетной палаты, главного финансового органа страны, проверить, куда делись, если верить предыдущему Председателю Счетной палаты, выделенные на институты развития пять триллионов рублей. Эффективность равна нулю.
Покажите мне нанотехнологию, которую сделало Роснано. Или покажите, что Сколково нам сотворило, кроме того, что значительная часть средств и в Роснано, и в Сколково по различным схемам фактически выведены за рубеж. Мы требуем проверки этих двух фактов. Сразу найдем больше половины расходной части бюджета.