< Предыдущая | Следующая > |
---|
30 июля, в преддверии завершения весенней парламентской сессии, депутаты всесторонне обсудили вопросы государственной политики в сфере высшего образования. В этот день состоялся «правительственный час» с главой минобрнауки Валерием Фальковым, где речь шла, прежде всего, о реализации национального проекта «Наука и университеты». Предварительно министр встретился со всеми фракциями. Обсуждение проблем высшей школы с фракцией КПРФ получилось шире и содержательнее, чем предполагала тема «правительственного часа».
Министр рассказал депутатам-коммунистам о приоритетах в развитии высшего образования, которые правительство последовательно реализует на протяжении последних лет. Первый и главный — фундаментальность, которую мы потеряли с переходом на двухуровневую систему и которая была отличительной чертой советского образования. Было решено, что нам нужна своя национальная система высшего образования, опирающаяся на советский опыт и наработки последних десятилетий.
Чтобы плавно перейти на новую модель, чуть более года назад был запущен эксперимент. В нём приняли участие шесть университетов. В пилотных вузах фундаментальность обеспечивается набором определённых дисциплин, последовательностью их преподавания. Уделено большое внимание практике, введён элемент наставничества со стороны предприятий.
Последнее определяет второй приоритет — практико-ориентированность высшего образования. Валерий Фальков отметил, что надо на законодательном уровне вернуть статус молодого специалиста. В условиях дефицита кадров важно трудоустройство выпускников вузов в соответствии с полученным образованием.
Намечено выработать единый подход к блоку социально-гуманитарных дисциплин, пересмотреть продолжительность программ. Если говорить об инженерных специальностях, то здесь хорошего специалиста менее чем за пять лет подготовить невозможно. При этом «нельзя просто добавить год, не меняя учебные планы, не повышая квалификацию преподавателей, не увеличивая норматив стоимости обучения», отметил министр. В пилотных вузах больше чем на 20% увеличивается ресурсное обеспечение программ, выделяются дополнительные средства на лаборатории, заработную плату.
Ещё один приоритет — поддержка региональных университетов — непосредственно связан с решением проблемы оттока кадров, характерной для многих регионов страны. В этих вузах последовательно увеличивается количество бюджетных мест, изменена процедура приёма.
Большой флагманский проект касается создания инженерных школ. Суть этой программы — в совместном финансировании государства и бизнеса. На каждый казённый рубль приходится 1,3—1,7 рубля частных. И бизнес сам ставит инженерные задачи в самых различных отраслях.
В числе государственных приоритетов и привлечение молодёжи в науку.
Глава минобрнауки, рассказывая о развороте высшей школы к нашему традиционному образованию, об укреплении связи науки с производством, неоднократно подчёркивал деятельную поддержку этих изменений со стороны фракции КПРФ и лично Геннадия Андреевича Зюганова.
Министр вспомнил о том, как благодаря взаимодействию минобрнауки и руководства КПРФ удалось вывести из тупика Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет РАН, созданный нобелевским лауреатом Ж.И. Алфёровым и носящий сегодня его имя. После смерти учёного университет переживал очень тяжёлые времена. И руководство КПРФ сделало всё возможное, чтобы спасти детище Алфёрова — уникальный вуз, объединивший науку, высшее и общее образование. Жорес Иванович, будучи депутатом Госдумы, более 20 лет трудился во фракции КПРФ.
Каждый второй депутат во фракции КПРФ имеет научную степень, многие преподают в вузах и продолжают работать в научных организациях. Поэтому проблемы науки и высшей школы они пропускают через своё сердце. Оттого и вопросы, задаваемые чиновникам, всегда предельно остры и актуальны.
Николай Арефьев подчеркнул роль отраслевой науки, которая практически уничтожена. Были закрыты институты дальней радиосвязи, электроизоляционных материалов, институт астрофизики и многие другие. Часть институтов выселена из столицы вглубь России. Но редко кто из учёных готов переехать жить в бедную глубинку. Всё это отрицательно сказывается на научных исследованиях.
Светлана Савицкая полагает, что надо пересмотреть законодательную норму о предельном возрасте для руководителей вузов и научных организаций. В 2020 году были приняты поправки в Трудовой кодекс, устанавливающие возрастное ограничение для замещения должности руководителей и их заместителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций — не старше 70 лет. Тем самым были созданы условия для вымывания из руководства вузов носителей советской школы высшего образования. Глава минобрнауки выразил готовность обсудить этот вопрос для выработки коллективного решения.
Ольга Алимова и Анжелика Глазкова подняли проблемы конкретных вузов: Первоуральского филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург) и Института математики Сибирского отделения РАН соответственно.
Ирина Филатова затронула проблему недофинансирования РАН. По словам депутата, учёные вынуждены заниматься научно-исследовательской работой, оторванной от практики, что в свою очередь отрицательно сказывается на авторитете Академии наук Анастасия Удальцова спросила, какие достижения советской системы высшего образования должны в первую очередь использоваться в образовательном сотрудничестве стран БРИКС и ШОС. Валерий Фальков отметил три основных направления: фундаментальность, опору на качественное всеобщее школьное образование, тесно связанное с высшим профессиональным образованием, и создание стимулов для конкуренции в системе высшей школы, пояснив, что в последнем случае речь идёт о едином рейтинге БРИКС для университетов. Николай Коломейцев предложил включить сюда и обмен студентами, с чем министр согласился.
Владимир Исаков попросил министра пояснить сделанное им неделю назад резонансное заявление о том, что общежития должны предоставляться только малообеспеченным студентам или находящимся в трудной жизненной ситуации. Глава минобрнауки попытался убедить, что такую интерпретацию его заявления дали СМИ. На самом деле, речь не идёт о какой-то дифференциации студентов. Вопрос о создании экономической модели, которая позволила бы поддерживать студенческие общежития (которых более трёх тысяч, при этом две трети построены более 50 лет назад), в нормальном состоянии. Установленная плата за общежитие покрывает лишь 20—25 процентов стоимости их содержания. Поэтому министерство предложило в нормативе стоимости обучения предусмотреть расходы на содержание общежитий и на их регулярный ремонт. Второе предложение: поскольку сейчас многие студенты из-за нехватки общежитий снимают квартиры, целесообразно, считают в министерстве, строить студенческое жильё, которое будет комфортнее, чем общежитие, соответственно и правовой статус у него будет иной и плата за проживание выше. Но оно будет дешевле, чем арендное жильё, плюс ближе к вузу. Судя по всему, минобрнауки, хотя и ратует за возвращение к советской системе образования, но, заражённое вирусом коммерциализации, не собирается вылезать из разбитой рыночной колеи.
Алексей Куринный коснулся вопросов целевого приёма. Треть мест по программам целевого обучения по техническим специальностям останутся в этом году незанятыми. Также депутат поднял проблему строительства здания для медфака Ульяновского государственного университета.
Денис Парфёнов поинтересовался тем, какую идеологию планируется заложить в основу единого подхода к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин. «Не идеологию, а духовно-нравственные ориентиры», — аккуратно поправил В. Фальков, уточнив, что здесь министерство опирается на указ президента об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Олег Михайлов сопоставил некоторые показатели научной деятельности учёных России, Китая и США. Доля публикаций в мировых индексируемых научных изданиях составляет: Россия — 3,5%, США — 18%, Китай — 24%. По цитируемости: российские авторы — 4%, китайские — 26%, американские — 30%. Если взять патентную деятельность, то ситуация вообще удручающая: по патентным заявкам мы находимся на 14-м месте, Китай опережает нас в 60 раз. «Какие преобразования надо сделать, чтобы Россия окончательно не оказалась на обочине мировой науки?» — спросил депутат.
Валерий Фальков считает, что надо развивать свои журналы и продвигать их за рубежом. Сейчас идёт формирование собственного «белого списка» — перечня авторитетных научных журналов, который используется для мониторинга и оценки публикационной активности российских учёных. Что касается патентной деятельности, то, во-первых, здесь надо учитывать единицы измерения, во-вторых, в Китае население больше. А вообще «надо настроить систему так, чтобы люди, работающие в научных институтах и академических университетах, умели идеи превращать в технологии, продукты и сервисы», заметил министр, не уточняя детали.
Животрепещущая тема — кадровый голод. Молодые учёные в начале своего пути в науку могут рассчитывать на зарплату всего в 30—40 тысяч рублей. Поэтому в науке остаются лишь самые стойкие. Это общая беда всех вузов. Как быть? — спросил Ренат Сулейманов. Валерий Фальков полагает, что надо увеличивать норматив стоимости обучения и развивать линейку разного рода программ, начиная от тех же инженерных школ.
Владимир Кашин, подчеркнув, что КПРФ всегда защищала науку, билась за зарплату учёных, стипендии студентам, за сохранение РАН, пожелал министру ускорить процесс восстановления классической системы высшего образования, отраслевой науки, выработать стратегию эффективного использования каждого бюджетного рубля и видеть проблемы, о которых столько говорили коммунисты, в комплексе.
Обсуждение было продолжено в рамках «правительственного часа». Михаил Берулава поинтересовался результатами мониторинга кибератак на российские образовательные организации за 2023—2024 годы и тем, какую помощь может здесь оказать вузам минобрнауки. Вопрос актуальный, согласился Валерий Фальков, поскольку идёт приёмная кампания. Роль методических центров выполняют наши ведущие университеты. Технические вузы обеспечивают безопасность не только свою, но и всей системы в целом.
Казбек Тайсаев обратил внимание на то, что выборы ректоров коллективами вузов всё чаще заменяются директивным назначением, тогда как участие профессорско-преподавательского состава, трудовых коллективов вузов, а также студенчества в демократических процедурах формирования органов управления своих организаций на протяжении десятков лет было одной из основ управления российской высшей школой.
Позицию фракции КПРФ обобщил в своём выступлении первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.
Большой блок законодательных инициатив депутатов-коммунистов Госдума рассмотрела в особом порядке, то есть без обсуждения. Речь шла о поправках в действующее законодательство, касающееся предоставления отсрочки от мобилизации для отцов троих детей, для отцов детей-инвалидов и для единственных сыновей одиноких родителей. «Закон о мобилизации, который не соответствует нашему семейному законодательству, надо менять», — убеждена автор этих законопроектов Нина Останина.
Выступление от фракции КПРФ Олега СМОЛИНА на «правительственном часе» 30 июля
Если рассматривать доклад правительства о реализации госполитики в сфере высшего образования как отчёт о работе, следует признать: работа выполнена большая и результаты её значительные.
Вот некоторые.
Первое. Увеличение приёма студентов в вузы на бюджетные места. Если с 2016 по 2021 год контрольные цифры приёма сократились примерно на 8 тысяч, то к настоящему времени увеличились без учёта новых регионов почти на 85 тысяч. Важный перелом в нужную сторону. Но не могу не добавить, что во всём мире доступность высшего образования оценивается количеством студентов на 10 тысяч населения. И в этом смысле мы уступаем самим себе даже по сравнению с началом 1990-х годов. Причины: сокращение доли молодёжи и сокращение сроков обучения в связи с принудительным использованием так называемой болонской системы.
Второе. Установление льгот при приёме в вузы для участников СВО и их детей, а также детей медработников, погибших при исполнении служебных обязанностей во время пандемии. Страна должна помогать тем, кто защищает её интересы. Кстати, доля студентов с инвалидностью за последние годы тоже увеличилась в два с половиной раза, и это результат нашей совместной работы.
Третье. Прекращение в основном принудительной реорганизации вузов. В последние четыре года количество вузов в стране не сокращалось, а в предыдущие восемь лет сократилось почти на четверть.
Четвёртое. Создание передовых инженерных школ — это важный шаг по пути интеграции образования, науки и производства, без чего новая индустриализация невозможна. Другая форма такой интеграции — научно-образовательные центры, которые мы также поддерживаем.
Пятое. Не вызывают сомнений основные направления создания национально ориентированной системы образования, объявленные министром, а именно возвращение к фундаментальности, усиление практико-ориентированности, воспитание гражданина. Сегодня к этому было добавлено повышение статуса молодого специалиста.
Недавно на Московском академическом экономическом форуме академик Талия Хабриева, которой во многом принадлежит оформление поправок к Конституции, заявила, что целью нашего образования должно быть воспитание человека-творца, а не квалифицированного потребителя. Валерий Николаевич выразился мягче: отказ от сервисной модели образования. Мы никогда не сомневались, что образование должно формировать творческую личность, и вспоминали слова Юрия Гагарина: «Из ресторанов в космос не летают». Хорошо, что это осознала часть политической элиты.
Но теперь о другом. Отчёт правительства и доклад о реализации образовательной политики — это разные жанры. Отчёт предполагает перечисление достижений, доклад должен включать постановку проблем, анализ условий и перспектив их решения. К сожалению, такого анализа в докладе мы практически не находим, хотя Валерий Николаевич сегодня это сделал.
В подготовке правительственного доклада должны принимать участие не только профильные министерства, но также минфин, минэкономразвития, минтруд, минздрав, минцифры, а выступать с докладом — заместитель председателя правительства. Это обеспечило бы докладу межведомственный характер.
Перед вами системные проблемы образования, которые не могут быть решены исключительно профильными министерствами даже при самых больших усилиях. Назову некоторые.
Первое. Хроническое недофинансирование образования вообще и высшего образования в особенности. Согласно данным ЮНЕСКО и Всемирного банка, по доле финансирования образования из всех источников от ВВП наша страна в 2012 году занимала 98-е место, в 2018-м — 120-е, в 2022-м — 84-е место. Отдельных данных по высшему образованию не видел, но вряд ли они сильно отличаются. Так, за четыре последних года рост расходов на высшее образование составил 38 процентов, официальная инфляция более 39 процентов, но в официальную инфляцию верят только официальные лица, реальные расходы на высшее образование как минимум не растут.
Весь федеральный бюджет высшего образования, пересчитанный в доллары, сравним с бюджетом крупного американского университета. Вот почему в подготовке доклада должны обязательно участвовать минфин и минэкономразвития.
Второе. Фактическое неисполнение указа президента РФ №597 в части оплаты труда преподавателей вузов во многих регионах. Согласно докладу, в 2023 году указ не был исполнен лишь в 15 субъектах Федерации, причём отклонение составило не более 5 процентов. Однако это чудеса статистики.
По данным Высшей школы экономики, в 2022 году средняя зарплата преподавателей вузов составила 83 с половиной тысячи рублей, то есть 128 процентов от зарплаты в экономике, а не 200 процентов, как положено по указу президента.
При этом количество часов на одну ставку по сравнению с советскими временами увеличилось с 720 до 900. Но на одну ставку практически никто не работает, говорят так: «На одну ставку есть нечего, а на две есть некогда». Вот почему в работе над докладом должны принимать участие минтруд и тот же минфин.
Третье. Снижение реального уровня стипендий. По отношению к прожиточному минимуму расчётная стипендия студента вуза по сравнению с советскими временами снизилась примерно в 7 раз, студента в организациях СПО — в 15, аспиранта — в 8 раз, аспиранта, который учится по направлениям подготовки, определённым минобрнауки, — в 3 раза.
При этом стипендиальный фонд в 2024 году увеличивается с 1 сентября на 5,5 процента, то есть в пересчёте на год лишь на 1,8 процента при официальной инфляции в прошлом году в 7,5 процента, то есть в 4 раза ниже инфляции. Ещё большему числу студентов придётся, как не раз говорил, работать и подучиваться.
Средняя стипендия в 3600 рублей, которую получают большинство студентов, почти вдвое выше расчётной, — 1967 рублей. Но и она составляет от прожиточного минимума лишь 21 с половиной процент.
Четвёртое. Нарастающая бюрократизация управления. В докладе этой темы нет, между тем по остроте она уже сравнима с недофинансированием и недозарплатой.
По данным Высшей школы экономики, ежедневно в вузы приходит от пяти до восьми запросов, то есть в год от 1800 до 2800 отчётов. Ни один интеллект, кроме искусственного, этого не прочтёт.
Кроме того, в прошлом году минобрнауки провёл более 120 мониторингов, но проблема бюрократизации имеет межведомственный характер.
По данным комитета Госдумы шестого созыва по образованию, примерно 80% всех контрольных процедур не связаны с деятельностью органов управления образованием.
Предлагаем восстановить межкомитетскую рабочую группу по дебюрократизации образования с приглашением представителей всех федеральных органов, которые могут увеличить бюрократическую нагрузку в вузах.
Эти и другие системные проблемы образования мы предлагали решить специальными законопроектами, но многие из них, увы, отклонены большинством Государственной думы. И в настоящее время мы рассматриваем законопроект об образовании для всех в течение всей жизни.
Мы надеемся, что следующий доклад будет межведомственным и аналитическим, а пока хочу сказать, что мы поддерживаем, положительно оцениваем работу министерства науки и высшего образования, готовы работать и с министерством, и с правительством в целом, чтобы обеспечить нашей стране подлинный образовательный и технологический суверенитет.