< Предыдущая | Следующая > |
---|
В Госдуме прошёл «правительственный час» с участием министра науки и высшего образования Валерия Фалькова. Его ведомство, как было представлено в министерском докладе, пытается уйти от курса, навязанного рыночной России странами недружественного Запада, и повернуть на путь, отвечающий национальным интересам страны, - высокой науки и качественного образования для всех. Но, сделать это непросто.
По мнению многих законодателей, учёных, общественности, науку и образование в РФ рыночники так опустили за последние 30 лет, что уже трудно предсказать, когда важнейшие для существования государства сферы поднимутся на должный уровень.
«В советское время наши наука и образования были на первых позициях в мире, а сейчас впереди - США и Китай, РФ – далеко позади…», - отмечал с горечью депутат-коммунист Олег Михайлов.
«Как возрождать отраслевую науку в условиях отсутствия отраслевых НИИ, развала большинства НПО? Около 70 процентов инноваций, ОКР и НИР предприятия осуществляют собственными силами и только 20 процентов заказывают. Что-то с этим надо делать. Спрос на прикладные НИР и ОКР растёт...», - спрашивала у министра независимый депутат Оксана Дмитриева.
«Мы должны совершить технологический прорыв, обеспечить технологическое лидерство в сложнейшей экономической ситуации, с огромнейшим дефицитом кадров», - выплёскивала эмоции Ксения Горячева («Новые люди»).
«Почему Советский Союз на равных боролся с Соединёнными Штатами Америки, даже обгонял их во многих отраслях? Да потому что мы в области образования, науки обошли их. А что сейчас? Наш ближайший сосед Китай за последние 40 лет совершил неимоверный технологический рывок. …Там была правильная налоговая политика, которая нацелена на то, чтобы из страны вывозить только продукцию с высокой добавленной стоимостью, а сырьё - перерабатывать внутри страны. Они существенно вкладывают в науку… Посмотрите, как там развиваются университеты… Почему у них так? Достаточно сравнить объёмы финансирования. У них на науке не экономят. А у нас нашим замечательным учёным дали три рубля - и ни в чём себе не отказывай…, - упрекал министра справросс Валерий Гартунг. - Пока мы не изменим подходы к финансированию науки и высшего образования, успехов, кроме как в докладах, не добьёмся».
«Вы, Валерий Николаевич, говорите о едином подходе к преподаванию гуманитарных, социальных дисциплин. Такой подход возможен на единой идеологической основе. Какую идеологию планируете заложить? На примере Украины мы видим, к чему приводит националистическая идеология. В нашей стране хватает желающих переиздать всевозможного рода белогвардейщину. Есть сторонники русского космизма. Представители левого движения приветствовали, если бы единой идеологией был марксизм-ленинизм. Какую идеологию вы планируете заложить?»... – спрашивал коммунист Денис Парфёнов.
Фальков не ожидал такой прямолинейности. На секунду задумался… А потом согласился, что в главном депутат прав, «должны быть единые духовно-нравственные ориентиры, нужен ценностный каркас, чтобы не только профессионалов обучать, но и воспитывать патриотов. К сожалению, у нас это всё не обеспечивается», признался Фальков.
Готов ли он исправить провал? Министр умолчал.
На встрече с фракцией КПРФ, а потом и в выступлении на Госдуме, Фальков выделил три приоритета в становлении науки и высшего образования, отвечающих национальным интересам РФ: «… Мы последовательно двигаемся в этом направлении, начиная с 2020 года».
Речь, как заявил Фальков, «о первом и масштабном преобразовании, которое назрело. Это - изменение модели системы высшего образования. Оно началось в мае 2022 года, после известных событий. Буквально через 2 месяца, Министерство недвусмысленно сформулировало, что координаты, заданные Болонской системой, - это прошлое, с которым, очевидно, нас ничто не связывает… не должно связывать».
Развернулась дискуссия, куда двигаться?
«На парламентских слушаниях в июне 2022-го, - напомнил Фальков, - было решено, что нам нужна своя система образования, отвечающая нашим национальным интересам, с учётом наших традиций, всего лучшего, что было в советское время и в последние годы».
Президент в послании Федеральному Собранию сформулировал задачи и запустил эксперимент, куда вошли 6 университетов.
«С 12 мая 2023 года по сегодняшний день – идёт эксперимент, и он показывает, что мы на верном пути. Абитуриенты, родители, работодатели поддерживают переход к другому качеству», утверждал министр.
Суть изменений проста: возврат фундаментальности, она была отличительной чертой советского образования и обеспечивалась набором определённых дисциплин.
Второй важный момент – восстановление практической составляющей. В пилотных вузах, где реализуется проект, серьёзно увеличено количеств часов для практики. Включён элемент наставничества со стороны предприятий.
Третий важный момент – факт трудоустройства.
«Мы вспомнили хорошую практику, и на законодательном уровне надо к ней вернуться, - подчёркивал Фальков, - это поддержка молодого специалиста, чтобы ему с трудоустройством помочь, причём трудоустройство - согласно полученному образованию. …Нужны единые подходы к блоку социальных гуманитарных дисциплин, к изучению истории, философии…».
Уже все убедились, особо отмечал министр, что хорошего специалиста, в частности, инженера, менее, чем за 5 лет, сложно подготовить. Болонка диктовала, что 3 – 4 года бакалавриата достаточно. Но, усекновенное обучение не даёт хорошего инженера. Возвращается классическая вузовская пятилетка. «Но, нельзя просто добавить год, не меняя учебные планы, не повышая квалификацию преподавателей, не увеличивая норматив стоимости обучения. Нужны дополнительные ресурсы на лаборатории… Примерно на 20% в пилотных вузах увеличивается ресурсное обеспечение, говорил Фальков, – всё в совокупности даст новое качество высшего образования». С осени этого года, пообещал министр, «начнём нормативное оформление наработо».
Министерство всё больше уделяет внимания регионам, там развивает вузовское образование, чтобы остановить отток молодёжи в центр РФ, в столицы. Есть флагманский проект, касающийся трансформации инженерного образования, направленный на регионы: в Перми – это «Пермские моторы» и Пермский политех, в Ростове-на-Дону – это «Россельмаш» и Донской государственный агротехнический университет. На этих предприятиях будущие инженеры проходят практику, решают конкретную инженерную задачу по производству новой техники.
«Много помогаем Дальневосточным вузам. Яркий пример – Республика Бурятия. В программу вошёл небольшой классический аграрный университет, он показывает хороший результат и получает серьёзные ресурсы для укрепления учебной базы, на повышение зарплаты преподавателям», констатировал Фальков.
Ведущие вузы – Бауманское училище, Физтех, Санкт-Петербургский университете второй год работают по программе инженерных школ. «Суть программы - каждый рубль государства даёт бизнесу рубль тридцать, уже даже рубль семьдесят»…
Современное сельское хозяйство стало высокотехнологичным. Селекция, растениеводство, генетика, - это всё современная инженерия. Таким образом, по словам Фалькова, «мы серьёзно трансформируем современное инженерное образование».
Третий приоритет преобразований - привлечение молодёжи в науку. Примером, на который необходимо ориентироваться, где комплексно готовят будущих учёных, - это знаковый Академический университет имени Ж. И. Алфёрова РАН. Об этом учебно-научном заведении Фальков заговорил на встрече с депутатами-коммунистами. Депутаты фракции КПРФ, по мнению министра, много сил вкладывают в развитие науки и высшего образования. Титанические усилия проявил Г.А.Зюганов в сохранении Алфёровского университета. Было непросто… Сегодня уже в благожелательном тоне заговорили на официальном уровне об Алфёровском детище.
Фальков: «Университет имени Ж. И. Алфёрова - небольшой, но знаковый. Мы не можем забыть имя Нобелевского лауреата, человека, который столько сделал для современной микроэлектроники страны и для системы высшего образования страны»…
К сожалению, сегодня снизился уровень финансирования университета, по сравнению с тем, что был при Жоресе Ивановиче. Но, база, заложенная академиком, - здание, инфраструктура, методика обучения будущих учёных, малочисленность – отбираются самые талантливые, - лаборатории, питание, - всё сохраняется. Университет готовит кадры в области нанотехнологий и создаёт предпосылки для сохранения лидирующих позиций России в научно-техническом прогрессе XXI века.
Невольно вспоминаются факты, когда на высоком уровне бюджетные миллиарды отдавались «Роснано», возглавляемому Чубайсом. А Жоресу Ивановичу приходилось с огромными трудностями выбивать кое-какие средства для знакового университета. Он, между тем, финансировался, в основном, за счёт средств Фонда Алфёрова, в который учёный вложил часть своей Нобелевской премии. Где сейчас Чубайс? Что дало его «Роснано» стране? Проели в той конторе русские миллиарды…
А университет Алфёрова – образцовая школа обучения юных талантов для российской науки, работает на благо страны.
Вспомнил об Алфёрове Геннадий Зюганов: «Он был избран депутатом от партии власти. Но, потом пришёл в КПРФ и сказал: не могу там работать, когда выступают, то все за науку и образование, а начинают голосовать – практически все против. …Жорес Иванович очень эффективно проработал во фракции КПРФ 20 лет. В этой аудитории – Малый зал Госдумы - он прочитал три гениальных лекции, которые являются творческим наследием Госдумы. Первая лекция – «Советский и американский атомный проект», который дал сотни новых технологий, вторая – «Наука и власть», главная мысль которой - никакая власть не может успешно развиваться без науки, и не бывает великих государств без классной науки и великолепного образования. Третья лекция – по работе Эйнштейна «Почему социализм?». Выступления Алфёрова проходили при переполненном зале.
Зюганов пообещал передать Министерству записи этих выдающихся лекций.
Главное пожелание фракции КПРФ министру Фалькову – добиться финансирования науки и высшего образования – не менее 7 процентов ВВП в будущем бюджете, который уже начинает верстаться в Минфине.
Коммунисты пожелали министру целеустремлённости в удержании тех направлений в начавшихся преобразованиях, который выведут науку и вузовское образование РФ из кризиса.
Галина Платова