< Предыдущая | Следующая > |
---|
Публикуем Резолюцию круглого стола КПРФ на тему «Актуальные вопросы совершенствования избирательного законодательства», состоявшегося 10 октября 2022 года в Государственной Думе ФС РФ по инициативе фракции КПРФ.
г. Москва, Государственная Дума 10 ноября 2022 г.
Фракцией Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» организовано проведение «круглого стола» на тему: «Актуальные вопросы совершенствования избирательного законодательства»». В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, представители политических партий и общественных объединений, наблюдатели за выборами и референдумами, эксперты, представители средств массовой информации.
Выборы различного уровня прошли 9–11 сентября 2022 года в 82 регионах России. Однако представители оппозиции отмечают, что большинство граждан в ходе избирательной кампании были лишены возможности получать альтернативную информацию о важнейших вопросах политической, социально-экономической, культурной и общественной жизни страны, а также свободно выражать свое мнение. Это сделано с помощью блокировок большого числа СМИ и крупнейших неподконтрольных властям социальных сетей, а также репрессий в отношении тех, кто озвучивает позицию, отличную от официальной.
Отсутствие реальной политической конкуренции становится одним из ключевых факторов снижения интереса избирателей к выборам. Результаты выборов свидетельствуют, что существующая в настоящее время система регистрации кандидатов носит манипулятивный характер, создает практически неограниченные возможности для административного произвола и никак не связана с их реальными электоральными возможностями. Зачастую отказ в регистрации получают наиболее серьезные и перспективные кандидаты и наоборот, с легкостью проходят процедуру регистрации кандидаты, не имеющие значимой электоральной поддержки.
Участники круглого стола согласились, что одним из важнейших условий для проведения свободных и демократических выборов является стабильность избирательного законодательства. Именно от него и от выборов как результата его реализации зависит качественное состояние, пределы и возможности представительных органов.
На сегодня отсутствует какая-либо государственная политика по реформированию избирательной системы. Институты и нормы избирательного права принимаются беспорядочно, без единой концепции. Традицией стало принятие существенных изменений в законы о выборах непосредственно перед стартом избирательной кампании.
Участники отмечают низкий уровень доверия граждан к таким получившим распространение непрозрачным формам голосования как многодневное, дистанционное электронное и голосование вне помещения для голосования. Внедрение этих форм привело к существенному усложнению условий для наблюдения: обеспечить эффективный общественный контроль одновременно в нескольких местах, в течение нескольких дней без использования административного ресурса попросту невозможно.
Основными факторами, характеризующими избирательный процесс в России, также являются противоречивость, неопределенность, заведомая неисполнимость отдельных норм избирательного законодательства, бесконтрольность и безответственность избирательных комиссий, несоразмерность налагаемой ответственности на кандидатов и политические партии за допускаемые нарушения. Использование административного ресурса для создания кандидату от партии власти преимуществ при регистрации и ведении предвыборной агитации приобретает массовый характер.
Участники круглого стола отмечают, для обеспечения свободы, открытости, конкурентности выборов, легитимности и достоверности их результатов, требуется совершенствование избирательной системы и избирательного законодательства, в частности принятие Избирательного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Документ должен быть по возможности понятным для избирателя и в конечном итоге давать результат, реально отражающий волю избирателей.
В основу Кодекса положены такие основные стандарты организации современного избирательного процесса, как демократические, периодические, обязательные, свободные, справедливые, конкурентные, открытые и гласные выборы, проводимые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, организация и проведение выборов органами, не входящими в структуру органов государственной власти и местного самоуправления, создание гарантий прав оппозиции, ответственность власти, партий, членов избирательных комиссий, должностных лиц и граждан за нарушения избирательных процедур, обеспечение судебной защиты избирательных прав и свобод всех участников избирательного процесса.
Основная цель создания Избирательного кодекса – обеспечить в стране реальную политическую конкуренцию.
Учитывая изложенное, участники заседания рекомендуют:
1. Внести проект Избирательного кодекса в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. После принятия Избирательного кодекса Российской Федерации в первом чтении провести парламентские слушания с участием всех парламентских партий, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, представителей общественных объединений, наблюдателей за выборами, экспертов, средств массовой информации.
3. Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству (профильный) рассмотреть вопрос о создании рабочей группы по совершенствованию избирательного законодательства, цель которой – доработка текста законопроекта с привлечением общественности и экспертного сообщества.
4. Резолюцию направить Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации.
Опубликовать на официальном сайте КПРФ настоящую резолюцию как итоговый документ круглого стола.
Спикер круглого стола,
Первый заместитель
Руководителя фракции КПРФ
в Государственной Думе
Н.В. Коломейцев