< Предыдущая | Следующая > |
---|
5 января в годовщину освобождения Цимлянского района от фашистских захватчиков коммунисты Цимлянска возложили цветы к памятнику Боевой Славы. Также 8 января состоялось возложение цветов к памятнику красным казакам Цимлянской казачьей дружины, отметив этим дату освобождения станицы Цимлянской от белогвардейцев.
Всё это время на территории Цимлянского района действовал истребительный батальон. Берия еще задолго до оккупации района, в июле 1941 года, с целью охраны важнейших оборонных и народнохозяйственных объектов, поддержания правопорядка, ликвидации вражеских диверсантов, шпионов и пособников немецких оккупантов. Исходя из того же приказа личный состав истребительных батальонов обеспечивался вооружением и боеприпасами. То есть истребительные батальоны были полноценными боевыми единицами.
Личный состав истребительного батальона станицы Цимлянской, созданного 2 июля 1941 года, состоял из учащейся молодежи трех десятых классов Цимлянской средней школы и мужчин непризывного возраста — всего 207 человек. Дисциплина была строгая, ведь батальон находился на казарменном положении. Службу школьники несли круглосуточно, строго по Уставу. На не по годам повзрослевших молодых людей была возложена охрана и защита электростанции, узла связи, консервного и винодельческого заводов, трех госпиталей, всех государственных и социальных учреждений и объектов станицы.
Особенно опасными и ответственными были посты охраны переправы, моста и речной пристанища реке Дон, куда ежедневно прибывали пароходы с эвакуированным населением, а также ранеными изг. Ростова. А сколько пришлось молодым бойцам перекидать родной Цимлянской землицы, роя окопы и для своего батальона, и для зенитчиков по склонам бугров!
Все шесть месяцев оккупации станицы Цимлянской (с 19 июля 1942 года до 5 января 1943 года) личный состав истребительного батальона работал в подполье, ибо жестокое уничтожение членов романовского батальона (по наводке предателя) держало всех в страхе.
Станицу Цимлянскую освобождала 54 механизированная бригада 6-го механизированного корпуса, который входил в состав войск Южного фронта. Командующий Еременко, член военного совета Хрущев. После освобождения г. Зимовники, корпус был переименован в 5-й гвардейский Зимовниковский мех. корпус, а бригада в 11 гвардейскую механизированную бригаду. Корпусом командовал генерал-майор, начальником штаба был полковник Шабаров. 54 мех. бригадой командовал полковник, начальником штаба был подполковник Маримьянов. Комиссаром бригады был полковник Дроздов бригады: три мотострелковых батальона, танковый полк, артиллерийский дивизион, инженерная рота, минометный дивизион и тылы. Действительно и то, что батальон, наступал непосредственно на ст. Цимлянскую.
Попытка сходу освободить станицу успеха не имела. Противник подтянул резервы и создал прочную оборону в плавнях перед мостом через р. Дон и остановил наступление наших войск. В течение 2-х дней, неоднократные атаки в направлении Цимлянской успеха не имели, и, только на 3-й день утром, противник начал отходить за Дон в Цимлянскую. Преодолевая завалы в плавнях, батальон устремился к переправе, подойдя к которой, войска увидели взорванный мост. Переправа через реку могла быть только по льду. Насколько лед был прочен, никто не знал, но когда попробовали, то оказалось, что около берега лед крепкий, а какой в середине реки неизвестно. Скорость течения Дона в то время была значительная. Противник в это время открыл сильный пулеметный огонь с противоположного берега и со стороны Цимлянской. Перед советскими войсками была открытая, широкая площадь льда р. Дон, пули пулеметных очередей ударялись об лед, рикошетируя, свистели над головами.
Подъехал командир бригады, полковник Студеникин, что делать? Раздумывать некогда, было принято решение: рассредоточиться на 5-6 шагов друг от друга, цепью, вперед на Цимлянскую. Когда дошли до середины реки, убитых было только двое, быстрее перешли реку. Сильный бой был на берегу реки у почты, но противник начал от берега отходить. Для пробы крепости льда, послали одну автомашину, приказали шоферу открыть дверцы кабины, в случае провала выскакивать из машины. Машина прошла и не провалилась, вслед за ней проехал броневик, и он тоже прошел, только связной, находившийся на запасном колесе броневика, был ранен в ногу. Во время переправы противник все время вел огонь с высокого берега и колокольни церкви, угол наклона был большим, поэтому его огонь был малоэффективным. Противник отошел от берега и занял оборону в центре станицы, используя разрушенные дома и недостроенный фундамент крупного предприятия (видимо это был фундамент консервного завода).
Начались уличные бои, войска несли потери в людях, продвигаясь медленно вперед, отвоевывая дом за домом. После отдачи соответствующих приказов и организации взаимодействия. Немцы начали отходить, но на пути оказалась целая полоса противотанковых мин, разбросанных в шахматном порядке.
Немцы не ожидали, что могут появиться танки, поэтому они начали поспешно отходить. Благодаря стремительному продвижению вперед по нижней улице, немцы не успели воспользоваться автомашиной с прицепом, на котором были десантные лодки. Автомашину захватили, а немецкие солдаты, отстреливаясь, убегали в гору. К вечеру, 3 января, с наступлением темноты, ст. Цимлянская была полностью очищена от противника. К этому времени, 3-й батальон, не менее успешно перешел через Дон, разгромил противника на правом берегу.
Вечером, после утомительного боя, местные жители охотно приняли бойцов и командиров на квартиры, обогрели, накормили. Освобождение ст. Цимлянской обошлось не без крови, на улицах станицы только со (2-го) батальона, погибло 11 человек, это были бойцы, беззаветно преданные нашей Родине, они не жалея своей жизни, разили врага и, погибли смертью храбрых на улицах города.
Вечная им Слава! В батальоне было много отважных бойцов и командиров, они отличились в боях не только при бое за Цимлянскую, но во многих боях за другие станицы и хутора Дона почти до самого Ростова.