< Предыдущая | Следующая > |
---|
Доля расходов на здравоохранение в структуре российского ВВП продолжит снижение
Нынешнее положение российского здравоохранения с каждым днём выглядит всё печальнее. Казалось бы, промчавшаяся двухгодичная эпидемия, унёсшая, судя по статистике избыточной смертности Росстата, порядка миллиона жизней, должна была привести наше правительство к мысли о том, что пора что-то предпринять в сфере здравоохранения. Однако урок прошёл впустую.
Сегодня экономисты предупреждают, что доля расходов на здравоохранение в структуре ВВП продолжает снижение. Согласно последнему опубликованному Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) рейтингу стран мира по уровню расходов на здравоохранение (в процентах от ВВП), пять лет назад Россия занимала в нём постыдное 121-е место из 189, гораздо ниже не только США и Германии, но таких стран, как Куба, Микронезия, Науру, Южный Судан, Намибия, Гондурас, Нигер и т.д. Но сейчас, похоже, мы падём ещё ниже: расходы федерального бюджета на финансирование отрасли в структуре ВВП не превысят в 2023—2025 годах 0,9%. Это меньше по сравнению с 1,12% в прошлом и 1,05% в этом году.
Экономисты из Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) отмечают, что основными последствиями ужесточения бюджетных ограничений в сфере здравоохранения станет отказ от расширения ряда государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, прежде всего в сегменте лекарственного обеспечения.
Конкретные данные предстоящего удручают. Так, расходы по федеральному проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями», в рамках которого к 2024 году планировалось построить 420 центров амбулаторной онкологической помощи и переоснастить 160 больниц и диспансеров в регионах, урежут почти на 20% в 2023 году. Почти на треть должно быть уменьшено финансирование федпроекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». На 10% усохнет проект модернизации первичного звена и на 22% — проект «Развитие инфраструктуры здравоохранения» (то есть строительство и ремонт поликлиник и больниц). Не получат достаточной финансовой поддержки программы борьбы с гепатитом C и сахарным диабетом, увеличения закупок лекарств для пациентов с ВИЧ, расширения лекарственного обеспечения больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, проходящих лечение в амбулаторных условиях.
И это при разъедающем уровне инфляции в стране, когда резкое удорожание оборудования и стройматериалов привело к нарушению графика сдачи новых объектов здравоохранения уже в прошлом году. Да и предусмотренные бюджетом ФОМС темпы увеличения подушевого норматива финансового обеспечения не покрывают фактического уровня инфляции уже второй год подряд.
Всё это происходит на фоне постоянного ухудшения показателей состояния здоровья населения и роста смертности, в том числе и в результате снижения качества медицинской помощи.
Положение усугубляется и тем, что людям всё так же придётся уже на уровне семейного бюджета экономить на своём здоровье. Это результат как нашей ментальности, когда собственное здоровье обычно считается не самой важной статьёй расходов, так и объективно распухающей инфляции, когда рост цен на лекарства и платные медицинские услуги достигает от 15 до 40%. Людям становится всё труднее выкраивать из сжимающегося как шагреневая кожа семейного бюджета деньги на поддержание собственного здоровья. Ухудшение в результате обнищания населения структуры и качества питания, а также проблемы экологии, постковидное наследие, психологическое неблагополучие, дефицит медицинских кадров также играют немаловажную роль в том, что здоровье нашего населения будет, увы, явно не улучшаться.