< Предыдущая | Следующая > |
---|

Беляев И.Б.:
- Уважаемый Виктор Ефимович!
Уважаемый Василий Юрьевич!
Уважаемый Евгений Викторович!
Уважаемые коллеги, присутствующие!
Сегодня для рассмотрения и принятия в двух чтениях представлен проект областного закона «О представительных органах и главах муниципальных районов и главах поселений в Ростовской области».
Внимательно изучив предлагаемый проект, считаем что, принимать его нецелесообразно и преждевременно, по следующим причинам:
Рассматриваемый проект областного закона предполагает отмену прямых выборов глав и депутатов всех муниципальных районов и глав поселений области, и введение новеллы – избрание глав муниципальных образований из числа депутатов представительных органов соответствующих муниципальных образований, а так же избрание депутатов районных Собраний депутатов из глав и депутатов поселений, входящих в муниципальный район.
По сути, ничего нового нам не предлагают, так как еще в первоначальной редакции Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее для простоты будем называть его – 131 Законом), в пункте 1 части 2 статьи 36 предусматривалось, что Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, а положениями части 4 статьи 35 установлено, что представительный орган муниципального района: может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, или может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Т.е. федеральный законодатель, изначально, право выбора порядка избрания главы муниципального образования и депутатов представительных органов муниципальных районов предоставил именно муниципалитетам.
Сейчас внесены изменения в положения части 2 статьи 36 131 Закона, предусматривающие то, что порядок избрания главы муниципального образования и депутатов представительного органа муниципального района устанавливаются законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования. Тогда почему нам областным законом не предоставить право выбора такого порядка муниципалитетам, или мы считаем, что представительные органы местного самоуправления недостаточно компетентны, чтобы с учетом мнения жителей принять наиболее удобный способ избрания высшего должностного лица муниципального образования и депутатов районных Собраний депутатов.
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, Конституцией РФ установлена императивная норма предусматривающая право каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы местного самоуправления через непосредственные выборы, а не через представителей, которым избиратель не делегировал право избрать того или иного депутата главой поселения, депутатом районного Собрания депутатов, а так же главой района.
Указанная конституционная норма напрямую корреспондируется с положениями Европейской хартии местного самоуправления, пунктом 2 статьи 3 которой предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.
Статья 13 Хартии устанавливает, что принципы местного самоуправления, содержащиеся в Хартии, распространяются на все существующие на территории страны категории органов местного самоуправления, коими, безусловно, являются как органы местного самоуправления поселений, так и органы местного самоуправления муниципальных районов.
Хартия ратифицирована Российской Федерацией в апреле 1998 года.
Пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, с 1 сентября 1998 года (момента вступления в силу Хартии в Российской Федерации) положения Хартии имеют главенствующее значение по отношению ко всем остальных законам.
Кроме того, рассматриваемый законопроект обязывает муниципальные образования привести свои уставы в соответствие с законом, т.е. внесение изменений и дополнений в уставы существенно меняющие полномочия органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 8 статьи 44 131 Закона, изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования изменяющие полномочия органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Таким образом, наделение действующих депутатов собраний депутатов поселений полномочиями избрания депутатов Собраний депутатов муниципальных районов противоречит нормам действующего законодательства, и сделает такое избрание нелегитимным, а, соответственно, неправомочными будут и избранные ими главы районов.
Кроме того, действующими редакциями уставов сельских поселений и муниципальных районов установлено, что депутат собрания депутатов сельского поселения не может быть депутатом иного муниципального образования.
В связи с изложенным, фракцией КПРФ принято консолидирование решение голосовать против рассматриваемого законопроекта в двух чтениях.